Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примерные критерии оценки работы методического объединения



Критерии и механизм оценивания деятельности методического объединения классных руководителей разрабатывается методическим объединением классных руководителей совместно с научно-методическим (методическим) советом и утверждаются Педагогическим советом образовательного учреждения.

В педагогической литературе рассматривается несколько подходов к оцениванию методической деятельности. Например, М. М. Поташник, Н. А. Кузнецов, Д. Е. Яковлева предлагают оценивать эффективность осуществления функций методического объединения только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, в частности воспитанности и развития детей.

Критерии формулируют следующим образом:

1. Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если результат образования, воспитания и развития детей, занимающихся в учреждении, растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка.

2. Критерий рационального использования времени, рост мастерства педа8ога происходит при разумных затратах времени.

3. Критерий удовлетворенности педагогов своим трудом, можно считать достигнутым, если в учреждении создается творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при котором усиливается мотивация творческого труда педагогов.

4. Критерий взаимосвязи методической работы внутри учреждений с государственной системой повышения квалификации педагогических кадров.

 

Возможно эффективность осуществления функций методического объединения классных руководителей оценивать и с точки зрения развития слагаемых профессионально-педагогической подготовки и деятельности педагогов на основании двух групп критериев:

А. Критерии отражающие уровень, которого достигают классные руководители в своем профессиональном развитии:

· уровень знаний по: педагогической и возрастной детской психологии, социальной психологии;

· уровень знаний теоретических основ воспитания, технологий организации воспитательного процесса;

· уровень организаторских умений и навыков;

· уровень коммуникативных способностей;

· уровень общей культуры и гражданской зрелости педагога.

Б. Критерии позволяющие оценить реализацию управленческих функций классного руководителя:

· организация воспитательной работы с обучающимися (наличие и ведение установленной для классного руководителя документации; наличие и уровень зрелости классного коллектива, общий психологический климат в классе, рост общей культуры (воспитанности) учащихся класса;

· взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся;

· активность позиции классного руководителя.

Методические объединения могут эффективно выполнять вышеуказанные функции, если их работа будет не формализована, объединение будет поддерживать тесную связь с исследовательскими педагогическими коллективами.

 

2.Рекомендации по составлению плана работы классного руководителя

Всем известно, что в плане работы классного руководителя определяется перечень дел с группой или с отдельными учениками, а также с учителями класса, родителями, внешкольными учреждениями и организациями на определенный период времени (от четверти до года).

Приступая к составлению плана, надо учитывать различные источники планирования. К ним относятся:

· Законы РФ «Об образовании в РФ», «О защите прав ребенка» … и нормативно-правовые акты, регулирующие учебно-воспитательный процесс;

• документы органов управления;

• методические рекомендации по вопросам планирования воспитательной работы;

Образовательная программа

Программа развития школьников

Программа воспитания и социализации школьников

• план учебно-воспитательной работы школы;

• данные диагностики учащихся;

• рекомендации учителей класса, пожелания родителей и учеников;

• текущие и ожидаемые события в вашем городе (селе).

 

На основе изучения ситуации классный руководитель может, к примеру, решить, что надо включить в план мероприятия школы и соседних внешкольных учреждений. Он намечает организацию какой-либо деятельности учеников, связанную с датами календаря и текущими событиями, как традиционными, так и относительно новыми (начало учебных занятий, праздник урожая, встреча Нового года, проводы зимы и многое др.). Он включает в план мероприятия, рекомендуемые учителями, работающими в классе, например, экскурсии или беседы. Чтобы учесть мнение родителей, педагогу целесообразно встретиться хотя бы с некоторыми из них.

Рекомендуемые мероприятия Упро г. Нижний Тагил:

· День пожилого человека;

· День матери;

· День героя России

· День защитника Отечества;

· День защиты детей.

 

В системе воспитательной работы города:

· Профилактика дорожно-транспортного травматизма

· Профилактика ЧС

· Организация работы общественной организации «ЮНТА», городской игры «Я-тагильчанин».

 

Желательно привлекать учеников к составлению плана, помня при этом, что для них это — планирование собственной жизни. Однако существует опасность, что они предложат проведение только дискотек, игр и других форм отдыха. Учитель должен идти им навстречу и вместе с тем помнить о своей задаче — обеспечивать рост, развитие учеников. Кто-то из известных педагогов сказал, что если дети хотят изучать ирокезский язык, начните с этого. Действительно, можно «начинать игру на их территории», постепенно организуя педагогически более целесообразно деятельность. А можно пойти и по пути, предложенному А. С. Макаренко: он рекомендовал педагогам делать то, что им самим интересно, и этим увлекать школьников.

Когда вы будете составлять план, учтите также требования, которым он должен соответствовать и по которым вы можете оценить, насколько хорошим он у вас получился. Вот их необходимый минимум:

• соответствие педагогическим задачам, актуальным проблемам в воспитании школьников;

• соответствие возрастному уровню, возможностям и интересам учеников;

• разнообразие и адекватность методов и форм работы;

• посильность, реальность его выполнения для вас и для учеников.

 

В методической практике выделены такие виды планов: перспективный, недельный, на один день, план воспитательного мероприятия.

Перспективный план — это как раз тот, о котором мы и говорим. В принципе его состав и структуру может определять сам педагог. Однако методисты рекомендуют внести следующие разделы в план работы классного руководителя:

1) общая и психолого-педагогическая характеристика класса;

2) план-сетка на четверть или полугодие по направлениям работы и календарным срокам, где указаны конкретные дела класса;

3) работа с учителями и родителями;

4) индивидуальная работа с отдельными учениками.

 

Думается, что план вместе с характеристикой, да еще и с анализом работы, как это требуют некоторые руководители, — это уже комплекс документов. Поэтому имеет смысл заполнить предлагаемую ниже диагностическую карту (см. табл. 5): она компактна, информативна, позволяет производить неоднократный анализ данных, дополнять их другими конкретными сведениями, полученными разными методами.

Таблица 5

 

Содержание
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Нравственное воспитание (образ жизни)      
Умственное воспитание (учение)      
Физическое воспитание (здоровье)      

 

Диагностическая карта

В плане работы (это может быть тонкая тетрадь) следует записать две-три приоритетные задачи на период планирования и сделать план-сетку по предложенной ниже форме (табл. 6).

Таблица 6

Содержание, методы, формы работы Сроки выполнения Исполнители Отметка о выполнении
     
       

 

Для составления плана может быть использована и другая форма (табл. 7).

Таблица 7

Направления Коллективная работа Индивидуальная работа Работа с учителями Работа с родителями Внешние
Учение          
Общение          
Образ жизни          
Здоровье          
Досуг          

 

Выбирая ту или иную форму плана, надо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда. Приведем еще один пример. Предположим, вы работаете в 5-м или 6-м классе. Вы выявили следующие проблемы в воспитании учеников своего класса: отсутствие интереса к учению, низкая культура общения школьников друг с другом и со взрослыми. Ваш план на первую четверть может быть примерно таким (табл. 8).

Таблица 8

Сроки Содержание работы Примечания
1–2 сентября День знаний По плану школы
4–9 сентября Организационное классное собрание. Организационное собрание родителей Индивидуальные беседы с учениками, родителями
11–16 сентября Беседа «Как лучше учиться». Консультации с учителями Предварительно получить диагностические данные
18–23 сентября Поездка-поход в лес, к историческому памятнику Индивидуальные беседы
25–30 сентября День школы и учителя — праздник По плану школы
2–7 октября «Как ценить и уважать себя» (занятие из цикла «Навыки общения») Предварительно получить данные диагностики
9–14 октября «Октябрь уж наступил». Вечер-праздник  
16–21 октября Беседы с учителями об успеваемости. Уборка школы. Беседа о правилах безопасности на каникулах Индивидуальные встречи с учениками, родителями

 

Недельные планы и планы одного дня могут составляться в произвольной форме в дневнике классного руководителя (толстой тетради), где должно быть выделено место для всех планов и ежедневных записей. В той же тетради следует отвести по 2–3 страницы, посвященные каждому ученику, для того, чтобы вносить туда записи о поступках и различных фактах из школьной жизни, по которым можно судить о развитии школьника и строить на основании этих наблюдений индивидуальную работу. Систематические наблюдения и их анализ за длительный период позволят увидеть то, что трудно обнаружить без записей.

План отдельного воспитательного мероприятия — это по сути дела конспект, в котором должны быть отражены его задачи, содержание, ход подготовки и проведения. Такие конспекты особенно важно продумывать начинающим учителям, хотя и для опытного учителя жизнь всегда даст новые темы, которые потребуют чтения, освоения нового и записей. Коллективные же дела (праздники, вечера и пр.) требуют плана, который уместней назвать сценарием, его надо тоже писать.

Методисты выделяют определенные виды внеурочной деятельности, возможные в школе, а именно: познавательную, ценностно-ориентационную, общественную, эстетическую, досуговую. Целесообразно отразить в плане все эти виды деятельности. Но при этом важно не перегружать план.

 

Ежемесячно имеет смысл проводить два классных часа (время классного руководителя для работы с классом в любой форме) и одно коллективное дело. Остальное время следует отводить на индивидуальную работу, встречи с родителями, учителями и на массу текущих дел, которых всегда так много в школе.

Таблица 9

Программа занятий с родителями

Содержание Дата Ответственные
Родительская конференция. Анализ прошедшего учебного года. План работы на следующий учебный год. Совет школы. Планирование работы с родителями. Сентябрь  
Анкетирование. Изучение семьи, в которой воспитывается ребенок Каким вы видите своего ребенка после окончания школы (социальный заказ). Октябрь  
1. Лекция: «Одаренные дети». 2. Итоги 1 четверти (собрание по классам). Ноябрь  
1. Лекция: «Педагогически запущенные дети». 2. Итоги 2 четверти (собрания по классам) январь  
1. Лекция: «Предупреждение правонарушений». 2. Итоги 3 четверти. 3. Комплектование 10-х классов. Март  
Итоги диагностики. Анализ. Планирование. Апрель  

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.