Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы
Методическая работа выстраивается в соответствии со следующими принципами:
· научности - т. е. поиск и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу;
· гуманитаризации – основой содержания образования является человек, педагог, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;
· системности, которая предполагает необходимость планирования и реализации всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и проблемный анализ качества образовательного процесса – осмысление теоретических основ образовательной проблемы – разработка методического инструмента ее решения – внедрение его в образовательную практику – подготовка методологических рекомендаций – презентация;
· актуальности и востребованности, т. е. направленности на профессионально значимые проблемы, касающиеся содержания и организации воспитательной работы и т. д.;
· культуросообразности – разработке содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.
Основная задача методической работы в школе по вопросам воспитания заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по направлениям:
- повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы. Организация программно - методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы в школе;
- обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся. информирование о нормативно - правовой базе, регулирующей работу классных руководителей, воспитателей групп продленного дня в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;
- формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
- обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
- вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы;
- координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах;
- оценивание результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива.
В настоящее время в образовательных учреждениях действует более двадцати видов различных профессиональных объединений педагогов. Наиболее традиционной, распространенной формой объединения педагогов является методическое объединение.
Методическое объединение классных руководителей —
структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
Управление работой осуществляет председатель, утвержденный директором школы - заместитель директора по ВР, педагог - организатор, старший воспитатель, опытный классный руководитель совместно с научно - методическим, методическим советом школы (специалисты органов управления образованием по вопросам воспитания).
Методических объединений в школе может быть несколько, если она имеет большое количество классов. В течение учебного года рекомендуется проводить не менее 4-х заседаний методического объединения (2 раза в семестр или 1 раз в четверть), которые протоколируются в тетради протоколов, в конце учебного года и сдаются совместно с годовым отчетом о работе на хранение заместителю директора по воспитательной работе ОУЗ. На заседание МО выносятся два-три выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются методические рекомендации.
Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей является:
-планирование и организация работы методического объединения классных руководителей, воспитателей групп продленного дня:
-разработка и утверждение планов воспитательной работы, циклограмм деятельности педагогов, программ индивидуального развития;
- анализ результатов воспитательной работы образовательного учреждения; разработка методического сопровождения воспитательного процесса;
-определение и утверждение тематики работы творческих групп классных руководителей;
-разработка методик (техник) и инструментария выявления результативности проведения воспитательной работы по всем направлениям деятельности.
Создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности членов методического объединения:
· оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество, стажерская практика).
Осуществление анализа качества оказания воспитательных услуг по направлениям:
· состояние воспитания в процессе обучения;
· создание дополнительного пространства для самореализации личности во внеурочное время;
· научно-методическое обеспечение воспитательного процесса;
· формирование воспитательной системы общеобразовательного учреждения;
· организация социально-профилактической работы;
· мониторинг уровня воспитанности учащихся.
Систематизация, обобщение и пропаганда передового педагогического опыта:
-организация методических выставок; разработка методических рекомендации по приоритетным направлениям работы; подготовка творческих отчетов, мастер - классов, педагогических марафонов; педагогические чтения; семинары.