Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:
Организационно-техническими методами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
– создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
– разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств.
Экономические методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации включают в себя:
– разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
– совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.
Особенности обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в различных сферах общественной жизни:
В сфере экономики.
Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и иных кредитных организаций.
В сфере духовной жизни.
В сфере духовной жизни – защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования.
В условиях чрезвычайных ситуаций.
Наиболее уязвимыми объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций являются система принятия решений по оперативным действиям (реакциям), связанным с развитием таких ситуаций и ходом ликвидации их последствий, а также система сбора и обработки информации о возможном возникновении чрезвычайных ситуаций.
Особое значение для нормального функционирования указанных объектов имеет обеспечение безопасности информационной инфраструктуры страны при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.
Сокрытие, задержка поступления, искажение и разрушение оперативной информации, несанкционированный доступ к ней отдельных лиц или групп лиц могут привести как к человеческим жертвам, так и к возникновению разного рода сложностей при ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, связанных с особенностями информационного воздействия в экстремальных условиях: к приведению в движение больших масс людей, испытывающих психический стресс; к быстрому возникновению и распространению среди них паники и беспорядков на основе слухов, ложной или недостоверной информации.
К специфическим для данных условий направлениям обеспечения информационной безопасности относятся:
– разработка эффективной системы мониторинга объектов повышенной опасности, нарушение функционирования которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
– совершенствование системы информирования населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций, об условиях их возникновения и развития;
– повышение надежности систем обработки и передачи информации, обеспечивающих деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– прогнозирование поведения населения под воздействием ложной или недостоверной информации о возможных чрезвычайных ситуациях и выработка мер по оказанию помощи большим массам людей в условиях этих ситуаций;
– разработка специальных мер по защите информационных систем, обеспечивающих управление экологически опасными и экономически важными производствами.