Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гигиенические основы компьютеризации обучения



Разработка компьютерных технологий обучения в стране началась в середине 1970-х и достигла уровня массового внедрения в середине 1980-х гг. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концеп­туального и математического моделирования явлений и процессов. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечи­ло учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили ПК в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса/дома, присутствовать на лек­циях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями историчес­ких событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Новые возможности для учащихся и преподавателей открыли теле­коммуникационные технологии. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотнос­ти и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повы­шение их интереса к учебе и, как следствие, общий рост успеваемости.

По мнению российских экспертов, новые информационные техно­логии обучения (НИТО) в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30%, объек­тивность контроля знаний учащихся — на 20—25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием НИТО, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оцен­ки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной под­держке изучения иностранных языков повышается в 2—3 раза.

Современные информационные технологии, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем информационного обмена, обеспечивают операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке и передаче информации.

Новые информационные технологии:

• электронно-вычислительные машины (ЭВМ);

• ПК;

• комплексы терминального оборудования для ЭВМ всех классов;

• локальные вычислительные сети;

• устройства ввода—вывода информации;

• средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией;

• средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ;

• устройства для преобразования данных из графической или зву­ковой форм их представления в цифровую и обратно;

• средства и устройства манипулирования аудиовизуальной инфор­мацией (на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность»);

• современные средства связи;

• системы искусственного интеллекта;

• системы машинной графики;

• программные комплексы (языки программирования, транслято­ры, операционные системы, пакеты прикладных программ).

Практически все эти средства в качестве основного «рабочего» уст­ройства имеют видеодисплейные терминалы (ВДТ).

Кабинеты вычислительной техники в школах оборудованы ПК различного типа, которые в большинстве своем не удовлетворяют гигиеническим требованиям. При оценке конструктивных решений ПК прежде всего обращается внимание на размер экрана ВДТ и кла­виатуру. Не желательно использование дисплеев с размером экрана по диагонали менее 31 см. Конструктивные особенности ПК должны обеспечивать выполнение движений руками школьников в пределах поля зрения, а траектория движений не должна выходить за зону досягаемости.

Используемая в настоящее время в ПК клавиатура КВЕРТИ (QWERTY), названная так по последовательности первых 6 букв в верхнем ее ряду, была разработана в конце XIX в. без эмпирических исследований. Она многократно критиковалась специалистами за несовершенное расположение клавиш, при котором требуются неп­ропорциональные усилия самых слабых пальцев каждой руки. В настоящее время ни одна из предложенных клавиатур не рассчитана на анатомо-физиологические особенности детского организма.

При работе с ПК школьники сталкиваются прежде всего с физи­ческими факторами и разнообразными факторами воздушной среды кабинетов информатики и электронно-вычислительной техники.

Основные физические факторы, воздействующие на организм школьников в компьютерных классах:

• электростатическое поле;

• электромагнитное поле 50 Гц;

• электромагнитное поле радиочастот.

Электростатическое поле, даже не вызывая характерных для воз­действия этого фактора в промышленных условиях изменений в нервной и эндокринной системах у пользователей, обладает способ­ностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их осе­данию. Дышать таким пылевым «коктейлем» — значит подвергаться дополнительному риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Электромагнитное, ультрафиолетовое, инфракрасное излучения и электростатическое поле от ВДТ являются низкоинтенсивными и, как правило, на расстоянии 30—50 см от экрана не превышают пре­дельно допустимый уровень (ПДУ). Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение в несколько десятков раз ниже ПДУ.

ПК, установленные в кабинетах информатики, не являются источ­никами опасного для здоровья детей рентгеновского излучения. Однако последнее, даже ничтожно малых интенсивностей, способс­твует ионизации воздуха, и при значительном числе ВДТ в компью­терном классе количество ионов может увеличиваться. Избыток же положительных ионов считается неблагоприятным для человека. В норме их количество не должно превышать 5000 в 1 см3.

Данные отечественных исследований согласуются с оценками зарубежных специалистов. В частности, в Канаде, США не выявлено факта влияния ионизирующего и не ионизирующего излучения при работе с ВДТ.

Работа ПК сопровождается генерацией шума. Его уровни могут составлять 60—65 дБА при гигиеническом регламенте 50 дБА.

В классах информатики и вычислительной техники образователь­ных учреждений создаются специфические условия окружающей среды (ухудшение качества воздушной среды и микроклимата, све­товой обстановки и др.). Практически во всех компьютерных классах регистрируются недостатки в системе освещения рабочих поверхнос­тей. Искусственная освещенность оказывается, как правило, сни- лсенной на клавиатуре и рабочих местах для теоретических занятий (130—200 лк) и завышенной на экранах мониторов (200-250 лк).

Нерегулярное включение систем кондиционирования и отсутс­твие проветривания, как правило, приводят к значительному ухуд­шению параметров микроклимата. Анализ микроклимата кабинетов^ информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха может превышать оптимальные уровни в 70% случаев и составлять 22-23 °С. При южной ориентации кабинетов информатики темпера­тура воздуха в весенний период может резко увеличиваться, достигая 25 °С. Относительная влажность воздуха в 60% помещений находится на уровне нижней границы нормы (30%). Значительная сухость возду­ха является существенным недостатком кабинетов (классов), где раз­мещаются ПК. При низких значениях влажности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли, и поэтому облада­ющих аллергизирующими свойствами.

Кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники насыщены полимерными, синтетическими и лакокрасочными мате­риалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышении температуры и изменении влажности воздуха, кото­рые обусловливаются работой ПК.

При изучении внешней среды в помещениях, где находятся ПК, установлено, что к концу занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2-4 раза сверх допус­тимого уровня. Увеличивается и содержание аммиака в воздухе: в 37% проб ПДК превышается в 1,5—2 раза. Содержание кислорода может снижаться до 1,5—2%. Санитарно-химическая оценка воздушной среды классных помещений позволяет идентифицировать ряд хими­ческих соединений (табл. 3.12).

 

На учашихся оказывается комбинированное воздействие факторов малой интенсивности, последствия которого могут не укладываться в общепризнанные данные о влиянии этих факторов в незначительных дозах в отдельности. Ведущее значение при этом имеет воздействие электромагнитного излучения широкого спектра.

Важнейшие характеристики видеотерминальных устройств:

• уровни электромагнитного излучения в инфракрасном, микро­волновом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах;

• уровень общей освещенности экрана;

• яркостные и контрастные характеристики изображения, глубина

пульсаиии яркости;

• четкость и стабильность изображения;

| размер знаков.

Работа с ПК нередко усугубляется нерациональным построением учебного дня, недели: наблюдается превышение учебной нагрузки на 1—3 ч в неделю; до 30% учащихся посещают факультативные занятия, причем половина из них занимаются 2—3 раза в неделю, в то время как недельная факультативная нагрузка не должна превышать 2 учебных часов, при этом гигиенические рекомендации о времени проведения факультативных занятий не учитываются.

Часто отмечается «нерациональная» рабочая поза учащегося: угол наклона головы, угол наклона верхнегрудного отдела туловища более 45е, расстояние от глаз до экрана ВДТ менее 50 см.

Применение ПК в учебном процессе увеличивает объем инфор­мации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует по сравнению с обычными уроками организацию познавательной деятельности детей. В то же время условия работы за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе: частое переключение внимания с клавиа­туры на экран, анализ и корректировка полученных на экране резуль­татов и т.д. Занятия с, использованием ПК могут создавать зритель­ные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам, разрабо­танным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.

Работа с ВДТ сопряжена со значительным зрительным напряже­нием, так как она тяжелее, чем с бумажными текстами. При работе с бумажным носителем информация в глаз поступает как отраженный свет, а при работе с ВДТ глазом воспринимаются самосветящиеся объекты (точки). Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 50—70 Гц и выше).

Эти практически неустранимые факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и часто усугубляются качеством ПК.

Работа с ВДТ вызывает напряжение зрительных функций, которое обусловлено следующими причинами:

• необычный контраст между фоном и символами на экране ВДТ;

• символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст,

• символы на экране часто имеют непривычную форму;

• расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, которые бывают обычно при чтении печатного текста;

• фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз;

• осознанное или бессознательное восприятие дрожания или мель­кания изображения;

• различные отражения в экране, причем этот фактор приобретает возрастающее значение, если ПК установлен неправильно или его поверхность лишена антибликового покрытия;

• фиксация символов на экране ВДТ выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана, и она должна быть ограничена умственными усилиями.

Дети легко овладевают техникой работы на клавиатуре. Это в значительной степени обусловлено возрастными изменениями двигательных качеств. Применительно к занятиям с ПК — это воз­можность нервно-мышечного аппарата, главным образом мелких мышц кисти, справляться с этой работой. Возрастная физиология свидетельствует, что быстрота движений с возрастом увеличивается. Наибольшее развитие этого качества достигается у детей 14—15 лет. В 16—17 и 18 лет этот показатель оказывается не более высоким, чем в 14—15 лет. Это особенно проявляется при малых сопротивлениях движению, что характерно для работы с клавиатурой электронно- вычислительной техники. Быстрота двигательных реакций зависит от степени функционального развития нервных центров и перифе­рических нервов, что в конечном счете определяет скорость проведе­ния нервного импульса. У детей максимальные скорости проведения импульса в волокнах периферических двигательных нервов достига­ют таких же величин, как и у взрослых, в возрасте 6 лет.

К 14—15 годам, когда дети приступают к практическим заняти­ям по информатике в компьютерном классе школы, уровень мор- фофункционального развития основных систем, обеспечивающих успешность работы с ПК, достигает параметров взрослого чело­века. Однако не менее важны и такие свойства, как лабильность нервной системы, повышенная утомляемость, высокая чувстви­тельность к неудовлетворительным условиям обучения, которые могут оказывать существенное влияние на успешность овладения компьютерной грамотностью и состояние отдельных систем и органов ребенка.

Наиболее актуальной проблемой работы с ВДТ является ее воз­действие на зрение. Работающие с ВДТ испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявление астенопии. Под этим термином подразумеваются прежде всего зрительные симптомы (пелена перед глазами, неясные очертания предмета). Второй компонент этого понятия — «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышения их температуры, дискомфорта или боли. Частота астенопии у пользователей ВДТ в разное время составляет 40-92%, а ежедневно 10-40%.

Отмечаются выраженные нагрузки на опорно-двигательный аппарат: остисто-крестцовая и трапециевидная мышцы при работе с персональными электронно-вычислительными машинами (ПЭВМ) постоянно испытывают нагрузку на уровне 9—14% от максимальнойпроизвольной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на них. В совокупности с большим количеством дви­жений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать 60—80 тыс.) возможны утомление, переутомление и развитие про­фессиональных заболеваний. Это происходит в результате недоста­точного восстановления работоспособности в период между работой с ВДТ. Скорость процессов восстановления и быстрота смены фаз восстановительного периода зависят от интенсивности предшес­твующей деятельности: чем интенсивнее и короче была работа до утомления, тем выше скорость восстановления. После медленно развивающегося утомления восстановление идет медленно. Так как локальная работа кистями рук характеризуется небольшими вели­чинами, но выполняется достаточно длительно, то и восстановление идет медленно. Выполнение большого количества локальных движе­ний при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, пере­ходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук.

Характер и степень благоприятного или отрицательного воздейс­твия работы на ПК определяется комплексом внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся прежде всего связанные с ПК, а также педагогикой, такие показатели, как:

• продолжительность работы за дисплеем;

| качество изображения (собственно «дисплейные» факторы);

• эргономика рабочего места;

• состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат);

• содержание и объем работы, определяемые характером и трудно­стью учебного материала;

• методика преподавания, структура занятия.

Такие внешние факторы, как эргономика рабочего места, состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат и др.), методика пре­подавания, структура занятия, поддаются контролю и нормируются.

Неблагоприятные изменения функционального состояния под­ростков отмечаются непосредственно после уроков информатики: у школьников в 2 раза снижается работоспособность, на 10—15% — скорость зрительно-моторных реакций, уменьшается критическая частота слияния световых мельканий, что также свидетельствует оразвитии зрительного утомления. У подростков с высокой мотиваци­ей к занятиям информатикой выявляются еще более существенные сдвиги в функциональном состоянии организма: у каждого 3-го из них диагностируется выраженное утомление.

Установлен утомляющий эффект мелькающего изображения. По этой причине некоторые школьники с нежеланием приступают к работе с ПК, а 5% детей указывают на плохую переносимость таких занятий. Это может быть обусловлено тем, что ритмические сигналы, исходящие от дисплея, провоцируют приступы мимолетных, иног­да на доли секунд, перерывов в сознании (абсансы) без моторных и вегетативных эффектов или коротких приступов дурноты, удушья. В основе возникновения этих расстройств лежит повышенная судорож­ная готовность детского организма. Известные случаи «телевизион­ной эпилепсии* усиливают важность этой проблемы.

Более половины старшеклассников (55%) после работы на ПК высказывают жалобы либо на общее утомление, либо на неприятные ошушения в области глаз (усталость, мелькание и др.). Почти треть из них жалуются и на то, и на другое. Это обусловлено нечетким изобра­жением на экране ВДТ, которое приводит к постоянной «поднастрой- ке* хрусталика глаза, т.е. поиском оптимума зрительного восприятия, что может повлечь за собой переутомление мышечного аппарата глаза и последующее снижение зрения.

Оценка функционального состояния зрительного анализатора школьников старшего возраста при работе на ПК показывает, что работа в течение 45 мин приводит к достоверному снижению устойчи­вости аккомодации. Более длительная работа усугубляет этот процесс и обусловливает появление и увеличение остаточного напряжения цилиарной мышиы или спазма аккомодации. Уже после 20 мин рабо­ты с дисплеем наступает снижение видимости (увеличение порога контрастной чувствительности), скорости зрительно-моторных реак­ций у учеников Ю-х классов (рис. 3.8,3.9),

На динамику развития зрительного утомления учащихся 9—10-х классов на занятиях с ПК и течение восстановительного периода вли­яют качество ПК: их соответствие или несоответствие гигиеническим требованиям (рис. 3.10).

  Рис. 3.8. Изменение контрастной чувствительности учащихся 10-х классов на занятиях

 

 

  Время урока, мин с ВДТ Ш без ВДТ • изменение статистически достоверно

 

ис* ЗА Изменение латентного периода простой зрительно-моторной Реакции учащихся 10-х классов на занятиях

----- число случаев снижения остроты зрения при работе на компьютере I типа ----- число случаев снижения остроты зрения при работе на комьютере II типа ---- жалобы на зрительное утомдение при работе на комьютере I типа —— жалобы на зрительное утомдение при работе на комьютере II типа

 

Рис. ЗЛО.Динамика показателей зрительного утомления учащихся 9—10-х классов на занятиях с компьютерами I типа (соответствуют гигиеническим требованиям и И типа (не соответствуют гигиеническим требованиям) и в восстановительном периоде

Через 30 мин работы на ВДТ, соответствующих гигиеническим требованиям, 21—26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при работе с неудовлетворительными ВДТ за то же время число асте- нопических жалоб составляет 40%. Аналогичная ситуация наблю­дается и в отношении снижения остроты зрения: процент детей, у которых наблюдается снижение остроты зрения, соответственно составляет 10-20% и 25-30%. На 20-й минуте работы с ВДТ у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. В дальнейшем количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивает­ся и к концу занятия составляет 35%. В «норме» после урока острота

зрения восстанавливается через 15 мин, жалобы на зрительное утом­ление исчезают через 25 мин. Скорость восстановления показателей функционального состояния также зависит от качества ВДТ.

Таким образом, через 30 мин непрерывной работы за дисплеем у старшеклассников развивается утомление. Поэтому непрерывная длительность работы в индивидуальном ритме за дисплеем для уча­щихся старших классов не должна превышать 25-30 мин (в зависи­мости от типа ВДТ).

На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (рис. 3.11).

Наиболее утомительны занятия компьютерными играми, после которых частота неблагоприятных реакций составляет 35—65%. После занятий смешанного типа частота неблагоприятных изменений у этих же школьников меньше. Промежуточное положение занимают занятия программированием, при котором используются диалоговый режим, свободный ритм деятельности. В связи с этим компьютерные игры 7—10-летних детей не должны превышать 30 мин. У детей более старших возрастов из-за увеличения темпа деятельности за ПК про­должительность игр также не должна превышать 30 мин.

Функциональное состояние ЦНС 6-летних детей после 10-минут­ной игры на ПК свидетельствует об отсутствии неблагоприятных изменений показателей зрительно-моторной реакции. Вместе с тем индивидуальный анализ позволяет выявить детей, у которых после 10-минутной игры на ПК отмечаются признаки развивающегося утомления. Это указывает на значимость индивидуального подхода при дозировании времени нагрузки для детей 6-летнего возраста.

Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, которыми наводнен рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекатель­ны для детей. Многие из них готовы часами погружаться в эти «кно­почные» соревнования, одержимые желанием «победить компьютер». Психологи предупреждают о «наркотическом», затягивающем вли­янии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения показателей функционального состояния после ком­пьютерных занятий свидетельствуют о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны UHC, зрительного анализатора (рис. 3.12).

Функциональное состояние без изменений наблюдается у 40% детей 7-9 лет и у 59-60% 16-18-летних детей. В распространенности ухудшения показателей функционального состояния картина обрат­ная. У каждого 2-го ребенка 7-9 лет после компьютерных занятий функциональное состояние ухудшается. У старшеклассников это наблюдается только у каждого 3-го.

По мнению экспертов ВОЗ, применение дисплеев низкого качества может способствовать развитию миопии со скоростью I дптр в гол. Оценка функционального состояния близоруких детей свидетель­ствует о том, что 30-минутная непрерывная работа на ПК вызывает у учашихся с миопией существенное изменение аккомодации. При миопии коэффициент утомляемости (К.У) аккомодационного аппа­рата глаза равен 9,1±0,7; а при нормальной рефракции - почти в 4 раза меньше — 2,4±1,0. При гиперметропии КУ также выше, чем при нор­мальной рефракции, но эта разница недостоверна. Продуктивность зрительной работоспособности после компьютерной нагрузки у уча­щихся с миопией также достоверно ниже, чем при эмметропми и гиперметропии [Гуменер П.И. и соавт., 1996].

При ограничении времени непрерывной компьютерной нагрузки до получаса, что регламентировано для учащихся старших классов, у школьником с миопией наблюдаются выраженные изменения состоя­ния аккомодационного аппарата глаза, зрительной работоспособнос­ти и функционального состояния ЦНС. У школьников с нормальной Рефракцией существенные физиологические сдвиги отсутствуют. Все вышесказанное подтверждает необходимость специального гигиенического регламентирования работы школьников с наруше­ниями рефракции и обеспечения этого контингента защитными уст­ройствами в первую очередь.

Динамика состояния здоровья детей от начала к концу учебного года не зависит от их занятий на ПК. Контролируемое и регламентированное компьютерное обучение не оказывает отрицательного влияния на рост, развитие и состояние здоровья первоклассников и способс­твует развитию работоспособности, пространственной ориентации, наглядно действенному мышлению. Не наблюдается и отчетливого дополнительного отрицательного влияния обучения с работой на ВДТ на состояние здоровья старшеклассников. Ухудшение нервно-психи­ческого здоровья в выпускном классе, как правило, наблюдалось у школьников, которые в 9-м и 10-м классах дополнительно занимались на подготовительных курсах при различных вузах или с преподавате­лями. Выраженность жалоб и самочувствие учащихся после работы на дисплее в основном определяются уровнем их нервно-психического здоровья и эмоционально-психическим настроем на данную форму обучения.

Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПК не должна превышать:

• для учашихся 5-х классов — 15 мин;

• для учашихся 5—7-х классов — 20 мин;

• для учашихся 8—9-х классов — 25 мин;

•для учашихся 10—11-х классов — на 1-м часу учебных занятий 30 мин, на 2-м — 20 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для обучающихся 1—4-х классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8-х классах - 2 урока, для обучающихся в 9-11-х классах — 3 урока.

Работа на ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин. Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учашихся из класса (кабинета).

При производственном обучении учащихся старших классов с использованием ПК в учебно-производственном комбинате (УПК) или других учреждениях по 50% времени следует отводить на теоре­тические и практические занятия. Режим работы должен соответс­твовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий. Время производственной практики учашихся старших классов во внеучебное время с использованием ПК. ограничивается для учащихся старше 16 лет 3 ч, а для учашихся моложе 16 лет — 2 ч с обязательным соблюдением режима работы и проведением профилактических мероприятий (гимнастика для глаз через 20—25 мин и физические упражнения во время перерыва).

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пиши.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2раз в неделю общей продолжительностью:

• для учащихся 2—5-х классов (7-10 лет) не более 60 мин;

• для учащихся 6-х классов и старше - до 90 мин.

Недопустимо использовать время всего занятия для проведения компью­терных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2-5-х классов и 15 мин для более старших учащихся. Режим занятий в кружках дол­жен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В ДОУ продолжительность занятий с использованием развива­ющих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 6 лет — 15 мин. Компьютерные игровые занятия в ДОУ следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наибо­лее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и четверг. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Не допус­кается проведение занятий с ПК в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. Занятия дошкольников с использованием ПК должны проводиться методистом или в его присутствии.

Занятиям с ПК должны предшествовать спокойные игры в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены ПК.Запрещается использование одного ПК для 2 и более летен независи­мо от их возраста.

 

 

Глава 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.