Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей



СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Деятельность медицинских работников в современных условиях направлена на управление состоянием здоровья детских и подростко­вых коллективов. Для этого необходимо исходить из единого понима­ния состояния здоровья детей и подростков, знать обшие принципы оценки состояния здоровья детей, основные закономерности форми­рования заболеваний у детей; знать факторы, влияющие на состояние здоровья, и социально-гигиенические аспекты здоровья детей.

Состояние здоровья подрастающего поколения в дисциплине «Гигиена детей и подростков» изучают в 2 аспектах: как критерий гигиенической оценки влияния факторов внешней среды и как само­стоятельный объект. Оба этих аспекта важны. Первый - наиболее информативный и убедительный из всех показателей, характеризую­щий с гигиенических позиций условия жизни детей и изменения этих условий. Второй — в плане социальной гигиены, входящей, как и все профильные гигиенические дисциплины по отношению к детям, в состав гигиены детей и подростков.

«Гигиена детей и подростков» изучает состояние здоровья детского населения в сопоставлении с длительно действующими на это населе-ние и отдельные его группы факторами. Изучение состояния здоровья детей часто осуществляют в сравнительном плане: обследуют детей посещающих и не посещающих детские учреждения, учащихся обыч­ных и профильных школ, учащихся профессиональных училищ (ПУ) различного профиля, детей, живущих на юге и на севере, и т.д.

Периодические медицинские наблюдения за состоянием здоровья школьников позволяют установить общие закономерности развития детского контингента, формирования его здоровья, что весьма сущест­венно для органов здравоохранения, образования и других отраслей.

Медицинские наблюдения в индивидуальном плане позволяют определить состояние здоровья каждого ребенка, выявить степень его функциональной дееспособности и провести необходимые оздорови­тельные н лечебные мероприятия.

Основные определения и принципы оценки состояния здоровья детей

Здоровье определяется не только отсутствием каких-либо функ­циональных отклонений организма, но и наличием хорошего уровня функций различных систем, а также гармоничностью физического развития. Однако недостаточно знать, каково физическое (морфоло­гическое) развитие, имеются или отсутствуют хронические заболева­ния, а необходимо детально установить функциональные способнос­ти ребенка к обучению, спорту, труду.

В 1948 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла следующее определение здоровья: «Здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Это определение довольно точно характери­зует здоровье, но не полностью отражает функциональное состояние организма. Наиболее часто гигиенисты пользуются следующим опре­делением: «Здоровье — такое состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие- либо болезненные изменения». Это определение характеризует также и степень приспособленности организма к определенным условиям биологической и социальной среды.

Академик РАМН Ю.Е. Вельтищев даст более развернутое опре­деление здоровья: «Здоровье — это состояние жизнедеятельности, соот­ветствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптаци­онных и компенсаторных реакций в процессе роста».

Оценку состояния здоровья детского населения, характеристику критериев, обусловливающих его здоровье, дают с учетом так называ- емых определяющих признаков здоровья:

! отсутствие в момент обследования какой бы то ни было болезни;

. гармоничное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психическое);

• нормальный уровень функций;

• отсутствие наклонности к заболеваниям.

Институтом гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН обоснована современная схема комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков (отнесение детей к соответствующей группе здоровья).

В зависимости от состояния здоровья, могут быть отнесены к сле­дующим группам:

• к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормаль­ное физическое и психическое развитие, не имеющие анатоми­ческих дефектов, функциональных и морфофункииональных отклонений;

• ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хро­нические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, осо­бенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети, часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохран­ности соответствующих функций;

• к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обост­рениями, с сохраненными или компенсированными функциональ­ными возможностями, при отсутствии осложнений основного забо­левания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможность обуче­ния или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;

• к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клини-Глава 2

ческой ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хро­ническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограничен­ными функциональными возможностями; дети с высокой веро­ятностью осложнений основного заболевания; дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с непашой компенсацией соответствующих функций, что в опре­деленной мере ограничивает возможность обучения или труда ребенка;

• к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хро­ническими заболеваниями, с редкими клиническими ремисси­ями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных воз­можностей организма, наличием осложнений основного заболе­вания. требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и опера­ций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функиий и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Распределение детей по группам здоровья широко используется в педиатрии, но оно более приемлемо для одномоментной оценки состояния здоровья детей в коллективе. Распределение детей по груп­пам здоровья очень важно для:

• характеристики здоровья детской популяции, получения статис­тических показателей здоровья и численности групп;

• сравнительных сопоставлений в пространстве и времени, на раз­ных территориях;

• оценки эффективности лечебно-профилактической работы детс­ких медицинских учреждений и отдельных врачей;

• выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей;

• определения потребности в специализированных службах и кад­рах.

Распределение детей на группы здоровья позволяет дать общую характеристику состояния здоровья детских контингентов. Прин­ципиально важным в гигиеническом отношении является выделение II группы, т.е. лиц, числящихся здоровыми, но имеющих те или иные
Формирование здоровья детской и подростковой популяции 77

функциональные отклонения, препятствующие им в той или иной мере осуществлять свои социальные функции

Здоровье детского населения складывается из здоровья «шшвидуу* чов. но оно как совокупность обладает новыми при знакам и качества­ми, которые являются предметом изучения как специалистов « области социальной гигиены, так и врачей по гигиене детей и подростков.

Здоровье населения рассматривается как общественное здоровье По мнению академика РАМН Ю.П. Лисицына, общеегвенное здоро­вье, хотя и складывается из совокупности признаков индивидуаль­ного здоровья, интегрирует социально-экономические черты обще­ства. Общественное здоровье является качественной интегративной характеристикой сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами. Оно характеризует степень вероятности для каждого индивида прожить максимально долгую и свободную от болезней и страданий жизнь, а также и общую популяционную жизнестойкость н возможности социально- жомо- мического и духовного развития.

Для характеристики общественного здоровья используют пока­затели медико-демографические, физического развития различных возрастно-половых групп, медико-статистические показатели ибо- леваемости, а также данные об ннвалидизации детей.

Наиболее часто в практической деятельности динамики состояния здоровья детского населения оценивается по зибашаемости как объ­ективному массовому явлению возникновения болезней и распро­странения патологии среди различных групп населения, результату взаимодействия настоящих и предшествующих поколений людей с окружающей средой, проявляющегося в различных формах и кон­кретных условиях существования общества. По медико-стагисти- ческим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, часто­те госпитализации.

Детское население подлежит обязательным профилактическим углубленным медицинским осмотрам, которые также позволяют получить данные о заболеваемости детей и подростков. Для характе­ристики состояния здоровья детских контимгентов дополнительно применяют следующие показатели.

Индекс здоровья — удельный вес детей, не болевших в течение года, среди всех обследованных (в %),Глава 2

Патологическая пораженность — частота хронических заболеваний функциональных отклонений (в %с).

2.2.2. Особенности формирования заболеваний у детей

Заболеваемость населения как объективное массовое явление воз­никновения случаев болезней и распространения патологии в кон­кретных условиях существования мира (общества) характеризуется тенденциями изменений, которые могут быть отнесены к глобальным, общим и региональным особенностям формирования заболеваемости раз­личных групп населения.

Показатели здоровья детского и подросткового населения имеют определенные глобальные тенденции к изменению, характерные для того или иного уровня социально-экономического развития страны, региона.

Во-первых, в современных условиях выявляется глобальная тен­денция к снижению смертности и улучшению других демографичес­ких показателен в экономически развитых странах. В середине про­шлого века эта тенденция была характерна и для нашей страны. Она отчетливо видна особенно в историческом плане.

В настоящее время показатели младенческой смертности, средней продолжительности предполагаемой жизни населения России приоб­ретают некоторую положительную тенденцию (рис. 2.18; 2.19).

* £ н о X t а да 2 О
89 91 93 95

2&1 11 I6H 14 12- 10- 8- 6- 4- 2- 0-

97 99 2001 2003 2005 Годы

Рис. 2.18. Изменение уровня младенческой смертности в Российской Федерации (на 1000 родившихся)

1992 1994 1996 1998 2001 2003 2005 Годы

Рис. 2.19. Изменение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении в Российской Федерации

Основные медико-демографические показатели (коэффициенты рождаемости, смертности и естественного прироста населения) в Российской Федерации с 1988 г. имеют отрицательную динамику (рис. 2.20; 2.21).

Второй тенденцией, также характерной для нашей страны в недавнем прошлом, была тенденция к социальной однородности показателей здо­ровья разных социальных групп. Она была обусловлена политическими стремлениями руководителей страны и деятельностью государственной системы медицинского обеспечения населения. Интенсивный путь раз­вития здравоохранения страны позволил на определенном этапе обеспе­чить доступность медицинской помощи, что привело к некоторой соци­альной однородности показателей здоровья населения. Особенно ярко это проявлялось при изучении состояния здоровья детей и подростков. njo rjo

смертность

 

Годы
Рис. 2.21. Изменение коэффициента естественного прироста на 1000 населе ния в Российской Федерации

рождаемостьТенденция к социальной однородности показателей здоровья раз­ных социальных групп характерна для ряда высокоразвитых стран. Вместе с тем ВОЗ в качестве одной из своих задач ставит необходи­мость обеспечения близкого к показателям развитых стран уровня здоровья различных групп населения, особенно в слаборазвитых и развивающихся странах.

В настоящее время становится реальной обратная тенденция, когда на фоне резкого расслоения общества мы уже наблюдаем и соответствующие показатели здоровья в семьях с низким и высоким доходами.

к s X ф с ф о го X и 2 t- о о л X ft t- о о 2 в> я а ф с о ю го со
|1
WW
0'

Третьей тенденцией в эволюции здоровья населения является сни­жение инфекционной заболеваемости (рис. 2.22).

300 1

250 "

200 "

150 "

100 "

50'

f f Г f f Г\ I Г Г I I 1977 1989 1992 1995 1998 2001 2004 Годы

Рис. 2.22. Заболеваемость корью по Российской Федерации (на 100 тыс. насе­ления)

Это стало возможным благодаря соответствующей социально-эко­номической политике. Однако в 1992-1995 гг. была серьезно нарушена эпидемическая ситуация в отношении инфекций, против которых выработаны надежные способы иммунопрофилактики. Эпидемия дифтерии в стране, вспышка полиомиелита в Чеченской Республике явились следствием многолетней неоправданной политики расши­ренного спектра противопоказаний к вакцинации (рис. 2.23) Анализ инфекционной заболеваемости детей свидетельствует об увеличении числа больных туберкулезом, сальмонеллезами, сифили­сом, гонореей, чесоткой. Наше отставание от большинства развитых стран еше более заметно при сравнении показателей заболеваемости такими «управляемыми» инфекциями, как корь, коклюш, паротит, краснуха, которые наносят серьезный урон здоровью детей и эконо­мике страны. В то же время на Западе в результате высокого охвата детей прививками эти инфекции быстрыми темпами сокращаются до спорадических случаев.

Три вышеуказанные глобальные тенденции четко демонстрируют, что здоровье населения в значительной степени определяется уровнем соци­ально-экономического развития страны, региона.

Знание эволюции показателей здоровья детей и подростков поз­воляет врачу, педагогу, родителям правильно понять медико-соци- альную сущность происходящих изменений и определить основные направления профилактики заболеваний и охраны здоровья детей и подростков.

В этом вопросе следует учитывать не только глобальные тенден­ции к изменению состояния здоровья населения, но важно знать также особенности развития патологии у детей, свойственные стра­не, регионам. Наряду с глобальными тенденциями формирования заболеваемос­ти реальностью являются общие, наблюдаемые во многих регионах российской Федерации закономерности формирования заболевае­мости детей и подростков.

Развитие ребенка — процесс исключительной сложности и напряженности, всегда в той или иной степени противоречивый, дисгармоничный и лабильный. Гетерохронии роста и развития, смена их фаз закономерно приводят к разбалансировке межтка­невых и межорганных соотношений и нарушениям регуляции и гомеостаза. В отличие от взрослого, ребенку свойствен широкий спектр совершенно особых состояний, нередко имитирующих заболевания, но реально от них отличающихся. Эти состоя­ния называют «критическими состояниями развития». Главное их отличие от заболеваний заключается в том, что единственным причинным фактором является сам процесс физиологического роста и созревания. Течение этих состояний, как правило, вполне доброкачественное, заканчивающееся полным выздоровлением и без лечения. Вместе с тем критические состояния развития, как и болезни, могут иметь клиническую картину, включающую в себя и нарушения самочувствия, и определенную симптоматику, и лабо­раторные или функциональные отклонения.

На современном уровне знаний, по мнению профессора И.М. Воронцова, врач не всегда может отличить критическое состоя­ние развития от хронического заболевания и подчас ставит неверный диагноз. Такая ошибка несет в себе угрозу неоправданного приме­нения агрессивных и потенциально опасных методов диагностики и лечения. В то же время любые критические состояния представляют собой состояния повышенного риска для истинных хронических заболеваний, т.е. могут быть отнесены к группе пограничных состояний.

Однако часть отклонений в состоянии здоровья, являющих­ся поводом для обращения к врачу, фиксируемых в медицинской документации и даже влекущих осуществление определенных кор­ригирующих мер, не является истинной патологией в буквальном смысле этого слова, а отражает возрастные, в большинстве случаев физиологические сдвиги, происходящие в организме. К ним можно отнести симптомы прорезывания зубов у детей, некоторые критичес­кие периоды в росте, развитии и половом созревании, включающие нарушения самочувствия, симптоматику, и лабораторные или функ­циональные отклонения.

Тесная взаимосвязь процессов роста, развития и формирования патологических отклонений диктует необходимость совместного параллельного рассмотрения и оценки заболеваемости в связи с дру­гими параметрами здоровья, прежде всего физического развития.

Наиболее часто функциональные отклонения у детей возникают в возрасте 1-3 лет, а исчезают у городских детей чаще в возрасте от 1 года до 7 лет, у сельских в основном — от 3 до 7 лет.

Специальными (лонгитудинальными) исследованиями установ­лены определенные закономерности, отражающие максимальный уровень функциональных отклонений в состоянии здоровья детей (табл. 2.13).

Таблица 2.13. Некоторые закономерности возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей (А.Х. Милованова)
Возрастные группы Органы, системы и проявление
Грудной возраст Кровь, аллергические проявления
Ранний возраст Пищеварение
Дошкольники Нервная, дыхательная, мочевыде- лительная, опорно-двигательный аппарат и JlOP-органы
Школьники Сердечно-сосудистая система, орга­ны зрения

 

Это необходимо знать для рациональной организации и проведе­нии учебно-воспитательного процесса, принятия соответствующих мер к их выявлению и коррекции.

Под влиянием суммарной школьной нагрузки учащаются функ­циональные отклонения: астенические и невротические проявления, артериальная гипотензия, преданемия, понижение иммунологичес­кой резистентности и адаптационной функции надпочечников.

Именно наличие функциональных отклонений у детей и подрост­ков определяет отнесение ребенка к I или II группам здоровья.

Многолетними наблюдениями установлены большая динамич­ность и, что особенно важно, обратимость изменений в состоянии здоровья детей и подростков, относящихся к 1 и II группам здоровья. В связи с этим имеются большие резервы для увеличения численнос­ти здоровых детей и подростков за счет исчезновения у здоровых детей функциональных отклонений. Этот аспект профилактики очень

 

формирование здоровья детской и подростковой популяции 85

важен, так как формирование хронической патологии происходит у 46 5% детей, относящихся ко II группе здоровья [Бережков Л.Ф., 1991). Хроническая патология лишь у 20-40% детей с годами при почти непрерывном лечении перестает определяться в связи с выздоровле­нием. При сравнении оказывается, что функциональные отклонения в 1,5-5 раз чаще исчезают, чем наступает выздоровление. Это проис­ходит по-разному, в зависимости от системы организма, тяжести забо­левания, возраста ребенка, отягощенной наследственности, социаль­но-гигиенических условий проживания семьи.

Эти данные количественно подтверждают преимущества первичной профилактики перед лечебными мероприятиями и дают основание для дифференцированного подхода к лечению детей с учетом социаль­но-гигиенических и медико-биологических факторов, существенно влияющих на исход отклонений в состоянии здоровья.

Наблюдение за юными москвичами показывает, что в дошкольном и школьном возрасте снижается число детей, которых можно отнести к I—II группам здоровья, и возрастает «наполняемость» III группы здоровья (рис. 2.24).

Общая закономерность проявляется также в том, что среднее число зарегистрированных в течение года заболеваний у детей с возрас­том постепенно снижается, отражая процессы адаптации детского организма к условиям жизни по мере развития основных органов и систем.

У большей части детей (около 30-50%) в течение года отмечают 1-2 заболевания. Однако нельзя не обратить внимание на достаточно высокий процент детей, имеющих 4 и более заболеваний (12-30%). Это явление повсеместное и должно рассматриваться как обшая зако­номерность.

Необходимо особо подчеркнуть, что уже в дошкольном возрасте происходит формирование хронической патологии. Так, около 14% детей этого возраста имеют заболевания ЛОР-органов (хронический тонзиллит, гипертрофия миндалин III степени, аденоиды II—III сте­пени), костно-мышечной системы (плоскостопие), кожи (нейродер­мит), а также мочеполовой системы.

Для детей школьного возраста характерно возникновение хрони­ческих заболеваний нервной (неврозы), мочевыделительной (пиело­нефриты) и сердечно-сосудистой систем (вегетососудистая дистония), ЛОР-органов (хронический тонзиллит, синуситы), зрения (миопия средней и высокой степени). ' "IJWJ

 

Рис. 2.24. Показатели здоровья детей по группам (A.M. Запруднов) Обшей закономерностью является также устойчивость структур­ных соотношений конкретных видов патологии. Спектр патологии достаточно устойчив и закономерен. Где бы ни проводилось изучение заболеваемости, основную долю патологических состояний составля­ют болезни органов дыхания (60-70%), инфекционные и паразитар­ные заболевания, болезни нервной системы и органов чувств.

Знание структуры заболеваемости необходимо для правильного планирования санитарно-гигиенических и лечебно-профилактичес- ких мероприятий в детских и подростковых учреждениях.

Ранговое распределение заболеваний в детском и подростковом возрасте показывает, что 1-е место по обращаемости занимают болезни органов дыхания (табл. 2.14).

Таблица 2.14. Ранговое распределение заболеваний (по обращаемости) в разных возрастных группах (Л.Ф. Бережков, И.Д. Дубинская)
Ранговое Возрастная группа, лет  
место 1-6 7-10 11-14 15-17  
Болезни орга­ Болезни орга­ Болезни орга­ Болезни орга­  
  нов дыхания нов дыхания нов дыхания нов дыхания  
Инфекцион­ Инфекцион­ Травмы и Травмы и  
  ные болезни ные болезни отравления отравления  
Аллергичес­ Болезни орга­ Болезни Болезни  
  кие заболева­ нов пищева­ нервной сис­ нервной систе­  
  ния рения темы и орга­ мы и органов  
      нов чувств чувств 1
Болезни орга­ Травмы и Болезни кожи Психические
  нов пищева­ отравления и подкожной расстройства
  рения   клетчатки  
Травмы и Болезни Болезни орга­ Инфекшюн- 1
  отравления нервной сис­ нов пищева­ ные болезни
    темы и орга­ рения  
    нов чувств  

 

У дошкольников распространены не только инфекционные, но и аллергические заболевания, а также болезни органов пищеварения.

С возрастом отмечается существенное изменение структуры забо­леваемости:

• 2-е место занимают несчастные случаи, отравления, травмы;

• 3-е место — болезни органов пищеварения и органов чувств.

тщ AKlJdj OHtrodj

Однако важно знать, что структура заболеваемости не во всех детских и подростковых учреждениях одинакова, так как зависит от разных факторов, в том числе от времени года.

В табл. 2.15 и 2.16 представлены изменения структуры хроничес­кой патологии и функциональных отклонений детей и подростков Москвы в динамике за 40 лет.

в 40-летней динамике [Кучма В.Р., Сухарева Л.М., 2007],% Таблида 2Л5. Изменения структуры хронической патологии у школьников
1 Годы Ранговое место
1960-е Болезни I ЛОР-орга­нов — 34,7 Болезни сер- дечно-сосу- дистой сис­темы — 13,3 Нервно-пси­хические болезни — 10,4 Болезни обме­на веществ — 5,7
1970-е I Болезни ЛОР-орга- нов— 37,7 Болезни сер- дечно-сосу- дистой сис­темы — 6,8 Нервно-пси­хические болезни — 6,7 Болезни обме­на веществ — 5,0
' 1980-е Болезни органов пищеваре­ния — 26,0 Болезни ЛОР-орга­нов — 22,4 Нервно-пси­хические болезни — 21,0 Сердечно­сосудистая система — 3,7
1990-е 1 1 Болезни органов пищеваре­ния — 52,7 Нервно-пси­хические болезни — 29,1 Болезни ЛОР-орга- нов — 27,7 Аллергические реакции — \ 19,4

 

В начале 1990-х гг. на 1-м месте (52,7%) находились хронические заболевания органов пищеварения. Обращает на себя внимание, что в 1960-е гг. эта патология была на 7-й строке (замыкала таблицу) и составляла 1,6%. 2-е ранговое место в 1990-е гг. занимали нервно- психические болезни (29,1%), тогда как в 1960-е гг. - 3-е (10,4%). Ведущее место (в 1990-е гг. - 3-е, в 1960-е гг. - 1-е) занимала пато­логия ЛОР-органов (27,7%). Среди этих заболеваний преобладали поражения лимфоаденоидного глоточного кольца — хронический тонзиллит и разрастание аденоидных вегетаций. Заметно увеличи­лась частота аллергических проявлений: с 2,5% в 1960-е до 19,45% в 1990-е гг.

 

формирование здоровья детской и подростковой популяции 89

Таблица 2.16. Изменения структуры функциональных отклонений у школь­ников в 40-летней динамике [Кучма В.Р., Сухарева J1.M., 2007],%

Годы Ранговое место
— ------------ 1
1970-е Болезни ЛОР-органов 33,6 Нервно-пси­хические болезни - 26,5 Болезни системы крови - 9,5 Избыточная масса тела - 5,2
1980-е Нервно-пси­хические болезни— 31,6 Болезни ЛОР-орга­нов — 28,0 Болезни системы крови — 24,0 Болезни органов пищеварения - 21,3
1990-е Болезни ЛОР-орга­нов — 20,0 Нервно-пси- хические болезни — 17,7 Болезни органов пищеваре­ния -12,7 Аллергические реакции -11,0
2000-е Болезни сер­дечно-сосу­дистой сис­темы — 28,0 Нервно-пси- хические болезни - 23,0 Болезни опорно-дви- гательного аппарата - 10,0 Болезни органов зрения - 9,0

 

В структуре функциональных отклонений у школьников 2000-х гг. на 1-м месте находятся нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы (28,0%). Отклонения в нервно-психической сфере занимают второе ранговое место (23,0%). 3-е и 4-е ранговые места занимают отклонения опорно-двигательного аппарата и со стороны органов зрения (соответственно 10,0% и 9,0%).

Таким образом, уровень общей заболеваемости и ее структура изменяются с возрастом и в динамике десятилетий.

При сравнении заболеваемости наиболее распространенными болезнями выявляются устойчивость не только возрастных законо­мерностей и структурных соотношений различных видов патологии, но и близость уровней изучаемых болезней у детей разных городов. Выявлен достаточно определенный диапазон средних значений пока­зателей, к которым могут быть отнесены уровни заболеваемости, заре­гистрированные в большинстве городов. Этот факт выявлен при срав­нении ряда территорий, где изучение заболеваемости было проведено на единой методической основе. Но, будучи установленным, он можетГлава 2

быть использован в качестве достаточно объективного методического инструмента для выявления проблемных ситуаций в заболеваемости, формирующихся под влиянием реальных местных факторов.

Сопоставляя данные, можно установить, что показатели заболе­ваемости некоторыми формами патологии на территории, в реги­оне существенно превышают верхнюю границу средних уровней, и именно эти заболевания должны расцениваться как подлежащие раскрытию проблемные ситуации при поиске факторов, исходя из современных представлений об этиопатогенетических механизмах их формирования и принятия соответствующих решений.

Глубокое раскрытие причин и механизмов формирования местных особенностей патологии должно проводиться, естественно, по более полному спектру нозологических форм и с более дробным возраст­ным интервалом.

Выявленные таким образом особенности патологии у детей отно­сятся к региональным. Типичным примером являются йоддефицитные заболевания в отдельных регионах Российской Федерации. В последние годы остро встала проблема йодной недостаточности в связи с отсутс­твием в ряде регионов массовой йодной профилактики. По данным специальных исследований, около 50% территорий относятся к энде­мичным. В них отмечается распространение (10—36%) субклиничес­кого гипотиреоза и зоба (18-50%).

Региональные проблемы в заболеваемости детей могут быть обус­ловлены особенностями водоснабжения, широким использованием средств защиты растений, эколого-гигиеническими условиями реги­она и др.

Региональные проблемы здоровья детей наиболее часто касаются так называемых экологически обусловленных заболеваний (экопатологии) детей и подростков.

К наиболее частым и значимым экологическим поражениям отно­сятся:

• патологии репродуктивной функции и новорожденных;

• хронические неспецифические болезни органов дыхания;

• аллергические и аутоиммунные заболевания;

• новообразования;

• болезни крови;

• заболевания сердечно-сосудистой системы;

• болезни мочеполовой системы;

 
111111 Ahljdj °ntrodj

• профессиональные заболевания.

Академик РАМН М.Я. Студеникин указывает на 3 патологических состояния, которые в известной степени могут служить биологичес­кими маркерами техногенного загрязнения окружающей среды:

1)аллергические болезни (в первую очередь атопический дерматит);

2) бронхолегочная патология;

3) железодефицитные анемии.

Частота аллергических дерматозов в «загрязненном» районе почти в 3 раза превышает таковую в «чистой» зоне.

В условиях проживания на экологически неблагополучных тер­риториях у детей страдает иммунная система, что клинически про­является частыми острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), тимомегалией, ростом уровня аллергической патологии, кишечных инфекций, вызванных условно-патогенными возбудите­лями. Существенно возрастает также частота хромосомных аберра­ций в соматических клетках, прежде всего в лимфоцитах, что само по себе усиливает иммунодепрессию и снижает функциональную активность иммунокомпетентных клеток.

Установлено, что экологически вредные вещества, содержащиеся в воздухе, сенсибилизируют легочную ткань, потенцируют выброс гис- тамина и других медиаторов воспаления, вызывают паралич мукоци- лиарного аппарата, приводят к метаплазии дыхательного эпителия. Вдыхание экопатогенов, особенно мелких пылевых частиц, табачного дыма, аммиака, оксидов серы оказывает разрушающее действие на сурфактант, что обусловливает развитие позднего респираторного дистресс-синдрома. Частота возникновения бронхообструктивно- го синдрома при ОРВИ у детей четко коррелирует с содержанием в атмосферном воздухе химических веществ, оказывающих ирритант- ное и сенсибилизирующее действие.

Патология легких является клинически манифестным маркером экологического неблагополучия воздушной среды: распространен­ность хронических и рецидивирующих заболеваний легких у детей в промышленных районах в 2-3 раза выше, чем в сельской местности. В регионах с наиболее загрязненным воздухом заболеваемость детей острым бронхитом, трахеитом, ларингитом выше в 2,9 раза, пневмо­нией — в 6 раз, хроническим бронхитом — в 7,7 раза, общая заболева­емость детей в возрасте до 3 лет увеличивается в 22,5 раза, в возрасте 4-6 лет — в 33,5 раза по сравнению с таковой в экологически благо­приятной местности.

 

Многие заболевания у детей, проживающих в экологически небла­гоприятных регионах, имеют тенденцию к затяжному и хроническому течению. Так, вирусный гепатит А характеризуется высокой частотой холестатического синдрома с длительным сохранением желтухи, интенсивного кожного зуда, повышением активности щелочной фос- фатазы сыворотки и холестерина, формированием в исходе заболе­вания хронических воспалительных процессов в гепатобилиарной системе и дискинезии желчных путей. При вирусном гепатите В чаще возникают холестатический вариант, рецидивы заболевания, отмечается волнообразное затяжное течение с длительной гиперби- лирубинемией и персистированием HBsAg в периферической крови, чаще формируются хроническая патология печени и воспалительные заболевания желчных путей.

Установлено важное для эпидемиологической практики обсто­ятельство: профилактическая вакцинация у детей, проживающих вблизи крупных производств, загрязняющих окружающую среду, нередко оказыва­ется малоэффективной. Так, при использовании одной и той же серии стандартной противокоревой вакцины защитные титры противоко- ревых антител установлены у 32% детей этой группы (в контроле - у 86%), при противодифтерийной вакцинации — соответственно у 36 и 75%.

По мнению члена-корреспондента РАМН профессора И.И. Бала- болкина, экологическая ситуация влияет на течение аллергических заболеваний у детей, что проявляется ранней манифестацией, более тяжелым течением, поливалентностью сенсибилизации, вовлечением многих органов и систем.

Выявление особенностей формирования заболеваемости детей затрудняется недостаточными знаниями особой чувствительности (экосенситивности) детского организма к воздействию различных факторов, существования критических периодов развития, когда диа­пазон адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к экзогенным воздействиям повышается.

 

Термин *критические периоды развития» был введен для характе­ристики фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формирова­нию врожденных пороков развития или внутриутробной гипотрофии. Однако критические периоды существуют и в постнатальном развитии ребенка и определяются особым состоянием центральной нервной системы (ЦНС), иммунной системы, обмена веществ и энергии.

В критические периоды организм ребенка оказывается в мета- стабильном неустойчивом состоянии, подвергается более высокому риску развития пограничных и патологических состояний. Они могут возникать при воздействии как неадекватных возможностям ребенка раздражителей, так и патогенных агентов (инфекционные агенты, ксенобиотики, токсичные радикалы, ионизирующая радиация и др.). Многие из отклонений, наблюдающихся в критические периоды роста и развития, должны были бы трактоваться как патологические (например, физиологическая супрессия иммунной системы новорож­денных и детей первых месяцев жизни, физиологический лимфоцитоз у детей, вариации поведения у подростков и т.д.).

Критические периоды роста, постнатального развития нервной и иммунной систем во многом совпадают во времени, хотя точная их продолжительность индивидуальна.

Критические периоды развития ребенка:

• период новорожденности;

• период от 3-го до 6-го месяца жизни;

• 2-4-й годы;

• 5-6-й годы;

• 12-15-й годы.

Приведенные границы критических периодов обозначены услов­но, так как возможны вариации развития (табл. 2.17).

Таблица 2.17. Особенности роста и развития детского организма, повыша­ющие его чувствительность к действию ксенобиотиков (Ю.Е. Вельтишев, В. В. Фокеева)
Особенности Контингент риска Ксенобиотики
Максимальная интен­сивность синтеза нуклеиновых кислот -ДНК, РНК Эмбрион, плод, новорожденные и дети раннего возраста Все генотоксины и мутагены, ионизирующая радиация, ток­сические радикалы
Незрелость фермент­ных систем: -окисления (цитохром Р450, оксидаз); - конъюгации (с глю- куроновой, серной и .Другими кислотами) Тот же Тот же Новорожденные Полихлорированные углево­дороды, диоксины, бифенилы, фураны Билирубин, сульфаниламиды, органические соединения

oioz

г

 

Окончание таблицы 2.1
Низкая кислотность желудочного сока Дети грудного возраста Нитраты, нитриты
Повышенная прони­цаемость кожи, сли­зистой оболочки ЖКТ, дыхательных путей, гематоэнцефалическо- го барьера Дети раннего возраста Тяжелые металлы, макромо­лекулы аллергена
Интенсивные про­цессы миелинизаиии нервных волокон Дети раннего возраста Тяжелые металлы, пестициды токсические радикалы
Ограниченные очис­тительные функции почек Дети раннего возраста и более старших возрас­тных групп Все водорастворимые ксено­биотики
Незрелость системного | и местного иммунитета Дети до 5—7 лет Генотоксины, мутагены (диоксины и др.), тяжелые металлы, пыль, радиация, ирританты (сернистый газ, озон, формальдегид)
Критические периоды становления эндо­кринной системы Дети 3, 5, 12-14 лет Нитраты, пищевые красители, ртуть, пестициды, хлорорга- нические соединения, иони­зирующее излучение
Увеличение массы тела Все возрасты Избирательная аккумуля­ция ксенобиотиков (свинец, стронций в костной ткани, кадмий в почках, жирораство­римые соединения в жировой ткани, тяжелые металлы в волосах)

 

С учетом морфофункциональных особенностей развития детей различного возраста и принятыми в нашей стране принципами организации образовательного процесса (начало систематических занятий в школе, переход на предметное обучение, окончание школы и выбор жизненного пути) собственно экосенситивными периодами считаются 3-й год жизни, возрасты 5 и 11-13 лет.

В остальные периоды жизни ребенка заметно влияние социальной адаптации. Пубертатный период также оказывает выраженное влияние на рост и развитие ребенка и не может рассматриваться как экосенситивный.

Знание этих периодов важно для анализа состояния здоровья детей различных возрастно-половых групп.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.