Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прочитайте и прокомментируйте пословицу. Есть ли аналогичная в казахском языке. Приведите пример



Всему свое время.

 

Задание 5.Трансформируйте данные предложения, употребив глаголы просматривать / просмотреть или пересматривать / пересмотреть[6; 78]

1. Аспирант прочитал всю научную литературу по теме своей диссертации.

2. Научный руководитель ознакомился с содержанием курсовой работы и отдал ее автору для доработки. 3. Секретарь разобрал полученную корреспонденцию и разложил ее.

4. Утром он лишь бегло прочитывал утренние газеты, а вечером читал их от корки до корки.

5. Он изменил свое отношение к новому проекту.

6. На творческом вечере актер быстро ознакомился с содержанием записок зрителей и ответил на все заданные ему вопросы.

 

Тезирование научного текста. Виды тезисов в сфере науки.
  Тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, в которых сжато и последовательно раскрывается тема и его основная мысль. Тезисы отличаются от плана тем, что в них не только называются вопросы, рассматриваемые в тексте, но и раскрывается их сущность, например: «Владение письменным языком» (в плане) – «Владение письменным языком достигается посредством изучения грамматики…» (в тезисе). Тезисы могут быть основой будущего доклада, статьи, лекции, монографии, а могут быть и вторичным текстом, т. е. сжатым изложением содержания уже написанной работы.  
Текст Тезисы текста
Люди не могут существовать без пищи, одежды и других материальных благ. Но эти блага природа не дает им в готовом виде. Чтобы их получить, люди должны трудиться. Труд составляет основу общественной жизни, естественную потребность и необходимость. Процесс материальных благ включает в себя труд человека, средства труда и предметы труда. Труд есть целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей, которые необходимы для жизни людей. Предметами труда называются те вещи, на которые направлен человеческий труд. Средства труда - это машины, оборудование, инструменты и т. п. Следовательно, средствами труда называются все те вещи, с помощью которых люди воздействует на предметы труда. Решающими фактором всякого производства является человек. Только человек способен привести в действие орудия, организовать материальное производство. Производительные силы - это созданные обществом средства производства и, прежде всего, орудия труда, а также люди производящие средства к жизни. Производительные силы определяют отношение человека к природе, степень его власти над ней.     1) Основу общественной жизни составляет труд.   2) Процесс производства материальных благ включает в себя труд человека, средства труда и предметы труда.   3) Решающим фактором всякого производства является человек.   4) Производительные силы – это созданные обществом средства производства орудия труда, и люди, производящие средства к жизни.  
Задание 6. Составьте тезисы данного текста.

(1) Как правило, шум нас раздражает: мешает работать, отдыхать, думать. Недаром каждый вечер с экранов телевизоров звучит призыв приглушить громкость источников звука, соблюдать тишину. Но шум может действовать и успокаивающе. Такое влияние на человека оказывает, например, шелест листьев деревьев, мерный стук дождевых капель, рокот морского прибоя.

(2) Нередко шум несет важную информацию. Летчик по гулу двигателей определяет, как они работают. Авто- или мотогонщик внимательно прислушивается к звукам, которые издают мотор, шасси, другие части движущегося аппарата, ведь любой посторонний шум может быть предвестником аварии. По шуму, создаваемому на ходу кораблями и подводными лодками, их обнаруживают и пеленгуют. Шум играет существенную роль в акустике, оптике, радиотехнике, радиоастрономии, теории информации, вычислительной технике, медицине...

(3) Что же такое шум? Под ним понимают беспорядочные сложные колебания различной физической природы: акустические, тепловые, электрические и т. п.

Хотеть, желать

 

Желать Хотеть
Глагол «желать/ пожелать» употребляется чаще в отрицательных предложениях. В таком случае он выражает сильное и категоричное нежелание делать что-либо. – Я не желаю обсуждать эти вопросы с тобой. Это касается только меня и моего мужа. В предложениях без отрицания глагол «желать» употребляется тогда, когда следует подчеркнуть официальность, строгость ситуации: Я желаю знать, что здесь случилось, и немедленно. Иногда глагол «желать» говорящий использует вместо «хотеть», чтобы внести оттенок сарказма в высказывание: Он прошел мимо нас с гордым видом и не пожелал даже поздороваться. . Глагол «хотеть/ захотеть» в таких случаяхне имеет такой экспрессивной окраски, как «желать»: Я не хочу спать. Еще рано.  

 

Задание 7. Вставьте необходимые по смыслу слова «хотеть», «желать» в, предложения[8; 80]:

 

Я......... понять, почему ты ушел, не сказав ни слова.

Я не..........слушать никаких оправданий! Уходи!

Я искала его весь день, но, когда нашла, он не......меня увидеть.

Ты........пойти с нами в кафе?

Где ты.......остановиться в городе? Может быть, ты........пожить у меня?

Мы долго расспрашивали его, но он не.......открыть нам свои секреты.

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите правильный вариант: «Тезисы …» a) содержат краткую характеристику источника. b) представляют собой письменный разбор содержания лекции, доклада, сочинения c) являются самой краткой записью, которая последовательно излагает и обобщает мысли, но не передает фактического содержания d) излагают основные мысли лекции, доклада, сочинения   2. Укажите правильный вариант: «Тезисы делятся на …» a) продуктивные и репродуктивные b) первичные и вторичные c) сквозные и интегральные d) обзорные и групповые 3. Укажите правильный вариант: «Основной вид переработки научного текста - …» a) компрессия b) монография c) диссертация d) научная статья   4. Укажите правильный вариант: «На основе первоисточника создаются …» a) диссертация, реферат, аннотация b) монография, тезисы, конспект c) аннотация, тезисы, реферат d) статья, конспект, тезисы

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Крушение Апат, күйреу, қирау Wreck
Зенит Аспан биігі,тас-төбе Zenith
Естествознание Жаратылыстану Natural science
Адаптация Бейімделу Adaptation
Адекватный Дәл, парапар Adequate
Альтернатива Балама Alternative
Антитеза Қарама-қарсылық Antithesis
Любой Әркім, әрбіреу Any
Аргументация Дәлелдеме Argument
Кардинальный Көкейкесті, түбегейлі Cardinal
СРО №8   Выучите наизусть стихотворение Э. Асадова «Люди слова» [c.213]
СРО №9   Подготовьте реферат об известном ученом, расскажите о его биографии, научной деятельности, о вкладе в развитие науки.

Литература

1.Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2.Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3.Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4.Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5.Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6.Аркадьева Э.В., Горбаневская Г.В., Кирсанова Н.Д., Марчук И.Б. – Когда не помогают словари: Практикум по лексике современного русского языка для иностранных и российских студентов. Часть I, Москва, ДИК, 2010. – 220 с.

7.Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

8.Полищук Е.Н., Успех.- учебник по русскому языку как иностранному – М.: Издательство Политехника, 2008. - 128 с.

9.Лебединский, С. И. Русский язык как иностранный: учебник / С. И. Лебединский, Г. Г. Гончар. — 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Б ГУ, 2007. — 470 с.


 

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 7 (96)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Человек и машины Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Разделительные Ъ и Ь. Буква Ы после приставок.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна
Задание 1.Послушайте текст [см. текст № 6, с.160]. С какими из данных высказываний вы согласны, а с какими нет. [ 4; 69-74]

 

да нет
1 Если словосочетания «умная машина», «ЭВМ-архитектор», «завод-автомат» воспринимать буквально, можно предположить, что вскоре на заводских воротах появятся объявления: «Людям вход воспрещен!»
2 Роль человека в современном автоматизированном мире только возрастает.
3 В XXI в. жизнь человека трудно представить без машин. А с появлением компьютеров они стали отвоевывать позиции в областях, ранее полностью принадлежавших человеку
4 Искусственный интеллект имеет то принципиальное отличие от человеческого, что он владеет лишь той информацией, которую в него заложили.
5 Чем сложнее, красивее и «умнее» становятся технологии – тем большего интеллектуального развития они требуют от людей и тем больше возможностей создают для такого развития

 

Задание 2. Передайте основную идею прослушанного текста, используя данные ключевые слова

 

Открытая борьба; составлять единое целое; выполнять функцию; область знаний; полноценная жизнь; попасть в зависимость / порвать с зависимостью; мир, где правят машины; умные механизмы; стать рабом устройств и механизмов (о людях).

 

Задание 3. Прочитайте текст, в котором идет речь о возможностях робота.[6; 67-69]. Заполните таблицу.

 

Кем создан робот Цель создания робота Возможности робота
     
     

 

В настоящее время со многими задачами, которые требуют от человека умения и даже таланта, легко справляются примитивные роботы с несложной программой и небольшим набором сенсоров.

В Японии создали необычного робота, который может играть на органе, фортепиано и уже выступал с симфоническим оркестром. У него есть «пальцы», чтобы ударять по клавишам, «ноги», чтобы нажимать на педаль органа, и визуальная система, читающая ноты.В автомобильной компании «БМВ» сконструировали робота-заправщика, который знает, сколько бензина нужно залить , потому что «считывает» информацию с автомобильного датчика. Он знает, с какой стороны заливать бензин в машину и какой тип горючего используется. Этот робот обслужит вас меньше чем за четыре минуты.

Есть робот, который может сам себя «конструировать» из кубиков. Это позволяет ему при необходимости менять форму для преодоления различных препятствий. Его используют в системе коммуникаций, чтобы находить утечку газа или измерять уровень радиации.

Существует множество подвижных роботов-полицейских, которые надзирают за заключенными в тюрьмах. Они совершают ночной обход по тюремным коридорам. Они видят, слышат и улавливают запахи. Их можно отправить прямо на место, где происходит бунт заключенных: благодаря им охрана увидит и услышит, что там происходит.

Машины широко применяются и в сельском хозяйстве. Они сажают, собирают, сортируют овощи и фрукты, доят коров, стригут овец.

В Японии существует робот Meldog, который заменяет собаку-поводыря. В память робота заложена детальная карта города, и он может с помощью различных сенсоров «читать» дорожные знаки и указатели улиц, «видеть» перекрестки, приближение транспорта. Он может двигаться по заданному маршруту, регулируя скорость в зависимости от желания человека, которого сопровождает.

В быту может быть очень полезен робот-помощник. Уже создано множество машин, которые прекрасно выполняют различные виды домашних работ, но сконструировать универсального робота, который мог бы конкурировать с опытной домохозяйкой, пока не удается.

Сегодня у нас есть целая армия машин, которые намного лучше нас выполняют отдельные задания. Однако пока им не хватает универсальности и способности к обобщению.

(По материалам лекции Кевина Уорвика, профессора Университета Рединга, Великобритания, 2002 г.)

 

Задание 4. В каких ситуациях можно употребить данную пословицу? Подберите эквивалент на родном языке.

 

Самую большую ношу можно поднять, если за нее возьмется не один человек, а тысячи. (африканская)
Задание 5. Напишите сочинение-эссе на тему «Человек и машины»
Разделительные Ъ и Ь. Буква Ы после приставок.
 
Разделительный Ь пишется Во всех остальных случаях перед гласными Е (Ё) Ю Я статЬя, ружЬё, бЬют, друзЬя, ручЬи
В некоторых иноязычных словах О павилЬон, булЬон почталЬон,
Разделительный Ъ пишется После приставок на согласную Е (Ё) Ю Я разЪезд, сЪемка, предЪюбилейный, обЪявить
В сложных словах после двух-, трех-, четырех двухЪярусный
В иноязычных словах после приставок ад-, ин-, кон-, об-, суб-, транс- и в сложных словах адъютант, инъекция, конъюнктура, объект, субъект трансъевропейский
Разделительный Ъ НЕ пишется В сложносокращенных словах и перед гласными А О У Э детясли, сагитировать, сэкономить,

 

Задание 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В предложениях 7-12 расставьте недостающие знаки препинания [ 7; 69-74].

 

  1. Ре..кий рел..еф начал сглаживаться, а л..жбины, выдутые ветрами стали оканчиваться замкнутыми котловинами.
  2. Женя открыла калитку ч..ей-то двух..этажной дачи
  3. Батал..он, с которым я шел из крепости остался в ар..ергарде.
  4. Б..ется в тесной печурке огонь на полен..ях смола как слеза.
  5. Ямщик из..яснил мне что облачко предвещало буран.

 

Задание 7. Прочитайте выразительно стихотворение Н. Буровой.
Я сына родила не для войны! Не для войны букварь ему давала. Тревожилась, гордилась, тосковала, Пожизненно влюблённая, как мать, Готовая и штопать, и мечтать, И ждать скупых, нерасторопных писем С какой-нибудь окраины страны.   Я сына родила не для войны! Его вчерашний звонкий голосок, А нынче жизнерадостный басок Мне веру в жизнь и счастье утверждает, А где-то в мире солнечном блуждает Угроза смерти, голода и тьмы — Работают холодные умы... Я сына родила не для войны!

 

Задание 8.Проверьте себя 1. Укажите слово с твердым знаком: a) Об…явление b) Об…язан c) Об…язательно d) Об…язательство
  2. Укажите слова с написанием Ы после приставок: a) Без…дейный, пред …стория, от …грать b) Сверх…нтеллигентный, дез…нфекция c) Пед…нститут, фин… нспектор d) Контр…гра, мед…нститут
  3. Укажите слова с написанием И после приставок: a) Меж…гровой, пред…юньский b) С…грать, об...ндеветь, из…скать c) Без…звестный, об...скать, под...тожить d) Без…скусный, с…мпровизировать, под…маться
  4. Укажите слова, в которых Ь не пишется: a) С…узить, с…экономить, с…агитировать b) Жнив…е, лос…он, бар…ер c) Фортеп…яно, бул…он, медал…он d) Трел…яж, фел…етон, бур…ян

Глоссарий

По-русски Қазақша In English
Перезапись, перезапись информации Қайта жазу, ақпаратты қайта жазу Rewriting, information rewriting
Правила Ереже, жөн-жоба, қағида Rules
Выдержанность Төзімділік Self controlled
Выдержанность стиля Стильдің сақталуы Self style
Подобный, одинаковый по положению Секіңлді,сәйкес; қатар Similar, identical by position
Подобие Ұқсастық Similarity
Аналогично Іспеттес, сондай Similarly
Подобно Секілді, сәйкес, іспеттес Similarly
Медленно Ақырын, ақырындап, баяу Slowly
Медленно передвигаться Жай жылжу Slowly to move
СРОП №4   Напишите эссе (объем - 80 слов) на тему: «Перспективные области знания»
СРО №10   Прочитайте текст «Удивительные превращения дерева» [ c.214], переведите выделенный абзац, составьте план текста и перескажите текст по плану.

Литература

1. Практикум по культуре речевого общения на русском языке: учебное пособие / О.А. Казакова, Т.Б. Фрик. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 136 с

2. Дерягина С.И., Мартыненко Е.В. Учебно-справочное пособие по лексике русского языка: Трудные случаи употребления семантически близких слов. 2-е изд, испр.— М.: «Русский язык». Курсы, 2006. — 336 с.

3. Котвицкая Э.С. Русские числительные в комментариях, таблицах, упражнениях(сборник упражнений по русскому языку для иностранцев). — М. : Изд-во МГУ, 2005. — 240 с.

4. Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента/Ананьина Н.Н., Гриценко Л.М., Демидова Т.А. и др.- Национальный исследовательский Томский политехнический университет.- Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010 – 130 с.

5. Знакомиться легко, расставаться трудно: Учебное пособие; Интесивный курс русского речевого общения / В.И. Аннушкин, А.А. Акишина, T.Жаркова — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Флинта: Наука, 2004. — 224 с.

6. Альбекова А.Ш., Русский язык: Учебное пособие по научному стилю речи для студентов технических вузов. 2-е изд. Испр. – Алматы: Триумф «Т», 2007.-104 с.

7. Трошева Т.Б., Система подготовки к ЕГЭпо русскому языку: программа, теория, практика: учебное пособие. – Пермь, Пермский университет; Краснодар: Мир Кубани, 2007.- 232 с.

АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - АРМ № 8(98)
Дисциплина: Русский язык Уровень – 4 Лексическая тема: Роль науки в жизни общества Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Грамматическая тема: Правописание Ы и И после Ц.
Преподаватель: ассоциированный профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

 

Задание 1. Послушайте текст [см. текст №8, с. 160-161]. Заполните тест.

 

да нет
Пифагор известный греческий математик и философ    
Пифагор первым употребил такие слова, как геометрия и арифметика    
Тайный союз он создал на Востоке    
Члены тайного союза не имели права говорить, чтобы ничто не мешало им думать    
Особый жизненный смысл для него имели слова    

 

 

Задание 2. Перескажите прослушанный текст

 

Задание 3. Прочитайте текст [ 1; 224 ]. Переведите выделенный абзац.

Есть ли будущее у книги? Чем полезна книга?

Какие простые вопросы — не банальны ли они? Разве не ясно каждому, что книга полезна? И тем не менее его приходится ставить сегодня особенно остро, потому что с появлением теле­визора и радио, компьютера и видеомагнитофона иным людям кажется, что время книги миновало. Всё теперь можно будет по­местить в компьютере, теперь уже не надо будет ходить в библио­теки — и такой компьютер можно будет разместить в кармане, и обратиться к нему можно будет в любую минуту...

Даже если такое возможно технически, человек не сможет и не захочет отказаться от книги. Именно книга позволяет, видя написанные строки, вернуться и поразмышлять над смыслом тек­ста. Поэтому книга (в отличие от устного слова) — не воробей, которого не поймаешь, а друг, который может быть с тобой по­стоянно.

Этот друг мудр,потому что написанное принадлежит, как правило, тем, кто много думал, страдал, умеет побеждать и ра­доваться, радоваться жизни и может научить тебя многому.

Только благодаря книгам мы приобщаемся к вековой мудрости человечества, постигая опыт других людей.

Законы культуры таковы, что старое не умирает, а остаётся. Ведь и устная речь не может прекратиться с появлением письма. Так же и книга не погибнет с появлением компьютера.

Если вы слегка устали от чтения книг, то это «временное явление» — подрастёте и поймёте, как много значит для человека книга.

А вообще книгу жизни надо хранить в сердце своём: надо всё лучшее запоминать (возвращаясь к чтению лучших книг-советчиков) — и этой мудростью питать свои мысли и поступки.

Самые увлекательные книги — не те, которые увлекают, а которые научат мудрости и знанию. Такие книги трудны. Их я и советую вам читать.

 

Задание 4. Какие из приведенных высказываний вам кажутся наиболее интересными? [6; 116-120]

 

А. Чехов (1860-1904)– русский писатель «Недовольство собой — основа всякого подлинного таланта». Ж. Бюффон (1707-1788)– французский ученый-естествоиспытатель. «Гений есть не что иное, как дар огромного терпения».
И. Ньютон (1643-1727)– английский математик, механик, физик, астроном. «...Вы спрашиваете, как я сделал открытия? Я постоянно думал о них — вот и все». И. Павлов (1849-1936)– русский ученый-физиолог. Лауреат Нобелевской премии. «...Наука требует от человека всей его жизни, и если бы у нас было две жизни, то и их бы не хватило...»
А. Эйнштейн (1879-1955)–немецкий ученый-физик. Автор теории относительности. Лауреат Нобелевской премии. «...В основе любого открытия лежит элементарная человеческая эмоция, именуемая изумлением». Д. Менделеев (1834-1907)– русский ученый-химик. Автор периодического закона химических элементов. «...Гений? Какой там я гений... Трудился, трудился, всю жизнь трудился...».

 

Задание 5. Соста вьте диалог, используя образованные существительные из предыдущего задания.
1. Чем нужно обладать человеку, чтобы его работа имела успех? 2. Что вызывает у вас уважение? 3. Что можно развивать? 4. Что обычно нужно доказывать?

 

 

Задание 6.Используя ключевые слова и словосочетания, напишите небольшое сочинение на тему: «Какими качествами должен обладать настоящий ученый?» [6; 116-120]

 

Талант, требовательность к себе, трудолюбие, целеустремленность, общительность, умение добиваться своего, терпение, любознательность.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.