Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Церковное «каноническое» право Римско-католической церкви



Декрет о папских выборах1

Публикуется по: Хрестоматия по истории Средних

веков / Под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. В 3 т. М., 1949. Т. I. С. 271-273

...2. Известно вашему блаженству, возлюбленные братья и соепископы, а равно и вам, младшие члены Церкви Христовой, небезизвестно, сколько потерпел после смерти священной памя­ти господина Стефана [IX (1057 — 1058)], предшественника

1 Данный декрет, обнародованный Папой Николаем II (1059— 1061 гг.) на Латеранском соборе в Риме в 1059 г., занимает видное место в истории борьбы пап с императорами. Он ввел новый порядок выборов Папы кардиналами, который сохраняется и сегодня, хотя сторонники импе-

 

нашего, этот апостольский престол, которому я служу по мило­сти Божией, и каким частым ударам и потрясениям он подвер­гался в последнее время со стороны торгашей церковными дол­жностями из среды еретиков-симонистов1... Опираясь на авто­ритет предшественников наших и других Святых Отцов, определяем и постановляем:

3. Чтобы по кончине первосвященника Римской вселенской церкви кардиналы-епископы первым делом, собравшись вместе, тщательно обсудили кандидатуры и, пригласив без промедления кардиналов-клириков, произвели выборы, а остальное римское духовенство и миряне выразили бы свое одобрение выбору но­вого папы.

4. Приняв меры предосторожности, чтобы недуг купли ка­ким-либо воровским способом не сделал свое дело, преосвящен­ные мужи должны избрать, а остальные признать нового первосвященника, и этот новый порядок избрания расценивает­ся как вполне правильный и законный... А так как апостольский престол возвышается над всеми церквами земли и, следователь­но, не может иметь над собою никого митрополитом, то, несом­ненно, кардиналы-епископы действуют как заместители митро­полита и именно они возводят избранного главу Церкви на вер­шину апостольского престола.

5. Избрать же они его должны из недр этой самой Церкви, если найдется достойный; а если не найдется в ней, то из другой.

6. Надлежит при этом соблюдать должную честь и уважение к возлюбленнейшему сыну нашему Генриху, нынешнему коро­лю и будущему, по воле Божией, императору, на что мы уже изъявили ему свое согласие, а также соблюдать должную честь и уважение к его преемникам, которые персонально получили бы право на этот сан от апостольского престола.

7. Если же развращенность порочных и враждебных людей усилится до такой степени, что безошибочный, беспристрастный и бескорыстный выбор в Городе2 будет невозможен, то кардина-

__________

ратора в разгар этой борьбы ухитрились фальсифицировать декрет, включив в него ряд небольших вставок о выборе пап не только кардиналами, а кардиналами вместе с императором.

1 Католическая церковь в целях борьбы с симонией, т. е. куплей-продажей церковных должностей, объявила симонию ересью.

2 То есть в Риме.

 

лам-епископам с монахами, клириками и мирянами-католиками в любом их количестве должно быть предоставлено право и власть избрать первосвященника апостольского престола в та­ком месте, где это им будет удобнее.

8. По окончании выбора, в случае, если буря военного времени или какое-либо волнение, поднятое злокозненными людьми, вос­препятствует тому, чтобы избранный мог быть возведен офи­циально, по установленному церемониалу, на апостольский пре­стол, он тем не менее как истинный папа, должен управлять свя­той Римской церковью и распоряжаться всеми ее средствами...

9. Если кто, вопреки этому нашему декрету, обнародован­ному соборным приговором, будет избран, или же посвящен, или торжественно возведен на апостольский престол вследствие мятежа, козней или какой-либо хитрости, тот должен считать­ся всеми не папою, но сатаною, не апостольским преемником, а отступником и по отлучении от святой Божией Церкви, Бо­жеской и святых апостолов Петра и Павла властью должен быть предан вечной анафеме со своими помощниками, покро­вителями и приверженцами как антихрист, возмутитель и раз­рушитель всего христианства; и не только не должна быть ему предоставлена когда-либо возможность каких-либо объяснений на этот счет, но он должен быть немедленно лишен всякой церковной степени, какую бы он ни имел прежде. Всякий его сторонник, или оказавший ему как первосвященнику честь, или отважившийся защищать его в чем-либо подлежит такому же приговору. Всякий нарушитель этого нашего декрета, который решится возмутить спокойствие Римской церкви, строя козни против этого нашего постановления, да осужден будет вечной анафемою и отлучением... Пусть в смятении удалятся как он, так и сыновья его, и пусть будут нищими и будут изгнаны из жилищ своих...

Диктат Папы Григория VII1

Публикуется по: Средневековье в его памятниках / Под ред. Д. П. Егорова. С. 98-99

1. Римская церковь создана единым Богом.

2. Только римский епископ по праву зовется вселенским.

3. Только он один может низлагать епископов и восстанов-лять их.

 

4. Легат1 его на соборах занимает первое место пред всеми епископами, даже будучи в низших ступенях священства, и может приговаривать их к низложению.

5. Папа может низлагать отсутствующих.

6. С отлученными им мы не должны, между прочим, нахо­диться в одном и том же доме.

7. Ему одному надлежит, смотря по надобности, издавать новые уставы, учреждать новые епархии, каноникаты2 превра­щать в аббатства3 и, наоборот, богатую епархию делить, бедные соединять.

8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства.

9. Одному папе все князья лобызают ноги.

10. Только его имя поминается в церквах.

11. Он один в мире именуется папой.

12. Он может низлагать императоров.

13. Он может по мере надобности перемещать епископов с кафедры на кафедру.

14. В любую церковь, куда угодно, он может ставить кли­риков.

15. Поставленный папой может быть во главе какой-либо Церкви, но не может быть в положении подчиненном; равно не может принимать высшей степени от какого-либо епископа.

16. Ни один собор без его соизволения не может называться всеобщим.

17. Ни одно постановление, ни одна книга не могут быть признаны каноническими без его санкции.

18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно.

19. Никто ему не судья.

20. Никто не смеет привести в исполнение приговор над апел­лирующим к папскому престолу.

21. Крупные дела любой церкви должны восходить до него.

22. Римская церковь никогда не заблуждалась и впредь, по свидетельству Писания, не будет заблуждаться.

1 Папский посол и полномочный представитель.

2 Каноникат — община клириков, подчиненная определенному уставу.

3 Аббатство — католический монастырь во главе с настоятелем аб­батом (сир. abba — отец).


23. Римский епископ, канонически поставленный, заслугами святого Петра непреложно получает святость...

24. По его изволению и разрешению подвластные могут жа­ловаться.

25. Без собора он может низлагать и восстановлять епис­копов.

26. Не считается католиком тот, кто не согласен с Римской церковью.

27. Подданных он может освобождать от присяги негодным владыкам.

Декрет Грациана о согласовании несогласных канонов1

Публикуется по: Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. II. Европа: V—XVII вв. / Отв. ред. Н. А. Крашенинникова; Пер. Н. Ф. У скова. М., 1999. С. 240-273

И, во-первых, об установлениях божественного и человечес­кого права.

Различение I. Грациан

Родом человеческим управляют две [силы], а именно есте­ственное право и обычаи (mores). Естественным правом являет­ся то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каж­дому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему...

Это же сказал Исидор2 в «Этимологии» (V, 2):

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.