Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Хиджаб как символ женской чести

ХИДЖАБ И СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

Мухаммад Али Шомали

ПЕРЕВОД С АНГЛ.: ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «NUR»

 

«Послание Сакалейн»

Ежеквартальный журнал исламских исследований

Том 11, № 4

Зима 2011/1432

 

Cодержание

Брак: священный завет

Брак в соответствии с Божественным творением и законом:

а) Божественное творение;

б) Божественные законы.

Хиджаб в Коране

Хиджаб как символ женской чести

Хиджаб в хадисах

 

Аллах (Свят Он и Велик) создал людей, чтобы те выступали в качестве Его наместников на земле, и, как и все другие формы живых существ, они не могут быть полноценными, пока они не будут состоять в паре. Это не имеет сравнения с Аллахом (Свят Он и Велик), Кто действительно не нуждается в супруге. Даже у самого совершенного человека есть необходимость в паре. Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Священном Коране:

«Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жён, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют!» (Священный Коран, 30:21).

Одним из знамений мудрого творения Аллаха (Свят Он и Велик) является то, что Он создал супругов для нас из нас самих. Мужчина нуждается в женщине, чтобы быть полноценным, и наоборот. Даже тогда, когда люди попадают в Рай, они должны находиться там со своими супругами. Когда Адам (А) был приглашён Аллахом (Свят Он и Велик) в Рай, Аллах (Свят Он и Велик) сказал:

«О Адам! Поселись ты и твоя жена в Раю…» (Священный Коран, 2:35).

Таким образом, формирование семьи, первоначально состоящей из мужчины и женщины, является одним из основных элементов человеческой жизни согласно замыслу Аллаха (Свят Он и Велик). Он (Свят Он и Велик) благословляет нас даже больше, давая нам детей. Дети могут быть хорошо защищёнными и качественно воспитанными только в атмосфере семьи, где есть отец и мать, которые любят друг друга и своих детей и которые считают своих детей подарком Аллаха (Свят Он и Велик), ещё более сближающим их.

 

Брак: священный завет

Учитывая, что семья является одним из важнейших аспектов сотворения, брак считается священным заветом между мужем и женой, и Аллах (Свят Он и Велик) – свидетель над ними. Сохранение их брака и крепких семейных уз весьма важно. В известном хадисе пророк Мухаммад (С) сказал следующее:

ما بنى في الاسلام بناء احب الى الله عزوجل و اعز من التزويج

«Не было возведено строения в исламе более любимого перед Аллахом (Свят Он и Велик), чем брак» (Бихар аль-Анвар, т. 100, стр. 222).

С другой стороны, развод рассматривается как наиболее нелюбимое разрешённое деяние. Пророк Мухаммад (C) сказал:

ما من شىء ابغض الى الله عزوجل من بيت يخرب في الاسلام بالفرقة

«Нет ничего более нелюбимого Богом, чем дом, разрушенный разводом» (Аль-Кафи, т. 5, стр. 328).

Таким образом, брак – священное единство, на чём должно быть построено общество, и он должен быть очень крепким. Чтобы создать и укрепить это единство, Аллах (Свят Он и Велик) отметил некоторые аспекты в Его творении, а другие – в Своих законах. Эти две составляющие находятся в большой гармонии друг с другом.

 

Брак в соответствии с Божественным творением и законом

Божественное творение

В Своём творении Аллах (Свят Он и Велик) сделал нас таким образом, что мы нуждаемся в противоположном поле (то есть мужчина – в женщине, а женщина – в мужчине) в различных степенях. Некоторые люди могут испытывать это только на самом незначительном уровне, коим является сексуальное желание. Но желание мужчины по отношению к женщине или наоборот должно быть не только сексуальным – это чувство может быть испытано на более глубоких уровнях: сперва психологически, а затем духовно.

Поэтому попадающие в Рай по-прежнему будут нуждаться в партнёре не только потому, что они захотят иметь сексуальные отношения, но потому, что они находят полный комфорт и безмятежность во всеобъемлющих отношениях со своим партнёром. Мы считаем, что нашим недостающим элементом, единственным, что может заставить нас чувствовать себя полноценными, является признание того фактa, что женщина создана для мужчины, a мужчина – для женщины. Таким образом, Аллах (Свят Он и Велик) сотворил нас так, что мы обладаем глубоким желанием иметь супруга, и так, что наши несколько разные, но похожие натуры созданы в полном соответствии друг другу.

Это желание принуждает мужчину и женщину быть вместе, несмотря на то, что все любят быть свободными и предпочитают не иметь ни обязательств, ни обязанностей. Однако Аллах (Свят Он и Велик) сделал нас так сильно нуждающимися в этом, что мы готовы терпеть всевозможные трудности и брать на себя большое количество обязанностей, связанных с поиском второй половины и сохранением нашего брака.

Конечно, людям, которым в большей степени присущи чувство сострадания и духовность, не составит большого труда отвести место для другoго человека в своей собственной жизни. Тем не менее, для тех, кто эгоистичен и эгоцентричен, брак является большой проблемой. Привыкнув делать всё, как они хотят, и пожелав быть свободными от любой ответственности, для них несколько труднее быть ограниченными чем-то и ответственными. В любом случае сексуальные, психологические и духовные желания влекут людей противоположного пола друг к другу.

У людей не только присутствует влечение к противоположному полу, но по Своей мудрости Аллах (Свят Он и Велик) создал мужчин и женщин с разными индивидуальными особенностями. Есть много вещей, которые различны у мужчин и женщин, и поэтому они являются хорошей парой друг другу. Если мужчина не будет иметь ничего общего с женщиной, то они не смогут быть хорошими партнёрами друг для друга, но в то же время вся прелесть – в том, что есть некоторые различия между ними: если человек идентичен нам, то какая нам нужда в нём и как он сможет дать нам чувство спокойствия и быть полезен нам? Нам нужен кто-то подобный нам в некоторых аспектах, но всё же отличный в других.

Так индивидуальность мужчины отличается от женской, но не настолько, что они не смогут понять друг друга. Возможно понять друг друга, потому что у нас есть много общего, но мы должны также понимать и ценить присущие врожденные различия. Если мужчина хочет, чтобы его жена думала и вела себя так же, как он, тогда это и есть то самое упущение в понимании. Таким же образом, если женщина хочет, чтобы её муж думал и вёл себя так же, как она, то это тоже свидетельствует о недостаточном понимании этого вопроса. Ключевым и существенным моментом для мужа и жены является осознание того, что следует приложить усилия для понимания и оценки этих различий и что следует работать вместе над использованием этих различий на благо своей семьи и общества.

Больше всего мужчина несёт ответственность за то, чтобы его семья не потеряла своё направление в жизни. Таким образом, он ответствен, например, в проявлении некоторой силы и осуществления полномочий, возложенных на него, для защиты своей семьи от бедности, врагов, проблем, связанных с природными катастрофами, и так далее. Мужчина приносит безопасность своей семье, обладая преимуществом в силе. С другой стороны, женщина приносит мир своей семье, проявляя любовь и привязанность. Эти два элемента должны соединиться, чтобы создать сбалансированную семью.

Аллах (Свят Он и Велик) имеет как атрибуты славы (сыфат аль-джалaль), так и атрибуты красоты (сыфат аль-джамaль). Сила мужчины и любовь женщины – проявления этих двух важных атрибутов Аллаха (Свят Он и Велик). Мужчина в большей степени является проявлением славы Аллаха (Свят Он и Велик), а женщина – проявлением Его красоты. Конечно, эта красота – не только физическая. Духовная и психологическая красота важнее в установлении мира и спокойствия в семье – для мужа и детей.

 

Божественные законы

Как уже говорилось ранее, законы Аллаха (Свят Он и Велик) находятся в гармонии с Его творением. Согласно плану Аллаха, роль женщин больше обозначена как внутренняя защита семьи, в то время как роль мужчины – внешняя её защита. Данное ролевое различие может быть обнаружено не только в исламе, оно существовало на протяжении всей истории человечества, кроме современной эпохи, которая во многом неестественна и несколько несовместима с человеческой природой.

Женщины всегда выступали в качестве внутренней опоры семьи, может быть, потому что пророки являлись и привносили такой уклад жизни всем народам или, может быть, потому что женщины имеют естественную склонность к этому. Красота, привлекательность и любовь женщины призваны служить семье, чтобы держать семью крепко сплочённой. Любовь и заботу, которую она проявляет по отношению к мужу, детям, братьям, сёстрам, отцу и матери объединяет семью и даёт им столько мощи и силы, что, когда они становятся истощёнными за пределами семьи, сталкиваясь с повседневными проблемами жизни, они всегда смогут найти комфорт и утешение дома.

Итак, мужчины в основном играют роль внешнего звена для того, чтобы они могли выйти и встретиться лицом к лицу со всеми проблемами и трудностями внешнего мира. Хотя это может иногда привести его к истощению и усталости, он всегда знает, что есть кто-то дома, кто сможет принести радость и утешение, помочь обрести ему силы. Конечно, женщинам не запрещено выходить на улицу или быть социально активными. В самом деле, как это будет объяснено позже, причиной установления закона о хиджабе является создание возможностей для женщины принимать активное участие в жизни общества.

Как бы ни было, от мужчин и женщин ожидается выполнение двух различных функций. Хотя в некоторых случаях мужчине необходимо выполнять роль матери и нести ответственность за домашние дела семьи, а иногда и женщине, возможно, приходиться работать вне дома. Однако важнейшая роль мужчины заключается в защите семьи извне, a женщины – защита её изнутри.

По этой причине эта красота и привлекательность женщины, которая является проявлением Красоты Аллаха (Свят Он и Велик), должна служить семье дома. Она не должна быть доступна или дарована посторонним. В самом деле, если она вынесена на всеобщее обозрение, то красота будет использоваться против стабильности семьи.

Например, в среде, где присутствует смешение обоих полов, весьма вероятно, что мужчина может испытать влечение к женщине, помимо его жены, ведь это редкость, когда жена является самой красивой или самой привлекательной. И даже если это так и есть, то слабые духовно мужчины всегда недооценивают то, чем они обладают, и ищут чего-то нового.

Соответственно, в смешанной среде красота женщины будет служить против стабильности семьи, которая является основой человеческого общества. В результате чего начнётся такое бедствие, как распад семьи, которому мы уже являемся свидетелями во многих обществах по всему миру. Аллах (Свят Он и Велик) хочет, чтобы эта красота и это притяжение было использовано в качестве мощного средства сохранения нерушимости семьи.

Как ранее было сказано, мы имеем в виду не только физическую или сексуальную сторону красоты – она имеет много других аспектов. Например, есть огромная красота и сила в нежном и ласковом голосе твоей жены, матери или сестры, а поэтому имеет значение не просто сексуальная составляющая женщины.

Идею и закон о хиджабе можно найти во всех Божественных религиях. Это является гарантией, что великая сила притяжения не будет использоваться во вред жизни человека и общества и что женщина будет защищена от сомнительных посторонних, которые могут посягнуть на её честь. Стоит отметить, что до ислама и ещё до христианства и иудаизма существовала долгая история хиджаба. Он особо подчёркивается в авраамических религиях так, что до сегодняшнего дня мы находим «отголоски» хиджаба в разных авраамических традициях, хотя он больше всего практикуется в исламе.

 

Хиджаб в Коране

Если мы обратим внимание на Священный Коран, мы обнаружим, что он затрагивает вопрос о хиджабе в десяти аятах. И ни в одном из этих аятов Аллах (Свят Он и Велик) не говорит о хиджабе как о новом распоряжении. Это не новый приказ. Впервые не ислам учредил хиджаб. Скорее ислам пытается напомнить нам о том, что существовало всегда, обеспечить нам правильное понимание этого и продемонстрировать надлежащее применение его на практике.

Например, Аллах (Свят Он и Велик) попросил пророка Мухаммада (С) сказать женщинам, чтобы они надевали их накидки, или «джильбабы», плотно, так, чтобы те покрывали их надлежащим образом:

«О пророк, скажи твоим жёнам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления. Аллах прощающ, милосерд!» (Священный Коран, 33:59).

Аллах (Свят Он и Велик) не сказал о том, что они должны носить джильбаб, т.е. это была известная и понятная практика для того времени, но они не умели правильно его использовать: иногда они носили его так свободно, что части тела, которые должны быть покрыты, были видны.

Через святого Пророка (С) Аллах (Свят Он и Велик) попросил женщин «сближать» свои джильбабы, чтобы они были соответствующим образом покрытыми и защищёнными. Аллах (Свят Он и Велик) также велел святому Пророку (С) попросить верующих мужчин быть осторожными, когда те смотрят на женщин, т.к. это является ещё одним способом защиты женщины.

Так, красота женщины частично оберегается ею самой посредством ношения надлежащего хиджаба, частично защита предоставляется Аллахом (Свят Он и Велик): мужчины должны уважать женщин, не иметь плохих намерений, когда обращают свой взгляд на них, и не смотреть на закрытые ею части её тела. Для сохранения женской красоты Аллах (Свят Он и Велик) указывает на то, что верующие люди, люди высоких принципов и духовных ценностей, должны быть осторожны в том, как они смотрят на женщин, всё это делается из чувства уважения, заботы к женщине и выражения ей почёта.

В противовес мнению некоторых людей можно сказать, если бы женщина рассматривалась как сексуальный объект, то не было бы никакого смысла быть настолько осторожными в заботе о красоте женщины и стараться защитить и уберечь её от тех, кто может иметь плохие намерения.

Ислам рассматривает эту красоту как проявление красоты Аллаха (Свят Он и Велик), и только определённый круг людей имеет право смотреть на женщину, прикасаться к ней или иметь с ней какие-либо отношения. Это – либо мужчины, не имеющие никакого сексуального намерения вообще, как отец, брат, дядя, маленькие дети, либо тот, кто доказал, что он заслуживает доверия, надёжен, который дал обет и взял себе в качестве обязательства защищать её – муж.

Таким образом, хиджаб в исламе относится не только к категории одежды. Он также регулирует внешний вид женщины, способ формирования и поддержания отношений, манеру общения. Например, Аллах (Свят Он и Велик) говорит в Священном Коране, что жёны Пророка (С) должны общаться очень осторожно с мужчинами, не относящимися к категории близких родственников. Они не должны говорить так, чтобы это могло привлечь этих мужчин к их красоте, или посвящать их в свою личную жизнь.

Аллах (Свят Он и Велик) говорит:
«О жёны пророка! Вы – не таковы, как какая-нибудь из женщин. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал тот, в сердце которого болезнь, и говорите слово ведомое» (Священный Коран, 33:32).

Жён Пророка (С) просят не говорить очень мягко и нежно с мужчинами, которые не связаны с ними кровным родством или браком. В случае, если те имеют болезнь или слабость в сердце, то, следовательно, они могут подумать, что женщина посылает им непристойный знак.

Другой важной составляющей частью хиджаба является сокращение ненужного контакта с незнакомцами противоположного пола. Незнакомые мужчина и женщина должны сводить контакт друг с другом к минимуму. Как отмечалось ранее, ислам не против того, чтобы женщины были социально активными, напротив, – хиджаб помогает этому.

Однако мужчинам и женщинам не стоит создавать и множить ненужные контакты без конкретных и полезных целей и намерений. Например, мужчины и женщины, работающие вместе в одной и той же организации, должны контактировать в пределах разумного. Им не следует открыто и свободно говорить друг с другом, что включает в себя смех, шутки и другое, например, прикосновения друг к другу.

 

Хиджаб как символ женской чести

Хиджаб – особенный наряд, символизирующий честь, почёт. Исторически сложилось так, что среди царей бытовал обычай награждать специальной одеждой оказавших большую услугу им или тем, кто был высоко почитаем при их дворе. Эта одежда считалась очень ценной и не использовалась, например, для дома или для похода на рынок.

Это был особый наряд, и обычно надевался он только на официальные церемонии: для приёма гостей или аудиенции c королём. Хиджаб – это почётная одежда, данная женщинам Аллахом (Свят Он и Велик), что говорит о том, что его функция шире, чем защита. Ниже приведены некоторые примеры, которые дадут нам представление о степени величия хиджаба.

Когда женщина молится в своём доме и никого в это время нет поблизости, даже ребёнка, она всё же должна быть облачена в хиджаб, стоя перед Аллахом (Свят Он и Велик), Господом миров. Если бы хиджаб был лишь чем-то, что предназначено только для защиты женщины от чужих мужчин и тех, кто имеет плохие намерения, то почему она должна носить его, стоя перед Аллахом (Свят Он и Велик)?

Это показывает, что хиджаб является почётной одеждой, и его следует носить, когда мы встречаемся с кем-то очень важным. Так, женщина должна одеться в своё лучшее платье (т.е. свой хиджаб), когда она стоит перед Аллахом (Свят Он и Велик) в молитве, когда она посещает святыни святого Пророка (С) и имамов (А), мечеть и когда выходит на улицу. Дома женщина не нуждается в его ношении подобно тому, кто получил подарок от царя.

Действительно, иногда она не должна носить его дома. Соблюдается хиджаб только при выходе на улицу.

Ещё одним доказательством является следующий пример. Рабство было явлением, существовавшим во всём мире, и исламу удалось упразднить его относительно быстро (действительно, веками ранее, чем это случилось в других частях света). В эпоху, когда рабство всё ещё существовало в исламе (но борьба против него шла и в конце концов рабство было упразднено), рабыни не были обязаны носить хиджаб. Для них хиджаб не являлся обязательным, хотя они могли сделать выбор в пользу его ношения.

Тем не менее, свободная женщина или хозяйка дома была обязана соблюдать хиджаб. Таким образом, если хиджаб являлся бы бременем или лишь формой защиты, почему свободной женщине необходимо было соблюдать его?

Многие люди, которые не понимают сущность хиджаба, полагают, что он является признаком женской неполноценности и что они должны носить хиджаб, потому что они уступают мужчинам или непокрытым представительницам немусульманского общества. Напротив, предполагается, что занимающие более высокие позиции в обществе более рьяно должны соблюдать его. Таким образом, приближённые к Аллаху (Свят Он и Велик) должны соблюдать хиджаб тщательнее.

Мы знаем, что исторически значимые персоны, как госпожа Фатима (А), соблюдали хиджаб лучше всех. Если хиджаб является бременем, то, вероятно, она должна была быть освобождена от него или, по крайней мере, только минимально соблюдать его. Госпожа Марьям (А) также соблюдала хиджаб, более чем кто-либо в её время.

Следовательно, хиджаб является благородным нарядом, и приближённые к Аллаху (Свят Он и Велик) должны соблюдать его в большей степени. По-настоящему высокое положение – это быть приближённой к Аллаху (Свят Он и Велик), и те женщины, которые занимают высокое положение в обществе, например, более образованные, как врачи, медсёстры, учителя, инженеры или преподаватели университетов, должны соблюдать хиджаб тщательнее, потому что Аллах (Свят Он и Велик) Сам удостоил их этой почётной одеждой.

От образованных женщин ожидается достойный уровень оценки и понимания значения хиджаба, в большей степени, чем от тех, кто таковыми не являются. Если Аллах (Свят Он и Велик) облагодетельствовал кого-то больше в этом мире интеллектом, образованием, богатством и имуществом и если кому-то оказывается почёт, потому что, например, они происходят из уважаемой семьи или многочисленного рода, то они должны в большей мере соблюдать хиджаб, потому что это является свидетельством того, что они знают, как ценить этот благородный наряд, дарованный Аллахом (Свят Он и Велик).

Это позор и просто неблагодарность, когда правитель даёт кому-либо что-то, а одариваемый отказывается принимать это или не ценит этого, а воспринимает, как бремя. Это, безусловно, не то, как хиджаб должен расцениваться.

Кроме того, на волосы немусульманок и женщин, не соблюдающих хиджаб (как одно из требований своей веры) по разным причинам, истинный мусульманин, который не должен смотреть на волосы женщины-мусульманки, может это делать при условии, что он не будет иметь при этом плохих намерений.

Если мужчина имеет плохие намерения, то ему не разрешается даже смотреть на женскую одежду. Однако если мужчина должен говорить по уважительной причине с немусульманкой (с той, кто не носит хиджаб), то он может смотреть на её волосы, но, конечно, без каких-либо неправильных намерений. Значит, если хиджаб является формой ограничения и давления, то немусульмане, живущие в мусульманских странах и находящиеся под влиянием исламских законов, будут обязаны ещё больше соблюдать хиджаб, и мужчины будут иметь меньше возможности смотреть на них, чем на мусульманских женщин.

Так, можно сделать вывод, что хиджаб не является формой ограничения.

Хиджаб должен быть использован как способ защиты женщин и как средство её активности в обществе. Он также напоминает всем, что женщины не должны рассматриваться в роли будто чей-то, как чья-то жена, то есть ни у кого нет права вести себя фамильярно и фривольно, когда они появляются на публике.

Мужчины должны помнить, что когда женщина выходит за пределы дома, она – не та, от которой они могут хотеть получить физическую или сексуальную выгоду. Когда женщина появляется на публике, она должна рассматриваться как индивидуальность. Её должны ценить и уважать, с ней должны относиться в соответствии с её интеллектуальными и духовными заслугами.

Если женщина собирается работать в офисе или лектором, например, должна ли она получит эту должность потому, что она очень привлекательная, или потому, что она одевается таким образом, что может привлечь молодёжь? Это ли отношение разумного общества? А как насчёт тех женщин, которые некрасивы? А как насчёт тех женщин, которые стареют? Должна ли женщина быть уважаема в обществе только тогда, когда она красива и когда она не одеваться должным образом?

Очевидно, что это не так. Хиджаб предназначен для того, чтобы убедиться, что, когда женщина появляется в обществе, она будет рассматриваться только в соответствии с её человеческими качествами, такими, как её характер, поведение, интеллект и мудрость.

Эти человеческие качества могут легко поддерживаться на нужном уровне, выходить на новый уровень и улучшаться ею, но никто не может изменить свой внешний вид, не тратя при этом большие суммы денег и время, что не для всех доступно. Хиджаб помогает в создании надлежащего и разумного общества, где бы отношения между людьми зависели от моральных качеств, которых они стремятся достичь, а не только лишь от своего внешнего вида.

Кроме того, что не так с кем-то, кто не считается другими красивым? Должны ли некрасивые оставаться взаперти дома и не выходить на публику? Это неверная идея. Хорошее, правильное и разумное общество будет формировать своё отношение к людям в соответствии с их благородными качествами, которых они достигли, а не в соответствии с их внешностью. Таким образом, хиджаб помогает им в этом аспекте тоже.

 

Хиджаб в хадисах

Существует множество хадисов от пророка Мухаммада (С) и Ахль аль-Бейт (А) о хиджабе. Некоторые люди полагают, что положение о хиджабе не было учреждено самим Пророком, а было составлено обществом позднее. Однако оно, конечно, основывается на Священном Коране. И, как объяснялось ранее, эта практика существовала ещё до появления ислама.

Десять аятов в Коране специально посвящены этому вопросу, и святой Пророк (С) говорил о хиджабе с большой заботой и очень детально. Интересующиеся могут найти десятки хадисов в крупных сборниках хадисов. В дальнейшем я буду ссылаться на некоторые из них, чтобы проиллюстрировать, как деликатно хиджаб трактуется в исламе.

Пророк Мухаммад (С) советовал женщинам быть осторожными в ношении их хиджаба в домашних условиях. Например, даже если женщина находится дома, соседи могут видеть её стоящей рядом с окном, выходящей во двор или поднимающейся на крышу (это характерно для жителей восточных стран) (Бихар аль-Анвар, т. 10, стр. 261).

Кроме того, Умм Салама, жена святого Пророка (С), сказала:

عن ام سلمت قالت كنت عند النبي )ص( و عنده ميمونة فاقبل ابن ام مكتوم و ذلك بعد ان امر بالحجاب فقال احتجبا فقلنا يا رسول الله اليس اعمى لا يبصرنا قال افعمياوان انتما الستما تبصرانه

«Однажды я и Маймуна были с пророком Мухаммадом (С), и слепой Ибн Умм Мактум пришёл навестить Пророка (С). Пророк (С) попросил нас надеть наш хиджаб. Мы сказали: "О Посланник Бога! Ибн Мактум слеп и не может видеть нас". На что Пророк (С) ответил: "А разве вы не способны видеть его?"» (Бихар аль-Анвар, т. 101, стр. 37).

Таким образом, не подобает женщине появляться без хиджаба рядом с мужчиной, не входящим в круг её родных, даже если он слеп. Хотя и правда то, что слепой не видит женщину, но нельзя забывать, что она видит его, и это может сказаться на ней. В некоторых случаях – что также возможно – человек только притворяется слепым.

В одном из хадисов о госпоже Фатиме (А) мы находим, что она самостоятельно надевала свой хиджаб при виде слепого, без того, чтобы Пророк (С) или имам Али (А) напоминал ей об этом:

عن موسى بن جعفرعن ابانه )ع( قال: قال علي ع استاذن اعمى على فاطمة ع فحجبته فقال لها رسول الله) ص( لم حجبته و هو لا يراك فقالت )ع (ان لم يكن يراني فانا اراه و هو يشم الريح فقال رسول الله )ص( اشهد انك بضعة مني

«Имам Али (А) сообщает, что слепой человек попросил разрешения посетить госпожу Фатиму (А). Услышав это, госпожа Фатима (A) покрылась. Святой Пророк (С) задал вопрос для того, чтобы её (А) ответом проиллюстрировать уровень её (А) высокого понимания и знания: "О Фатима! Почему ты надела хиджаб? Этот человек не в состоянии видеть тебя". Она (А) ответила: "Он не может видеть меня, но я вижу его, и он может услышать аромат, исходящий от меня". В ответ на её мудрость Пророк (С) сказал: "Я свидетельствую, что ты являешься частью меня"» (Бихар аль-Анвар, т. 101, стр. 38).

Так, святой Пророк (С) и Ахль аль-Бейт (А) очень тщательно относились к вопросу хиджаба.

В соответствии с другим, хорошо известным хадисом в один день Пророк (С) спросил своих сподвижников: «Что является лучшим для женщин?». Никто не был в состоянии дать правильный ответ.

Имам Али (А) спросил госпожу Фатиму (А), и она ответила: «Лучшее для женщины – чтобы она не видела мужчин, которые не являются её близкими родственниками, и чтобы они не видели её». Когда Пророк (С) услышал это, он был очень доволен, и сказал: «Поистине, Фатима является частью меня» (Бихар аль-Анвар, т. 43, стр. 54).

Текст хадиса:

و روي عن علي )ع( كنا جلوسا عند رسول الله )ص( فقال اخبروني اي شيء خير للنساء فعيينا بذلك كلنا حتى تفرقنا فرجعت الى فاطمة عليها السلام فاخبرتها الذي قال لنا رسول الله ص و ليس احد منا علمه لاعرفه فقالت و لكني اعرفه خير للنساء ان لا يرين الرجال و يراهن الرجال فرجعت الى رسول الله )ص( فقالت يا رسول الله سالتنا اي شيء خير للنساء و خير لهن ان يرين الجال و لا يراهن الجال قال من اخبرك فلم تعلمه و عندي قلت فاطمه فاعجب ذلك رسول الله )ص( و قال ان فاطمة بضعة مني

После свадьбы имам Али (А) и госпожа Фатима (А) попросили Пророка (С) дать им совет относительно их обязанностей. Пророк (С) поручил имаму Али (А) выполнение обязанностей вне дома, а госпоже Фатиме (А) – ведение домашних дел. Госпожа Фатима (A) сказала потом: «Бог только знает, какой я стала счастливой, когда Пророк Божий спас меня от общения с мужчинами» (Бихар аль-Анвар, т. 43, стр. 81).

Текст хадиса:

عن ابي عبد الله عن ابيه قال: تقاضى علي و فاطمة الى رسول الله )ص( في الخدمة فقضى على فاطمة بخدمة ما دون الباب و قضى على علي بما خلفه قال فقالت فاطمة فلا يعلم ما داخلني من السرور الا الله بإكفائي رسول الله )ص( تحمل رقاب الرجال

При условии соблюдения хиджаба необходимое общение с мужчинами допустимо. С духовной точки зрения ненужное общение должно быть сведено к минимуму или по возможности полностью прекращено, хотя есть случаи, когда это не обязательно по законам ислама.

Женщина может быть очень деятельна в обществе, но эта деятельность должна быть только чем-то полезной и продуктивной, с помощью которой она сможет почувствовать счастье и удовлетворение, например, преподавательская деятельность, уход за больными и врачебная практика.

Женщина не должна просто бродить по улицам, ходить туда-сюда и говорить со всеми без какой-либо уважительной для этого причины. Это – нехорошо для женщины, и такое поведение постепенно истощает её, потому как женщина подобна цветку.

Имам Али (А) советовал Мухаммаду ибн аль-Ханафие не давать женщинам трудные задания и вести себя с ними доброжелательно при любых обстоятельствах (Ман лa йахдурухy аль-факих, т. 3, стр. 566).

Текст хадиса:

و قال امير المؤمنين )ع( في وصيته لابنه محمد بن الحنفية بني اذا قويت فاقو على طاعة الله و اذا ضعفت فاضعف عن معصية الله عز و جل و ان استطعت ان لا تملك المراة من امرها ما جاوز نفسها فافعل فانه ادوم لجمالها و ارخى لبالها و احسن لحالها فان المراة ريحانة و ليست بقهرمانة فدارها على كل حال و احسن الصحبة لها ليصفو عيشك

Итак, женщина не должна изнурять себя, и семья не должна позволить женщине делать это, совершая ненужные вещи.

Пусть Аллах увеличит наше понимание замыслов Его творения и Его планов в отношении нас! Пусть Аллах сделает наши семьи и общество сильнее день ото дня! Пусть Аллах ниспошлет нам тот мир и покой, который Он некогда замыслил для нас в нашей жизни!




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.