Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование экспрессивной речи



1. Исследование артикуляции и отраженной речи. Больному предлагают повторять отдель­ные буквы (а, у, к, б и др.), слоги (та, на, ре и др.), слова (стол, ручка, электричество, ко­раблекрушение), а также простые и сложные фразы. Обращается внимание на четкость и правильность произношения звуков, слов. Для выявления артикуляционных затруднений ис­следуемого просят также повторить скорого­ворки, например: «Сшит колпак, да не по-колпаковски, надо его переколпаковать», «На дворе — трава, на траве — дрова» и другие.

2. Исследование автоматизированной речи, Больному предлагают считать до 10, назвать по порядку буквы алфавита, дни недели, ме­сяцы года, прочесть заученное ранее стихотво­рение.

3. Исследование обозначающей функции речи. Исследуемого просят назвать предметы или их изображения при показывании и по описанию их свойств. Например, спрашивают: «Как называется то, чем едят, из чего пьют, чем расчесывают волосы?» и др, 4. Исследование повествовательной речи. Больному предлагают ответить на вопросы, например: «Когда и как Вы заболели?», «Рас­скажите о себе», пересказать содержание об­щеизвестного кинофильма, книги, события.

При заболеваниях нервной системы могут наблю­даться различные нарушения речи.

Дизартрия — нарушение речи, зависящее от рас­стройства функции речевой мускулатуры (мышц языка, мягкого нёба, гортани), выражается расстройством ар­тикуляции, неправильным произношением слов.

Анартрия — полная невозможность произносить речевые звуки, наблюдается при бульбарном и псевдо-бульбарном параличах.

Афония (гипофония) — утрата или ослабле­ние звучности голоса, наблюдается при параличе голо­совых связок, истерии.

Мутизм — немота, встречается при контузии го­ловного мозга, истерии, реактивных состояниях.

Скандированная речь — больной говорит медленно (брадилалия), с затруднением, как бы отче­канивая каждое слово, деля его на отдельные слоги. Наблюдается при поражении мосто-мозжечковых сис­тем.

Замедленная и монотонная речь — встречается при паркинсонизме.

Заикание — нарушение плавности, непрерывности речи вследствие судорожных сокращений речевых мышц.

Афазии — нарушения речи, обусловленные пора-жбнием корковых речевых центров или путей, соединяю­щих эти центры. Различают моторную, сенсорную и амнестическую афазии. Возможно сочетание этих афа­зий.

Моторная афазия выражается в том, что больной теряет способность говорить при отсутствий паралича речевой мускулатуры. Понимание речи сохраняется. Как правило, сочетается с аграфией (утратой способности письма). Моторная афазия встречается при поражении речевого центра Брока, расположенного в задних отделах нижней лобной извилины левого полушария (у правшей).

Сенсорная афазия характеризуется нарушени­ям понимания чужой речи. При этом больной сохраняет способность говорить, однако речь его становится неправильной, изобилует парафазиями и может пред­ставлять набор бессмысленных слов. При парафазиях отмечается нарушение структуры слов: замена или пере­становка букв в слове (литеральная парафазия), за­мена одних слов другими (вербальная парафазия). Сен­сорная афазия наблюдается при поражении центра Вернике, находящегося в заднем отделе верхней височ­ной извилины левого полушария.

Амнестическая афазия — больной не может правильно называть предметы, как бы «забывает» сло­ва. Однако он знает и может описать назначение пред­мета, при подсказке обычно называет показываемый предмет. Так, при показе карандаша он говорит: «Это пи­сать». Обычно больной неплохо говорит и понимает чужую речь. Амнестическая афазия возникает при ло­кализации очага на границе теменной, височной и заты­лочной долей левого полушария.

АПРАКСИЯ

Апраксия — нарушение действия (praxis — действие), утрата сложных целе­направленных движений при отсутствии пара­личей, расстройств координации и чувствитель­ности. Наблюдается при поражении нижней части левой теменной доли, мозолистого тела, а также лобных долей.

Для выявления апраксии больно­му предлагают выполнить ряд заданий:

а) подражать действиям врача, например, одну руку поднять вверх, а другую вытянуть вперед, произвести кивательные движения головой;

б) по заданию дотронуться пальцем правой руки, до кончика носа, заложить руку за спи­ну и др.;

в) производить действия с различными ре­альными предметами: зажечь спичку, застег­нуть пуговицу;

г) показать, как пользуются воображаемы­ми предметами: как едят ложкой из тарелки, как вдевают нитку в иглу;

д) произвести мимические движения: погро­зить пальцем, поманить рукой;

е) сложить из спичек геометрические фигу­ры (по заданиию).\

 

АГРАФИЯ

Аграфия — нарушение письма, возникает при поражении заднего отдела средней лоб­ной извилины левого полушария, нередко со­четается с моторной или сенсорной афазией.

Для обнаружения нарушений письма про­веряется, как больной списывает и пишет под диктовку буквы, слова, фразы, а также пись­менно отвечает на вопросы или пишет корот­кий рассказ на заданную тему..

АЛЕКСИЯ

Алексия — нарушение чтения, наблюда­ется при поражении угловой извилины слева (у левшей — справа).

Для выявления алексии проверяется чтение вслух. Чтобы выяснить, понимает ли больной смысл прочитанного про себя, ему предлагают выполнить написанную врачом инструкцию (например, взять в руку книгу и пр.).

АГНОЗИИ

Агнозия — утрата способности узнавания при отсутствии нарушений чувствительности, зрения, слуха, обонянии) вкуса.

Тактильная агнозия — проявляется в том, что больной при сохранности чувстви­тельности не может узнать предмет путем ощупывания (астереогноз); наблюдается при поражении левой теменной доли. Для выяв­ления этой агнозии исследуемому предлагают с закрытыми глазами распознать предмет на ощупь.

Зрительная агнозия — больной ви­дит предмет, но не может узнать его; наблю­дается при поражении наружной поверхности затылочных долей. Методика исследования: больного просят показать или взять те или иные предметы, лежащие на столе.

Слуховая агнозия — больной не по­нимает происхождения и значения звуков, не может узнать по звуку предмет (тикание ча­сов, гул самолета, автомобиля и т. д.). Чаще наблюдается при поражении левой височной доли. Методика исследования: подносят к уху больного часы, льют воду из графина в ста­кан и пр.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.