I. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня. • «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни. • «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками. • «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр. • «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.
II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим: • Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку). • Чтение сказок разных народов, населяющих Россию. • Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация. • Коллективные работы по изобразительной деятельности. • Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала). • Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»). • Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор. • Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи. • Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.
III. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют: • Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим. • Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п. • Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление. • Игры драматизации. • Театрализованные игры. • Просмотр спектаклей, • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.
IV. Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим: • Дидактические игры («Правда или нет»). • Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил. • Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет» • Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказкотерапии.
V. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют: • НОД по экологии и по ОБЖ; • чтение художественной литературы; • дидактические игры природоведческого содержания; • разбор ситуаций; • просмотр спектаклей на экологические темы; • акции (Посади дерево, покорми птиц); • уход за растениями в уголке природы и на участке; • трудовая деятельность (различные виды труда).
Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию:
Ø Выработаны привычки нравственного поведения;
Ø Имеют способность к самооценке, оценке;
Ø Имеют представления о моральных качествах;
Ø Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
Ø Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
Ø Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
Ø Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной); • развитие чувства самоценности; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Содержание работы:
1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр): • побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов («Коммуникация», «Чтение»); • учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью («Коммуникация»); • устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации («Коммуникация»); • в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию («Коммуникация», «Чтение»).
2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным): • развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Коммуникация», «Чтение», «Художественное творчество», «Музыка»); • развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.); • развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Труд»); • формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») – «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.)
3. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире: • продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) («Познание», «Безопасность»); • развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) – «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; • развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. («Коммуникация», «Познание»); • формирование представлений о собственной национальности, национальности родителей («Познание»); • формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет) («Познание», «Безопасность»); • воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями.
Индивидуальный образовательный маршрут строится как взаимосвязанный, гармоничный и целостный процесс, активными участниками которого являются все специалисты дошкольного образовательного учреждения.