Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Чертеж цилиндрического зубчатого колеса



Общие сведения о чертежах зубчатых колес изложены в учеб­ной литературе [1, 2]. Зубчатые колеса вычерчивают на чертежах ус­ловно по ГОСТ 2.402-68. Правила выполнения чертежей цилиндриче­ских зубчатых колес регламентированы ГОСТ 2.403 — 75.

Пример оформления чертежа зубчатого колеса опоры вала при­веден на рисунке 17 (прил. 2). В соответствии с правилами оформле­ния колесо на чертеже изображено со следующими условностями.

Главное изображение выполнено в виде фронтального разреза, секущая плоскость которого проходит через ось колеса. На разрезе зубья колеса условно совмещены с плоскостью чертежа и показаны нерассеченными и незаштрихованными. Окружность и образующая поверхности выступов зубьев колеса показана сплошной основной линией. Делительная окружность показана штрихпунктирной тонкой линией. Окружность и образующая поверхности впадин зубьев коле­са показана сплошной основной линией. Отметим, на видах окруж­ность впадин зубьев колеса показывают сплошной тонкой линией. Зубчатое колесо не имеет спиц, поэтому полный вид слева не вычер­чен. Три окружности, изображающие зубчатый венец не проведены, а изображены лишь отверстие колеса для вала и шпоночный паз.

На изображениях зубчатого колеса в соответствии с правилами стандарта проставлены: диаметр вершин зубьев Ø128 мм; ширина венца 30 мм; диаметр окружности обода Ø100 мм; диаметр ступицы Ø50 мм, длина ступицы 38 мм; диаметр окружности расположения облегчающих отверстий Ø75 мм и их диаметр Ø12 мм; диаметр от­верстия колеса для вала Ø30 мм и размеры шпоночного паза - 8 мм и 33,3 мм; размер фасок; обозначения параметров шероховатости.

В правом верхнем углу чертежа на расстоянии 20 мм от верхней линии рамки помещена таблица параметров, где указывают данные для изготовления и контроля зубчатого венца.

На профессиональных чертежах таблица состоит из трех частей, отделяемых друг от друга сплошными основными линиями. В первой части приводят данные для нарезания зубьев колес: модуль (ГОСТ 9563-60); число зубьев; нормальный исходный контур по ГОСТ 13755-81 и пр. Во второй части указывают данные для контро­ля: допуск на профиль, допуск на погрешность обката и пр. В третьей части оговаривают справочные данные: делительный диаметр d; обозначениечертежа сопряженного зубчатого колеса.

Ширина таблицы110 мм, буквенные обозначения параметров записываютв графе шириной 10 мм, а соответствующие этим обозначениям числовые данные - в графе шириной 35 мм.

На учебном чертеже«Колесо зубчатое» опоры вала вторую часть таблицы не заполняют, а первою и третью части оформляют, как показано в примере нарисунке 17 (прил. 2).

Выполнение чертежа зубчатого колеса опоры вала рекомендуется начинать с расчета размеров геометрических параметров и конструктивных элементов цилиндрического зубчатого колеса (рис. 13).

Для расчета зубчатого колеса индивидуального варианта надо знать величины - модуль, число зубьев, диаметр вала DB (в прил. I). Термины, обозначения и формулы для расчета даны в примере.

Пример. Исходные данные для расчета: модуль - m = 4,

число зубьев - Z= 20, диаметр вала - DB = 22 мм.

1 . Диаметр окружности вершин зубьев колеса

da = m x (Z+2) = 4x(20+ 2) =88 мм

2. Диаметр окружности впадин зубьев колеса

df = m х (Z- 2,5) — 4 х (20 - 2,5) = 70 мм

3. Высота головки зуба

ha=m = 4 мм

4. Высота ножки зуба

hf= 1,25т = 1,25 x4 = 5 мм

5. Диаметр делительной окружности колеса

d= т Z= 4 x20 = 80мм

6. Диаметр ступицы колеса, изготовленного из стали:

dст= 1,55 DB= 1,55 х 22 = 34,1 мм

Выбираем dст =34 мм

7. Длина ступицы колеса

Lст=(0,8...1,5)x Dв=(0,8...1,5) х22 =17,6...33 мм

ВыбираемLст = 25 мм

 

8. Ширина зубчатого венца

k = (6…8) х т = (6…8) х 4= 24…32

Выбираем k=28

9. Толщина диска колеса

f= (1/2... 1/3) х k = (1/2... 1/3) х 28=14...9,3мм

Выбираем f = 10 мм

10. Толщина обода

S = ha+hf =4 + 5 = 9мм

11. Диаметр окружности обода

d1 = df - 2S - 70- 18 = 52мм

12. Диаметр окружностирасположения отверстий в диске

d2 = dcm + 0,5(d1 - dcm ) = 0,5(d1 + dст ) = 0,5 (52+34) = 43 мм.

Выбираем d2 = 42 мм

13. Диаметр отверстии в диске

dотв = 0,25(d1 – dст ) = 0,25 х (52 - 34) = 0,25 х 18 = 4,5 мм

Выбираем dотв = 5мм

14. Ширина фаски на торцах зубьев

С=(0,6...0,7) m = (0,6...0,7) х4 = 2,4...2,8мм

Выбираем С = 2,6 мм и округляемо стандартного значения

(см, подраздел АЛ): С =2,5 мм

15. Размеры шпонки и шпоночного паза при Dв = 22 мм; ширина b = 6; высота h = 6; длина шпонки - 25;

DB + t2 = 22+2,8 = 24,8 мм.

Шпонка 6 х 6 х 25 ГОСТ 23360 -78.

Чертеж литой детали

В опоре вала корпусные детали имеют характерные признаки литых деталей сложной объемной формы с различными внутренними поверхностями, ребрами22, бобышками23, плавными переходами в местах пересечения поверхностей и т.д. О конструктивных особенно­стях таких деталей, рекомендации по составлению изображений, про­становке размеров и параметров шероховатости на чертежах молено узнать в литературе [1,2,5,8] и в ГОСТ 2.109-73.

22Ребро - тонкая стенка, чаще всего треугольной формы, для усиления жестко­сти конструкции.

23Бобышка - цилиндрический или конический прилив, упрощающий обработ­ку опорной поверхности, который дается в месте установки, например, болта.

 

Пример выполнения учебного чертежа детали «Корпус правый» приведен на рисунке 19 (прил. 2). Основой для построения изображе­ний на чертеже является форма корпусной детали на рис. 1.

Основная часть детали представляет собой вертикальную стенку толщиной S = 15...20 мм, зависимости от размеров присоединяемых деталей, заданных вариантом задания.

В верхней части стенки выполнен цилиндрический прилив с по­лостью для установки подшипника.

Крышка присоединяется к корпусу шпильками. Для этого в приливе корпуса выполнены четыре глухих резьбовых отверстия.

В приливе имеется цилиндрическое отверстие под свободный проход вала, диаметр которого всегда на 1 мм больше диаметра вала. В этом отверстии выполнена кольцевая канавка под уплотнительное сальниковое кольцо по ГОСТ 6308-71. По диаметру вала под кольцо уплотнительное выбирают размеры канавки в корпусе (см. прил.1). Внутренний диаметр кольца уплотнительного всегда меньше диамет­ра вала на 1мм.

В основании стенка имеет прямоугольный соединительный фла­нец для крепления. Прилив корпуса и фланец основания корпуса ук­реплены для увеличения жесткости наклонным ребром. У верхушки ребра жесткости обязательна галтель радиусом не менее 1 мм. Осно­вание ребра имеет со стенкой галтель радиусом R ≈ 0,5В, где В - толщина ребра у верхушки, равная 10 мм во всех вариантах задания. Переход стенки к цилиндрическому приливу выполнен в виде плав­ного перехода радиусом R 2...3 мм.

На фланце основания корпуса имеются два сквозных отверстия под болты. Для этих отверстий выполняют площадки (бобышки), по­верхность которых должна быть перпендикулярна оси отверстии.

На чертеже правого корпуса выполнены изображения:

Ø фронтальный разрез, на поле чертежа не обозначен, т.к. секу­щая плоскость является плоскостью симметрии для детали.

Ø вид слева с изображением местного разреза показывает форму и размеры бобышки и отверстия под болт;

Ø изображение «выносной элемент» дает пояснения о принятой геометрической форме и размерах канавки уплотнительного кольца.

Фронтальный разрез в сочетании с видом слева позволяет пред­ставить внешнюю форму корпуса в целом, форму приливов под подшипники и ребер жесткости. Фронтальный разрез позволил показать сквозное отверстие под вал, конструкцию отверстий для крепления крышек подшипников. Вид слева дает представление о форме верх­ней и нижней частей корпуса, о расположении резьбовых отверстий.

На чертеже опорная плоскость фланца основания корпуса изо­бражена в горизонтальном положении, что соответствует правилам и совпадает с рабочим положением детали в конструкции опоры вала.

Далее проанализируем нанесение размеров на чертеже корпуса.

Следует отметить, на корпусных деталях опоры вала имеются поверхности образованные литьем и поверхности с последующей ме­ханической обработкой. На чертежах литых деталей наносят две сис­темы размеров: для механически обработанных поверхностей и для не обработанных. Каждая система размеров должна иметь свою базу. Для поверхностей, не подлежащих после литья механической обра­ботке, выбирают еще одну базу (литейную).

Согласно ГОСТ 2.307-68 на чертежах литых деталей указывают размеры так, чтобы только один размер (по каждому координатному направлению) оказался проставленным между необработанной по­верхностью - литейной базой и обработанной - основной базой.

Основной технологической базой для корпуса является опорная плоскость фланца, которую в первую очередь механически обраба­тывают. Она же является и основной измерительной базой.

Все размеры по высоте, относящиеся к обработанным поверхно­стям, на чертеже нанесены от этой базы, например, положение оси отверстий Ø37, Ø52 и кольцевой канавки Ø47 определено размером 100, высота фланца с бобышкой - размером 29.

Для необработанных поверхностей базой для нанесения разме­ров по высоте служит верхняя плоскость фланца, которая связана с основной базой размером 26. От нее проставлены размеры 5,115.

Для нанесения размеров по длине измерительной базой выбрана наружная плоскость стенки, от которой проставлены: размер 3,5, оп­ределяющий положение кольцевой канавки; размер толщины стенки 15; размер 40, задающий положение отверстий под болты по одному координатному направлению.

По ширине базой для нанесения размеров, относящихся как к обработанным, так и необработанным поверхностям, служить плос­кость симметрии корпуса. От этой базы нанесены: размер ребра же­сткости 10; размер координатной окружности резьбовых отверстий Ø66; размер цилиндрического прилива Ø82; размер межцентрового расстояния между отверстиями под болты по одному координатному направлению 115. ,

Размеры 62,150 и 141 нанесены как габаритные.

Размеры резьбовых отверстий согласованы с технологией обра­ботки отверстия, их расчет был рассмотрен в подразделе 3.1.

Размеры правого корпуса, отнесенные к сопряженным размерам, рассмотрены в подразделе 4.2 и в примере на рис. 10.

Напомним, размер диаметра полости для установки подшипни­ка равен диаметру наружного кольца подшипника по ГОСТ 8338- 75.

Размер диаметра цилиндрического прилива соответствует на­ружному диаметру D2, присоединяемой крышки [8] торцовой глухой тип 1, исполнения 2 по ГОСТ 18511-73 (см. таблицу 2 и рис. 15).

Диаметр окружности, на которой расположены резьбовые от­верстия, соответствует диаметру D1, присоединяемой крышки.

 

 

 

Пример условного обозначения торцовой крышки исполнения 1, диаметром D = 62 мм, D4 = 26 мм

Крышка 62x26 ГОСТ 11641-73

Подбор размеров крышек в таблице 2 выполняют по диаметру наружного кольца подшипника - D.

Пример условного обозначения торцовой глухой крышки тип 1, исполнения 2, диаметром D = 62 мм:

Крышка 12-62 ГОСТ 18511-73

Подбор размеров корпуса, незаданных в каждом конкретном ва­рианте задания, не рассчитанных или не подобранных по ГОСТ (на­пример, размеры корпуса 32,40,62,100,115, 150 мм), осуществляется на основе размеров, заданных па примере чертежа корпуса (эти раз­меры зависят от условия варианта задания и могут незначительно от­личаться от заданных в примере).

Для конструктивных элементов детали выполняют расчеты или подбирают их размеры в справочной литературе

На рис.16 показано конструктивное соотношение размеров. Диаметр D бобышки обычно составляет 2 диаметра головки болта (или шайбы), высота бобышки h = 3...5 мм. Диаметр отверстия d0 под стержень болта рассчитывают по диаметру болта (подраздел 3.1).

Переход от стенки к фланцу выполнен в виде плавного перехо­да. Определив радиусы переходов, их округляют до ближайших стан­дартных размеров (R = 1, 2, 3, 5, 8, 10, 15, 25 мм). Целесообразно при небольшой разнице радиусов плавных переходов сделать их одинако­выми.

 

При составлении чертежа корпуса учтены особенности:

- преобладающие радиусы плавных переходов в местах пересе­чения поверхностей литых деталей на изображениях чертежа не про­ставлены, а указаны в технических требованиях надписью:

Неуказанные литейные радиусы 3 мм

- корпус на чертеже вычерчен без стандартных литейных уклонов24, причину их значений указали в технических требованиях надписью:

Уклони формовочные по Г0СТ3212-92.

Отметим, подход к составлению и оформлению чертежа «Корпус левый» аналогичен подходу для чертежа «Корпус правый». Отли­чия следующие: левый корпус закрывается крышкой торцовой испол­нения I по ГОСТ 11641-73 (см. таблицу 2 и рис. 15); уплотнительное сальниковое кольцо поставлено не на вал, а на распорное кольцо.

Рекомендации по нанесению параметров шероховатости даны в подразделе 4.3.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.