Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обозначение параметров шероховатости поверхностей



Шероховатость поверхности характеризуется величиной микро- неровностей реальной поверхности, определяющей ее отклонение от идеально гладкой поверхности. Эта понятия рассмотрены в учебной литературе и изучены при выполнении графических заданий преды­дущих разделов курса [1,5,6]

Напомним, качество поверхности оценивается параметрами ше­роховатости по ГОСТ 2789-80. Правила нанесения обозначений пара­метров шероховатости поверхностей на чертежах должны соответст­вовать ГОСТ 2.309-73.

При выполнении чертежей опоры вала полезны рекомендации, приведенные в таблице 1.

Примеры нанесения условного изображения и обозначения па­раметров шероховатости поверхностей показаны на рисунках 17,18 и 19 приложения 2.

 

 

Чертеж вала

Правильно составить чертеж детали, не зная назначения и конструкции детали, сложно. Отметим назначение и характерные осо­бенности конструкции детали вал.

Вал - деталь, предназначенная для передачи вращающего мо­мента, а также для поддержания вращающихся деталей.

Различают валы [7]: по геометрической форме - прямые, колен­чатые и гибкие; по типу поперечного сечения - сплошные или полые; по очертанию - гладкие цилиндрические, со шпоночными пазами или шлицевыми участками14, с различными канавками и проточками15 и т.п. Широко применяются валы ступенчатой формы, с уменьшением диаметра на концах. Ступенчатая форма вала облегчает сборку, так как в этом случае каждая насаживаемая деталь может пройти по валу своей посадочной поверхностью свободно.

Валы изготовляют преимущественно механическими видами обработки: точение, сверление, строгание, фрезерование, протягива­ние и шлифование16.

Пример чертежа «Вал» приведен в приложение 2 на рис. 18.

Вал представляет собой цилиндрический стержень, состоит из шести ступеней разных диаметров и длин. Левый конец вала (первая ступень) имеет шпоночный паз под призматическую шпонку. В сред­ней части вала (четвертая ступень) имеется шпоночный паз и цилин­дрический выступ, в который с одной стороны упирается ступица зубчатого колеса, а с другой - внутреннее кольцо подшипника.

14Шлицевой участок - пазы в виде канавок на валах и колесах для осуществ­ления щпицевого соединения.

15Проточка - кольцевой желобок на валу или стержне или в отверстии, необ­ходим для выхода резьбонарезного инструмента или для других технологиче­ских целей.

16При точенииглавное движение - вращательное - совершает заготовка, а движение подачи - поступательное - совершает резец вдоль оси заготовки или перпендикулярно оса заготовки. При сверлении заготовка, как правило, непод­вижна, а сверло или другой инструмент для обработки отверстия (зенкер, раз­вертка) получают вращательное движение и подачу. Шлифование производят при быстром вращении режущего инструмента (шлифовального круга) и отно­сительно медленном вращении заготовки.

 

На чертеже вал представлен главным видом, который выбирают с учетом технологии изготовления. Рассматриваемую деталь изготов­ляют на токарном станке, используя операцию точения. При обработ­ке ось вращения детали расположена горизонтально. На формате чер­тежа изображение оси вала также ориентировано горизонтально. Кроме главного вида на чертеже выполнены изображения двух сече­ний, выявляющих форму и размеры шпоночных пазов. На правом конце вала выполнен местный разрез с изображением одного из цен­тровых отверстий вала, форма и размеры которого раскрыты на вы­носном элементе. На втором выносном элементе показаны форма и размеры канавки для выхода шлифовального круга. Выносные эле­менты выполнены в увеличенном масштабе.

Эти изображения выявляют форму детали, в которой имеется конструктивные и технологические элементы: шпоночные пазы, фас­ки, галтели, канавки для выхода шлифовального круга, два центро­вых отверстия в торцах вала. Размеры конструктивных и технологи­ческих элементов указаны в соответствии с данными стандартов.

В процессе обработки вала (точение, шлифование) для установ­ки и крепления заготовки на станках используют технологические центровые отверстия17, которые выполняют в торцах18 вала. Форма и размеры центровых отверстий установлены ГОСТ 14034-74. Для уп­рощения поиска справочных стандартных данных, примем во всех вариантах задания диаметр отверстия равным 3,15 мм.

Центровое отверстие на левом торце вала изображено условно, знаком « < », с указанием условного обозначения на полке линии-выноски. Пример условного обозначения двух центровых отверстий вала с формой, обозначенной буквой В и диаметром, равным 3,15 мм.

2 отб. центр. В 3,15 ГОСТ 14034-74

В учебных целях центровое отверстие правого торца изображе­но на местном разрезе принятой в стандарте геометрической формы и размеров, без условностей.

17Центровые отверстия - специальные отверстия (гнезда) с конусом в 60', высверливаемые в торцовых поверхностях деталей машин, обрабатываемых в центрах.

18Торец детали - поверхность, ограничивающая боковую поверхность враще­ния тела.

 

Кроме изображений научебном чертеже вала нанесены размеры и параметры шероховатости поверхностей.

В процессе изготовления и контроля вала все размеры легко контролировать от технологических баз, в качестве которых исполь­зуются крайние торцовые плоскости. На рис.11 показан пример нане­сения размеров на чертеже вала, отмечены основные базы 1 и 2 и вспомогательная база 3.

Рис.11 - Пример простановки размеров на чертеже вала

 

Основной размерной базой 1 выбрана поверхность левого торца вала. От нее показан координатный способ простановки размеров l2, l3, l4, l5, l8 от одной базы. Этим обеспечивается точность расстояний между элементами вала. От базы 3 (правый торец) нанесен размер l1. Положение шпоночного паза в средней части вала определяется от­носительно вспомогательной базы 2 (левый торец буртика) размером l6. База 2 ориентирована относительно основной базы 1 размером l2. Размеры l6 и l7 (длина шпоночного паза) проставлены цепочкой. От­метим, сочетание цепного и координированного способов простанов­ки размеров представляет комбинированный способ. При этом техно­логическая база (3) и конструкторская база совпадают.

Сопряженными размерами являются: ØА, ØБ, ØВ, ØГ, ØD, все размеры шпоночных пазов.

Перечислим размеры и их значения:

А - диаметр вала под кольцо уплотнительное (указан в прил.1);

Б - диаметр вала под подшипники (указан в прил.1);

В - диаметр вала под колесо зубчатое (указан в прил. 1);

Г- диаметр вала под распорное кольцо, внешний диаметр коль­ца равен ØА, внутренний ØГ должен быть:

ØБ <Ø Г <ØВ;

Размер кольца по длине должен обеспечивать надежное фиксирова­ние колеса, его определяют по месту установки.

ØD диаметр входного цилиндрического конца (первой сту­пени) вала по ГОСТ 12080 - 66, в соответствии с вариантом задания может быть равен:

Ø20 мм, при длине l5=36 мм;

Ø25 мм, l5=42 мм;

Ø28 мм, l5=42 мм;

l6 - рекомендуется 3...5 мм (для всех вариантов задания);

l1 = E + (3...5 мм),

где Е - ширина подшипника по ГОСТ;

l2 - l3 = LCT - (2...5мм),

где LCT - длина ступицы колеса (см. подраздел 4.5);

l4= l5 +(Е + 5),

где Е - ширина подшипника по ГОСТ;

l7 , l8- длины шпоночных пазов на валу (вид шпонок указан в варианте задания прил.1; подбор размеров шпонок, пазов под них на валу выполняют по указаниям подраздела 3.2 и справочным данным в зависимости от диаметра вала).

Прочие размеры рассчитывают в процессе выполнения задания с учетом размеров, заданных в варианте задания:

L - длина вала, может быть равна 175... 195 мм в зависимости от варианта задания (возможны незначительные отклонения);

Длину ступеней вала с диаметрами ØА и ØГ назначаем одина­ковой и определяем ёе исходя из рекомендованного размера длины вала 175... 195 мм за вычетом всех известных длин ступеней вала.

Окончательно длину ступеней вала с диаметрами ØА и ØВ под­бирают при выполнении сборочного чертежа.

На участках переходов ступенчатых валов применяют галтели19 для облегчения обработки, снижения концентрации напряжений и т.п. (рис.12).Радиус галтели должен быть меньше радиуса закругления илиразмера фаски насаживаемой детали.

Значение радиуса галтели выбирается из следующего ряда: 0,8; 1,4; 1,6; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 5,0 мм[8].

Размеры фасок20 вала выбирают из стандартных величин: 0,2; 0,5; 0,8; 1; 1,2; 1,6; 2; 2,5; 3; 4; 5 мм в зависимости от диаметра вала [8]. Фаски обычно выполняют под углом 45°.

Для некоторых элементов вала заданы повышенные требования к шероховатостиповерхностей, что характерно для наиболее ответ­ственных элементов детали с сопрягаемыми поверхностями. Напри­мер,цилиндрические поверхности вала под подшипники шлифуют.

Переходные участки вала, расположенные между двумя ступе­нями разных диаметров, где заплечики21 используют для упора под­шипников, имеют канавку для выхода шлифовального круга. Форма и размеры канавки выбирают по ГОСТ 8820-69 в зависимости от диа­метра шлифуемой поверхности [7, 8]. Следует заметать, что ширина этой канавки входит в общую длину ступени вала, на которой она выполнена.

Рекомендации по нанесению параметров шероховатости даны в подразделе4.3 методических указаний и на примере рис. 18 в прил. 2.

19Галтель - криволинейная поверхность плавного перехода от меньшего сече­ния вала к плоской части заплечика.

20Фаска вала - это скошенная часть боковой поверхности у торца вала, запле­чика вала.

21Буртик - кольцевое утолщение вала, составляющее с ним одно целое. Бурти­ки препятствуют продольному перемещению вала. Плоские поверхности бур­тика называютсязаплечиками.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.