Комплекты защитные № 6 на кораблях используют в положениях НАГОТОВЕ и БОЕВОЕ. В положение «НАГОТОВЕ» СЗК переводятся при угрозе заражения OB, PB, БА по команде - «Средства защиты готовь».
Для перевода комплекта № 6 в положение НАГОТОВЕ необходимо: надеть брюки комплекта так, чтобы плечевые лямки перекрещивались на спине; застегнуть хлястики подколенные и на ботах брюк; надеть куртку через голову, расправить горловой клапан и застегнуть хлястик пояса и борт на нижний шпенек; завернуть вверх наружные манжеты; застегнуть куртку костюма КХО-3 на нижний шпенек; надеть сумку с противогазом и закрепить ее на туловище с помощью поясной тесьмы; положить в сумку противогаза (под лицевую часть) подшлемник; проверить наличие перчаток в карманах брюк КХО-3; надеть головной убор.
В положение БОЕВОЕ СЗК переводятся при обнаружении заражения или при непосредственной угрозе заражения OB, PB и БА по сигналам ХИМИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА, РАДИАЦИОННАЯ ОПАСНОСТЬ, по команде «Защитную одежду надеть», а также самостоятельно при обнаружении признаков заражения ОВ и БА.
Для перевода комплекта № 6 из положения НАГОТОВЕ в БОЕВОЕ необходимо: снять головной убор и перевести противогаз в положение БОЕВОЕ; надеть и застегнуть подшлемник; надеть капюшон; расправить горловой клапан и застегнуть верхний шпенек борта куртки костюма КЗИ-2; застегнуть горловой хлястик, обтюратор капюшона и куртку костюма КХО-3; надеть перчатки, при этом краги должны быть надеты поверх нижних манжет; отвернуть на краги верхние манжеты рукавов и обжать резинкой рукава.
Снятие СЗК проводится по команде «Средства защиты снять».
При надевании и снятии защитных комплектов должна строго соблюдаться указанная последовательность действий.
Современные СЗК обеспечивают надежную защиту от ОВ, PB и БА при их правильном использовании. Однако длительное пребывание человека в герметичных СЗК изолирующего типа отрицательно сказывается на общем состоянии организма и приводит к быстрой утомляемости личного состава.
Это объясняется прежде всего нарушением терморегуляции тела человека, изолированного от окружающей атмосферы. Все испарения организма остаются в подкостюмном пространстве, и избыток тепла с поверхности тела не удаляется, вследствие чего тело перегревается. И это в определенных условиях при бесконтрольном использовании СЗК может привести к тепловому удару.
В целях исключения перегрева организма используются костюмы охлаждающие и регламентируется время непрерывного пребывания человека в комплекте в зависимости от температуры окружающего воздуха. Отвод избытка тепла из подкостюмного пространства происходит за счет испарения воды с поверхности смоченного костюма охлаждающего. С этой целью при пользовании комплектами № 6 при температуре выше 10° С проводится смачивание костюмов КХО (под душем, из шланга и т. п.). При этом следует исключить заливание водой ФПК, РП ИДА и респираторов.
Под системой коллективной защиты корабля понимают комплекс технических средств и конструктивных мер, обеспечивающий надежную групповую защиту людей, оружий и технических средств от поражающих факторов ОМП и позволяющий длительное время вести боевые действия в условиях заражения без средств индивидуальной защиты или с минимальным их использованием.
Роль коллективной защиты в обеспечении боевой деятельности корабля сводится к созданию необходимый условий для сохранения боеспособности личного состава при воздействии РВ, ОВ и БС.
1.2.Средства коллективной защиты личного состава от ОМП на корабле в основном включают в себя различного типа фильтровентиляционные установки (ФВУ).
Корабельная фильтровентиляционная установкасостоит из следующих основных элементов (Схема ФВУ приведена на рис.):
1. Воздухозаборного устройства
2. Сепаратора
3. Фильтров-поглотителей
4. Электровентилятора
5. Воздухопроводов, соединительной, запорно-предохранительной и распределительной арматуры
6.Контрольно - измерительных приборов (КИП).
В качестве воздухозаборных устройств ФВУ как правило, используются фильтровентиляционные головки (ФВГ). В фильтровентиляционные головки устанавливаются сменные противоаэрозольные фильтры (ПАФ) соответствующей производительности.
ПАФнеобходимы для очистки воздуха от грубодисперсных аэрозолей РВ.
Сепаратор обеспечивает защиту ФП от попадания в него капельно-жидкой влаги при работе ФВУ. Он отделяет капли воды от воздуха, забираемого из атмосферы. Скопившаяся в сепараторе вода отводится в сточную систему по сифонной трубке, на которой установлены гидравлический затвор и две спусковые пробки.
Фильтры-поглотители предназначены для очистки воздуха от РВ, ОВ и БС.
В качестве фильтров-поглотителей в корабельных ФВУ используются общевойсковые образцы фильтров ФП-200-57, ФП-200-59 и наиболее современный образец ФПУ-200. Количество устанавливаемых ФП определяется производительностью ФВУ. Если производительность ФВУ больше номинальной (паспортной) производительности ФП, то в установке используется несколько фильтров-поглотителей.
Электровентилятор ФВУ предназначен для просасывания зараженного воздуха через ФП, подачи очищенного воздуха в газозащищенные помещения и создания в них подпора воздуха. В настоящее время все ФВУ монтируются по схеме, в которой ФП работает под разрежением, т.е. электровентилятор устанавливается за фильтром-поглотителем потоку движения воздуха.
Контрольно-измерительные приборы (КИП) корабельных ФВУ предназначены для измерения: сопротивления противоаэрозольных фильтров; сопротивления фильтров-поглотителей; расхода воздуха через ФП (производительности ФВУ); избыточного давления (подпора) воздуха в помещениях ЗКЗ.
Принцип действия фильтровентиляционной установки основан на принудительном прокачивании зараженного воздуха через ПАФ и фильтры-поглотители, на которых происходит его очистка от РВ, ОВ и БС.
При работе ФВУ наружный зараженный воздух поступает в воздухозаборное устройство, где очищается на ПАФ от радиоактивной пыли и тумана. Затем воздух, попадая в сепаратор, освобождается от капельно-жидкой влаги и поступает в фильтр-поглотитель, где очищается от РВ, OB и БС. Очищенный воздух подается вентилятором в помещения через отростки, расположенные в местах, обеспечивающих наиболее эффективную его циркуляцию. Для подогрева подаваемого в помещения воздуха в зимнее время могут использоваться паровые нагреватели. Для поддержания необходимого газового состава воздуха и его перераспределения по помещениям ЗКЗ предусмотрены перепускные клапаны, а также выброс избытка воздуха в атмосферу через автоматические переточные клапаны.
В целях создания нормальных условий для боевой и повседневной деятельности личного состава при заражении корабля ОВ, РВ и БС или длительной угрозе заражения основные обитаемые помещения объединяются в единый герметичный контур — зону коллективной защиты (ЗКЗ).