Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Краткая история развития гигиены



Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных на­блюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, за­конов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (опи­сательных) гигиенических знаний возникли на рубеже обра­зования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбо­ру и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия про­водились на государственном уровне (XVII век - Аптекар­ский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую кан­целярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным со­стоянием городов (1737), о санитарных условиях на сукон­ных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае

заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиля­ции шахт).

Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судеб­ная медицина».

Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые ори­гинальные учебники по гигиене. К основоположникам ги­гиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные иссле­дования зрения у школьников и изучал причины близоруко­сти. Известны его работы в области гигиены труда, социаль­ной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).

Из проблем профилактической медицины на современ­ном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-техниче­ского прогресса и здоровья подрастающего поколения. Реше­ние этих вопросов возможно при использовании современ­ных исследовательских и профилактических технологий.

 

3. Гигиеническая и клиническая диагностика. Сравнительная характеристика. Первый закон гигиены.

Клинические методы исследования используют для оценки состояния здорового населения, подвергающегося воздействию различных факторов окружающей среды. Применение для определения выраженных клинических нарушений, выявление преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и др. тесты.

Особое место при изучении профессиональной патологии рабочих, выявлении ранних признаков заболевания и обосновании необходимости проведения профилактических мероприятий.

Методы гигиенического эксперимента ставят своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окр.среды на организм человека или животных. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здорового человека. Эксперименты проводятся на лаб.животных, а в отдельных случаях при соблюдении всех мер безопасности, установленных ВОЗ, на добровольцах.

 

Первый закон гигиены определяет, что нарушение здоровья людей, вызванное физическими, химическими, биологическими или социально-бытовыми факторами, может возникнуть только при наличии трех условий: источника вредности (опасности) среды, механизма его передачи и восприимчивости организма.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.