Высшая нервная деятельность, по И. П. Павлову, — это совокупность условно-рефлекторной и безусловно-рефлекторной деятельности коры больших полушарий головного мозга (БПГМ) и ближайшей подкорки, обеспечивающая индивидуальное приспособление организма (поведение) человека и животных к изменяющимся условиям окружающей среды.
Низшая нервная деятельность представляет функцию ЦНС, осуществляющую интеграцию частей организма и обеспечивающую рефлекторную регуляцию и саморегуляцию физиологических процессов в самом организме.
Условно-рефлекторная деятельность организма зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые определяются наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом (обучение, воспитание, среда). Совокупность этих свойств нервной системы и называют типом ВИД.
И. П. Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования условных рефлексов у животных выделил 4 типа ВИД, присущих как животным, так и человеку. В основу деления он положил 3 главных свойства нервных процессов.
Свойства нервных процессов дают представление о том, в какой степени проявляются возбуждение и торможение и как они воздействуют друг на друга. Соответственно выделяют силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
Сила процессов возбуждения и торможения отражает работоспособность нейронов коры БПГМ. Она определяется пределом работоспособности, который выдерживают нейроны при очень сильных раздражениях, но без признаков истощения (т. е. без перехода в запредельное торможение). По этому признаку различают два типа ВИД: сильный и слабый.
Уравновешенность нервных процессов характеризуется соотношением силы процессов возбуждения и торможения. Соответственно выделяются два типа ВИД — уравновешенный и неуравновешенный — с преобладанием одного из процессов (чаще возбуждения над торможением).
Подвижность нервных процессов характеризуется скоростью, с которой происходит смена процессов возбуждения и торможения (важно, чтобы эти два процесса сменялись легко и быстро). Выделяют типы: подвижный (с легкой сменой процессов) и инертный (застойный, когда один процесс сменяется другим с трудом и медленно).
На основании проявления этих трех свойств нервных процессов И. П. Павловым выделены 4 типа ВИД:
I тип — сильный, уравновешенный, подвижный ("живой");
II — сильный, неуравновешенный ("безудержный");
III — сильный, уравновешенный, малоподвижный, или инертный ("застойный");
IV тип — слабый.
Для людей с сильным типом ВНД характерны высокая работоспособность, настойчивость, большая инициатива; в момент опасности они не теряются, действуют уверенно, энергично.
Наиболее благоприятным для жизни является сильный, уравновешенный тип (I). Такие люди легко переключаются на новую форму деятельности, быстро приспосабливаются к различным жизненным ситуациям, входят в коллектив, отличаются жизнерадостностью, общительностью и другими положительными свойствами.
Для сильного, но неуравновешенного типа (II) характерны раздражительность, несдержанность эмоций, торопливость, двигательное беспокойство в силу преобладания процесса возбуждения над торможением. Люди с таким типом ВНД резки и прямолинейны в отношениях, нетерпеливы, склонны к быстрым сменам настроения.
Сильный, уравновешенный, но малоподвижный тип ВНД (III) придает человеку спокойствие, хладнокровие, рассудительность, хорошую работоспособность. Но эти люди с трудом переключаются с одной деятельности на другую, плохо привыкают к новой обстановке, отличаются некоторой инертностью и „вязкостью" мышления, менее быстро сходятся с людьми.
Для людей со слабым типом ВНД (IV) характерны низкая работоспособность, быстрая утомляемость, нерешительность, неспособность преодолевать трудности, добиваться цели. В сложной ситуации они ищут легкий выход, боязливы, не уверены в себе, поддаются внушению, нуждаются в поддержке, проявляют неадекватные пессимистические реакции, имеют недостаточную моторную активность. У людей со слабым и с сильным, но неуравновешенным типом ВНД чаще всего возникают функциональные неврозы, т. е. "срыв" ВНД.
И. П. Павлов считал, что основные типы ВНД, обнаруженные им у животных, совпадают с 4 типами человеческого темперамента, установленными еще в IV в. до н. э. греческим врачом Гиппократом. Слабый тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту, сильный, уравновешенный, подвижный тип — сангвиническому, сильный, неуравновешенный — холерическому, сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Типы ВНД почти никогда не встречаются в чистом виде. Более того, последующая разработка этого учения показала, что для каждого из свойств нервных процессов существует несколько вариаций: по силе — 4 варианта, по подвижности — 10, по уравновешенности — 3. Их различные комбинации дают уже 1-20 типов вид.
Установлено, что тип ВНД — генетически детерминированное свойство, т. е. он передается по наследству. Однако в процессе жизни, под влиянием условий окружающей среды, воспитания, обучения и т. п. типологические черты могут изменяться. Так, тяжелая длительная болезнь, неудачи, многочисленные психологические конфликты могут привести к появлению у человека с сильным типом ВНД признаков слабого типа. К этим же последствиям ведет изнеженное воспитание ребенка, отгораживающее его от более или менее сильных физических или психологических воздействий среды, от преодоления жизненных препятствий.
ВНД человека имеет специфические качества, которые ставят его над всем животным миром. Наряду с первой сигнальной системой — системой условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре БПГМ животных и человека при воздействии конкретных раздражителей (свет, звук, боль и др.), которая является формой непосредственного отражения действительности в виде ощущений и восприятий, у человека имеется вторая сигнальная система. Коллективная трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию членораздельной речи, которая внесла новое в деятельность коры БПГМ, привела к развитию второй сигнальной системы (в виде "слов", произносимых вслух, слышимых, видимых при чтении).
Сигналы второй сигнальной системы, во-первых, носят обобщенный характер, во-вторых, создают возможность абстрагироваться, отвлекаться от действительности, что является основой для возникновения специфически человеческой формы мышления — абстрактного. Поэтому речь — это не только средство общения, но и форма или средство человеческого мышления. Речь, по определению И. П. Павлова, стала орудием высшей ориентировки человека в окружающем мире и в самом себе, т. е. человек может обозначить словом все то, что он воспринимает при помощи рецепторов и органов чувств. Слово в качестве "сигнала сигналов" позволяет отвлечься от конкретных предметов и явлений, выступает основой развития отвлеченного мышления, регулирует самые сложные формы поведения.
Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга: возбуждение первой сигнальной системы, вызываемое конкретными сигналами от предметов и объектов окружающего мира, передается затем во вторую. Любое обучение или творческая работа связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы. Высшего развития она достигает в процессе познания закономерностей природы и общества.
В зависимости от взаимодействия и уравновешенности первой и второй сигнальных систем И. П. Павлов выделил 3 характерных для человека типа ВНД.
1. Художественный тип характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. К нему относятся лица, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами. Им присущи образно-эмоциональное мышление, целостное восприятие действительности. Такие люди отличаются яркими представлениями и фантазией.
2. В мыслительном типе вторая сигнальная система преобладает над первой. Эти люди имеют склонность к рассудочной жизни, к анализу всего происходящего. "Мыслители" обладают способностью к отвлеченному, абстрактному мышлению, обобщению конкретных явлений и сосредоточенной деятельности. В отличие от лиц художественного типа у них слабо выражена непосредственная впечатлительность.
3. У лиц смешанного типа сигналы первой и второй сигнальных систем вызывают одинаковые по силе нервные процессы.
Учение И. П. Павлова о ВНД человека получило широкое признание в отечественной и мировой физиологии и психологии. Оно успешно развивалось в работах его учеников и последователей (Л. А. Орбели, К. М. Быкова, П. К. Анохина, П. С. Купалова, Э. А. Асратяна и др.).