Пребывание на воздухе, игры, помощь родителям 8.20 - 9.00
Приготовление домашних заданий 9.00 - 11.30
Подвижные игры на свежем воздухе 11.30 - 12.30
Обед 12.30 - 13.00
Послеобеденный отдых и дорога в школу 13.00 - 13.50
Учебные и факультативные занятия в школе, обще- 14.00 - 19.45 ственно-полезный труд и внешкольная работа
Возвращение домой 20.15
Ужин, чтение литературы 20.15 – 21.30
Подготовка ко сну 21.30 - 21.45
Отход ко сну 21.45
Задание 2: проанализируйте предложенный вариант режима дня школьника 11 — 12 лет, заполните протокол № 1.
Протокол № 1
Ученик
Возраст
Класс
Вид деятельности
Время деятельности, ч
Примечания
Подъем
Завтрак
Дорога в школу
Занятия в школе
Дорога из школы
Обед
Прогулка
Приготовление уроков
Помощь по дому
Занятия на факультативе
Спортивная секция
Кружок предметный
Кружок художественный
Свободное время
Общественно-полезный труд
Ужин
Приготовление ко сну
Сон
Задание 3: дайте гигиеническую оценку недельного расписания уроков одного из классов средней школы города, заполните протокол № 2. Оцените расписание по ранговой шкале трудности и постройте график.
Протокол № 2
Школа
Класс
Недельная учебная нагрузка
Элементы расписания
Дни недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
Порядок предметов
1.
2.
3.
4.
5.
Количество уроков
„Нулевые" уроки
Сдвоенные уроки
Расписание уроков по трудности
Место урока физкультуры
Факультативы
Задание 4: составьте для класса, проанализированного в задании 3, расписание уроков, которое соответствовало бы гигиеническим требованиям.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Гигиена детей и подростков. / Под ред. В. Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1989. С. 146 — 169; 115 — 146.
Гигиена детей и подростков. / Под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухаревой. М.: Медицина, 1986. С. 132 — 177.
Руководство к практическим занятиям по гигиене детей и подростков. / Под ред. А. 3. Белоусовой. М.: Медицина, 1972. С. 77 — 79.
Хрипкова А. Г., Антропова М. В., Фарбер Д. А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990. С. 97 — 114.
Чабовская А. П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1985. С. 56 — 67.
Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. С. М. Громбаха. М.: Медицина, 1988. С. 54 — 160.
Занятие 3
Физиология зрительного анализатора
Цель занятия: закрепить теоретические знания о строении и функциях зрительного анализатора, рассмотреть некоторые механизмы его функционирования.
Примерные вопросы по теме
1. Оптическая система глаза.
2. Аккомодационный аппарат глаза, механизм аккомодации, ее изменение с возрастом.
3. Виды рефракции глаза: соразмерная, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
4. Гигиена зрения.
Вопросы для самоконтроля
Вопрос I. Где сходятся параллельные лучи от предмета в ми-опическом глазу?
Ответы
1. На сетчатке.
2. Перед сетчаткой.
3. За сетчаткой.
Вопрос 2. Какие части глазного яблока входят в состав аккомодационного аппарата глаза?