Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теоретические сведения. Сохранение высокой работоспособности, сил и здоровья детей и подростков во многом



Введение

 

Сохранение высокой работоспособности, сил и здоровья детей и подростков во многом определяется условиями, в которых осуществляется процесс их воспитания и обучения. Решение одной из важнейших задач, поставленной сегодня перед школой и вузом, — воспитание здорового, гармонически развитого молодого поколения — во многом зависит от тех знаний, которые получат будущие педагоги, воспитатели в курсе возрастной физиологии и гигиены детей и подростков.

Необходимость знания педагогами возрастных особенно­стей функционирования детского организма неоднократно подчер­кивалась многими учеными. Известный педагог К. Д. Ушинский (1824 — 1870/71) утверждал, что все учителя, воспитатели и родители должны знать основы анатомии, физиологии и психоло­гии детского организма и помнить, что только владея этими зна­ниями, они могут целенаправленно развивать умственные и физи­ческие способности детей и подростков.

Настоящее учебно-методическое пособие призвано помочь сту­дентам, изучающим дисциплину "Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей и подростков", в освоении курса "Возрастная физиология и гигиена детей и подростков".

Первым этапом подготовки к занятию должна быть работа с учебником и конспектом лекций. В помощь студентам в каждое лабораторное занятие мы включили специальный раздел "Теоре­тические сведения". Примерные вопросы по каждой теме позволят ориентироваться в изучаемом материале. Самостоятельно опреде­лить степень усвоения учебного материала студенты могут с по­мощью тестовых вопросов-заданий. На каждый вопрос дается по 4 ответа, один из которых правильный.

В разделах "Самостоятельная работа студентов" приведены за­дания, рекомендуемые для выполнения на лабораторных занятиях. Большое количество лабораторных работ по каждой теме дает возможность широкого выбора в зависимости от профиля специальности студентов и имеющихся на кафедре оборудования и на­глядных пособий.

Заключительным и наиболее важным этапом работы студентов на занятии являются оформление протоколов исследований, само­стоятельный анализ полученных результатов и их интерпретация. При изучении практической части курса студенты должны вести специальную тетрадь для лабораторных занятий, в которую зано­сятся следующие сведения: дата и тема занятия, название лабо­раторной работы, ее ход, методы исследования и его результаты, их анализ, рекомендации и выводы.


Занятие 1

Гигиеническая оценка физического развития детей и подростков

 

Цель занятия: овладеть методами определения соматометрических, физиометрических и соматоскопических показателей фи­зического развития детей и подростков; освоить метод вычисления сигмальных отклонений и построение графика (профиля) физиче­ского развития.

 

Примерные вопросы по теме

1. Понятие о здоровом, больном и аномальном организме. По­казатели состояния здоровья детского организма. Группы здоровья.

2. Факторы, определяющие структуру заболеваемости детей и подростков и аномалии их развития. Влияние острых и хрониче­ских заболеваний на рост и развитие детей и подростков.

3. Физическое развитие как ведущий показатель состояния здоровья. Феномен акселерации, ее причины. Ретардация и ее причины.

4. Влияние физического развития и состояния здоровья на ра­ботоспособность, успеваемость и поведение учащихся.

5. Методы определения физического развития: соматометрия, физиометрия, соматоскопия. Возрастные стандарты и их приме­нение на практике.

6. Понятие о хронологическом и биологическом возрасте. Па­раметры, характеризующие школьную зрелость.

7. Адаптация детей к школьному обучению. Роль педагога и воспитателя в профилактике трудной адаптации к обучению в школе.

 

Вопросы для самоконтроля

 

Вопрос 1. По величинам сигмальных отклонений сделайте заключение, какие соматометрические показатели характеризуют физическое развитие подростка как среднее, гармоническое, про­порциональное.

Ответы

1. По росту сигма равна —0,5, по массе тела — -1,7, по окружности грудной клетки — -1,3.

2. По росту сигма равна +0,9, по массе тела — +1,0, по окружности грудной клетки — +0,7.

3. По росту сигма равна +1,3, по массе тела — +1,5, по окружности грудной клетки — +1,6.

4. По росту сигма равна -1,0, по массе тела — +1,2, по окружности грудной клетки — -1,4.

Вопрос 2. Какие величины приведенных показателей характе­ризуют наиболее пропорциональное развитие грудной клетки де­вушки?

Ответы

1. Показатель экскурсии грудной клетки равен 7 см, индекс Эрисмана — +1,5.

2. Показатель экскурсии грудной клетки равен 8 см, индекс Эрисмана – -3,5.

3. Показатель экскурсии грудной клетки равен 2 см, индекс Эрисмана — +4,0.

4. Показатель экскурсии грудной клетки равен 6 см, индекс Эрисмана — +5,0.

Вопрос 3. Какой должна быть масса тела мальчика 12 лет при росте 150 см? Ответы 1. 52 кг. 2. 42 кг. 3. 38 кг. 4. 58 кг.

Теоретические сведения

 

Понятие "здоровье" достаточно сложное. Всемирная организа­ция здравоохранения (ВОЗ) трактует его не только как отсутствие болезней или инвалидности, но и как состояние полного телесного, душевного и социального благополучия. Здоровье — основная и высшая ценность человеческой жизни.

В 1983 году Минздрав России четко определил группы здоровья на основании следующих показателей: наличие или отсутствие хронических заболеваний, состояние функциональных систем, сте­пень резистентности (сопротивляемости), степень физического и нервно-психического развития ребенка. Выделены 5 групп здо­ровья: в первые две включаются дети без хронических заболева­ний, а в 3-5-ю — дети, имеющие хронические заболевания раз­личной степени выраженности. Данные группы не следует путать с медицинскими группами, различающимися по степени участия школьников в физическом воспитании: основная, подготовительная и' специальная. •

Характеристика физического развития детей основывается на 3 группах показателей: соматометрические, физиометрические, со-матоскопические.

Соматометрические показатели являются обязательными для общей характеристики состояния здоровья учащихся. Длина тела (рост) определяется с помощью деревянного ростомера. Исследу­емый становится спиной к его вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью. Голова находится в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха расположены в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера опускают до соприкосновения с головой, но не надавливают. Голова находится в положении, когда прямая линия, соединяющая наружный край глаза и козелок уха, параллельна линии пола. Масса тела определяется с помощью медицинских весов. Определение окружности грудной клетки (ОГК) связано с различными погрешностями, возникающими вследствие нарушения правил измерения. Например, ошибка мо­жет возникнуть при пользовании старой растянутой лентой, ее косом положении, чрезмерно сильном или слабом прижатии к мягким тканям и т. д. При определении ОГК сантиметровая лента должна проходить со стороны спины по нижнему краю лопатки, со стороны груди у мужчин — по среднесосковой линии, у женщин — над грудью.

Физиометрические показатели — косвенные показатели, ха­рактеризующие работу систем и органов (определение пульса, АД, жизненной емкости легких, мышечной силы кисти и т.д.).

Соматоскопические показатели — это субъективные данные о внешнем виде обследуемого: состоянии и окраске кожных по­кровов, развитии подкожного жирового слоя, остаточных явлениях рахита, нарушении осанки, изменении формы стопы, степени по­лового созревания.

Оценка физического развития осуществляется в основном по соматометрическим показателям. Нормативами служат стандарты физического развития. Оценка имеет варианты двух типов:

I: 1) физическое развитие высокое (выше +2ст);

2) физическое развитие выше среднего (от +1 до +2ст);

3) физическое развитие среднее (от +1 до -1ст);

4) физическое развитие ниже среднего (от -1 до -2ст);

5) физическое развитие низкое (ниже -2ст);

II: 1) возрастно-половое развитие (норма от -1 до +2а);

2) дефицит массы тела (меньше -1а);

3) избыток массы тела (больше -2ст);

4) низкий рост (меньше -2ст).

Дети с избыточной массой и низким ростом направляются на консультацию к эндокринологу, так как у них могут быть али­ментарное ожирение, нарушения обмена веществ, общая задержка физического развития. Такие дети обязательно должны находиться под наблюдением врача для установления причины этого наруше­ния. Избыточная масса тела не всегда свидетельствует об излишней полноте. Она может быть обусловлена развитой мускулатурой или тяжелым костяком. В таких случаях отклонения от нормы нет.

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировок, в процессе которых усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности. Результатом этого являются рост скелетной мускулатуры и уве­личение ее массы, что способствует интенсификации обменных процессов и улучшению работы внутренних органов. Благодаря значительной двигательной активности детей и подростков их ко­сти становятся крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам, а мышечная система — более выносливой.

Малоподвижный образ жизни вреден для здоровья людей всех возрастов, а для детей особенно. Гипокинезия может стать при­чиной избыточной массы, развития склероза, сердечно-сосудистых нарушений. У взрослого человека, ведущего малоподвижный образ жизни, эластичность и сократительная способность мышц снижа­ются, часто происходит опущение внутренних органов, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта. Слабость мышц спины способствует развитию сутулости, нарушению осанки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.