Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Медицинские группы физической подготовки и контроль за физическим воспитанием детей и подростков



Врачебный контроль за физическим воспитанием.По итогам медицинских осмотров врачом-педиатром ежегодно учащиеся распределяются на медицинские группы: основную, под­готовительную, специальную. Занятия с детьми этих групп имеют свои особенности.

 

Специальная группа: дети, имеющие значительные отклонения в состоянии здоро­вья постоянного или временного характера, допу­щенные к выпол­нению учебной и производственной работы. Уроки физкультуры по специальной программе с учетом характера и тяжести заболевания. Участие в физкультур­но-оздоровительных мероприятиях. Прогулки, подвижные игры, спортивные развлечения и общественно полезный труд при соблю­дении правил самоконт­роля. Индивидуальные занятия физическими упражнени­ями в режиме дня по реко­мендации врача Медицинский контроль за суточной величиной двигательной активности и динамикой состояния здоровья

 

Дети, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подго­товительной группам, занимаются вместе, однако для последних интенсивность и объем нагрузки снижают (интенсивный бег заменя­ют ходьбой и легким бегом, уменьшают повторяемость упражнений, ограничивают выполнение силовых упражнений). Учащиеся, относя­щиеся к СМ Г, занимаются вне сетки учебных часов по специальному расписанию.

Дети и подростки, отсутствовавшие в школе по причине болезни, приступив к занятиям по общеобразовательным предметам, времен­но освобождаются от уроков физической культуры.

 

При гигиенической оценке организации урока физической культу­ры школьников учитывают следующее:

1. соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся;

2. методически правильное построение урока с выделением от­дельных структурных частей, созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки;

3. выполнение физических упражнений, способствующих укреп­лению здоровья, гармоническому развитию и формированию пра­вильной осанки;

4. соблюдение последовательности занятий, правильное их сочета­ние с другими уроками в расписании учебного дня и недели; проведение занятий в специальном помещении (спортивном или гимнастическом зале), на специально оборудованном прищколь, ном участке, стадионе, лыжной трассе или в бассейне;

5. выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма.

 

Сдвоенные уроки физической культуры не допускаются (за исклю­чением лыжной подготовки и плавания). Уроки физкультуры неже­лательно проводить в первые и последние часы учебного дня. В недельном расписании предпочтительно их включать в дни, когда начинает снижаться работоспособность у детей (среда, четверг).

 

Медицинский контроль урока физической культуры осуществля­ется по итогам проведения поминутного хронометража и регистрации частоты пульса до начала урока, в конце его структурных частей и в восстановительном периоде.

 

Занятия с детьми СМГ имеют свои особенности. С детьми и под­ростками, имеющими незначительные отклонения в состоянии здо­ровья, занятия физической культурой организуют непосредственно в школе. Такие занятия планируют в расписании и проводят до и после уроков из расчета 2 раза в неделю по 45 мин или 3 раза в неделю по 30 мин.

 

Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятия физической культурой по заключению врача и оформляются при­казом директора школы. Минимальное число учащихся в группе — 10 человек. Целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1-2-х, 3-4-х, 5-6-х, 7-10(11)-х классов. Если число учащихся недостаточно для комплектования группы, то объединяют учеников 3 или 4 классов - 1-4-х, 5-8-х, 9-10(11)-х. На занятиях необходимо строго дифференцировать нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся.

 

Внутри группы детей распределяют на «сильную» (А) и «слабую» (Б) подгруппы, что позволяет осуществлять педагогический про­цесс и добиваться эффективного решения оздоровительных задач. Принадлежность ребенка к подгруппам А и Б определяет врач. В подгруппу А включают учащихся с отклонениями, не оказывающими существенного влияния на состояние здоровья, удовлетворительно овладевающих двигательными навыками, а также школьников, вре­менно отнесенных к СМГ, для полного восстановления после перене­сенного заболевания или травмы.

 

В подгруппу Б включают учащихся с необратимыми патологичес­кими изменениями, с часто обостряющимися хроническими заболева­ниями, аномалией развития двигательного аппарата. Численность под­группы А, как правило, превалирует над численностью подгруппы Б.

 

Межшкольные (кустовые) СМГ комплектуют по нозологическому признаку:

1. хроническая патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

2. патология опорно-двигательного аппарата.

 

Посещение таких занятий учащимися является обязательным. Ответственность за их посещение возлагается на учителя, ведущего эти занятия, или классного руководителя и контролируется замести­телем директора школы или врачом. Школьники, отнесенные к СМГ, проходят дополнительное обследование в течение учебного года. Детей и подростков со значительными отклонениями в состоянии здоровья, если это возможно, направляют на занятия ЛФК в лечебно-профилактические учреждения или назначают им соответствующее лечение и наблюдение.

 

Физическая подготовка детей СМГ условно делится на 2 перио­да: подготовительный и основной. Подготовительный период обычно занимает всю I четверть. Его задачи — постепенная подготовка сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем, а также всего организма к выполнению физической нагрузки; воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями; освоение быстрого навыка правильного подсчета ЧСС; обучение элементарным навыкам самоконтроля. В подготовительном периоде рекомендуется выполнять общеразвивающие упражнения, способствующие форми­рованию правильной осанки, упражнения в равновесии, элементы баскетбола (передача, остановка мяча, бросок в кольцо с места), под­вижные игры малой интенсивности. В этот период на уроках особое внимание должно уделяться обучению правильного сочетания дыха­ния с упражнениями.

 

Длительность основного периода обучения в СМГ зависит от адапта­ционных возможностей организма учащихся, физической работоспо­собности, состояния здоровья. Его задачи — освоение основных дви­гательных умений и навыков по программе физической культуры для школьников СМГ, повышение общей тренированности и функцио­нальной способности организма переносить физическую нагрузку. В содержание уроков этого периода постепенно включается комплекс всех упражнений, входящих в программу по физической культуре для школьников, занимающихся в СМГ.

 

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, строятся по обычной схеме: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть урока призвана организовать учащихся, ознакомить с содержанием занятий, создать благоприятное эмоциональное настроение, способствовать пос­тепенной функциональной подготовке организма к повышенным нагрузкам. Во вводной части урока уместны различные упражнения с изменением ритма, простейшие задания на координацию движе­ний, ускоренная ходьба, бег (от 15 с до 2 мин), танцевальные шаги. Продолжительность вводной части колеблется от 3—6 до 10-15 мин и зависит от этапа обучения. В подготовительном периоде она длин­нее, в основном короче.

 

Основная часть урока должна способствовать гармоничному обще­му и специальному развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма в целом, воспитанию двигательных умений и навыков, а также морально-волевых качеств. В начале основной части целесообразно использовать упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. Продолжительность основной части урока колеблется от 25 до 35 мин.

 

Заключительная часть урока должна способствовать более быстро­му протеканию восстановительных процессов, снижению нагрузок, снятию утомления. Целесообразно применять простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения и обя­зательно отдых сидя.

 

Завершение занятия должно настраивать на последующую работу и вызывать удовлетворение прошедшим уроком. Продолжительность заключительной части 5—10 мин. При 30-минутном уроке продолжительность его частей сокраща­ется и составляет 5—7, 15—18,5 и 5—7 мин.

 

Эффективность уроков физической культуры для учащихся основ­ной и подготовительной групп определяется по выполнению конт­рольных тестов, а для ослабленных и больных детей (СМГ) по тече­нию основного заболевания, качеству выполнения функциональных проб, физической работоспособности. При их положительной дина­мике врач школы решает вопрос о переводе ребенка из специальной в подготовительную медицинскую группу. Эффективность физического воспитания зависит от состояния среды, в которой проходят физкультурные занятия.

 

Загрязнение воздуха помещений в период занятий бывает особен­но интенсивным. Более 400 веществ антропотоксического характера может находиться в воздушной среде. Это продукты обмена веществ, а также вредные примеси, выделяющиеся из полимерных материалов которыми отделаны помещения.

 

При контроле воздушной среды можно ориентироваться на следу­ющие нормативы: содержание углекислого газа не должно превышать 0,1%, запыленность — 1,75 млн пылинок в 1 м3 воздуха, окисление воздуха 6—9 мг кислорода на 1 м3, обсемененность микроорганизмами 4000 микробов в 1 м3.

 

Спортивные шумы сопровождают занятия физической культу­рой и спортом, их интенсивность измеряется в пределах 50—129 дБА. Нормами допускается в спортивных залах для видов спорта с музы­кальным сопровождением уровень шума не более 50 дБА, для всех остальных, включая физкультурные залы образовательных учрежде­ний, не более 60 дБА.

Нормами искусственного освещения для образовательных школ предусматривается освещенность в спортивных залах при использо­вании люминесцентных ламп — 200 лк.

 

141. Гигиенические требования, предъявляемые к выбору места, планированию, застройке и благоустройству детских дошкольных учреждений (ДДУ).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.