Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задачи проф-ой ориентации в системе трудового обучения учащихся



Профориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуально особенностей личности, а также с учетом потребностей общества в спе­циалистах. Наиболее важными проблемами в профориентации являются:

1) изучение потребностей общества в специалистах различного профиля;

2) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъ­являемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессий;

3) изучение психофизиологических и других качеств личности т.е. выявление наилучшего со­ответствия индивидуально особенностей людей определенным видам труда;

4) изучение состояния здоровья школьников и молодежи для обеспече­ния соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепле­ния в процессе трудовой деятельности.

Выделяются два основных аспекта медицинской профессиональной консультации - собственно медицинский (установление профессиональной при­годности в соответствии с состоянием здоровья) и психофизиологический (зависимость профессиональной пригодности от индивидуально-типологических особенностей организма и личности подростка).

Профессиональная пригодность - это наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым про­фессией, как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, а профессионально пригодный подросток - это подросток способный успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба здоровью.

Профессиональной консульта­ции обусловлена, что значительное число подростков ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здо­ровья, проявляющихся не только в хрон-их заболеваниях, но и в фу-ных отклонениях. Врач школы выясняет особен­ности профессиональных планов учащихся путем индивидуальной беседы и углубленного медицинского осмотра.Согласно положению приказа РФ186/272 от 1992 г. "О профилактических осмотрах детей, посещающих обра­зовательные учреждения" врачебно-профессиональная консультация проводит­ся всем детям, начиная с 14 лет.

Для соответствия углубленных осмотров задачам профконсультации они должны обеспечивать:

- выявление возрастных функциональных отклонений, особенно со сто­роны наиболее ранимых в этом возрасте систем (ССС и веге­тативной нервной);

- раннюю Ds-ку заб-ий и оценку функ-го состоя­ния органа (системы);

- углубленное исследование функций анализаторов (зрительного, слу­хового, тактильного);

- специальные дополнительные исследования тех функций, к которым предъявляются повышенные требования характером вида профессионального обучения.

Основным документом, регламентирующим врачебную профессиональную консультацию, служат перечни медицинских противопоказаний, разраба­тываемые на основе углубленного изучения санитарно-гигиенических усло­вий труда в различных профессиях. Эти перечни содержат около 2000 профессий, по которым ведется обучение в училищах (ПТУ) и школе (Сборники 1-9).

В результате углубленных медицинских осмотров выявляются контингенты, нуждающиеся в лечении (диспансеризации), определяется объем лечеб­но-профилактических мероприятий для своевременной реабилитации школьни­ков с функциональными отклонениями и хронической патологией.

Школьный врач составляет заключение о профессиональной пригоднос­ти, что фиксируется в медицинской карте (форма N 026/у). Заключение вра­ча должно содержать противопоказанные учащемуся по состоянию здоровья неблагоприятные профессионально-производственные факторы, рекомендуемые ему профессии для освоения в ПТУ, средних специальных и высших учеб­ных заведениях, а также для трудового обучения в учебно-производственно комбинате (УПК) и на предприятии.

В обязанности школьного врача по проведению профориентации также входит санитарно-просветительная и консультативная работа с учащимися, педагогами и родителями.

Учащимся выпускных классов (9 и 11-х) профконсультационное зак-

лючение составляет подростковый врач и заносит в выдаваемую им справку о состоянии здоровья (форма N 086/у и 025/ю).

Данные этого врачебного заключения являются основой для профессио­нального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или учебу. Задача врача при профессиональном отборе заключается в выборе из числа желающих овладеть данной профессией тех, кто по состоянию здо­ровья и индивидуальным качествам к этой работе пригоден.

Одним из условий полноценного осуществления врачебно-профессиональной консультации является хорошее знание характера и условий труда, их возможного влияния на растущий организм. Сведения о характере и ус­ловиях труда, требованиях, предъявляемых данной профессией к организму работающего, содержатся в профессиограммах.

Профессиограмма, предназначенная для проведения медико-физиологи­ческой профконсультации, должна состоять из следующих разделов;

1) санитарно-гигиенические условия - "вредность труда";

2) тяжесть труда;

3) напряженность труда;

4) профессионально-значимые функции и качества.

"Вредность'' профессии характеризуется физическими, химическими, би­ологическими факторами и т.д.

Блок профессиограммы 'тяжесть" труда состоит из следующих элемен­тов: 1 - переносимый груз в килограммах;

2 - расстояние переноски груза в метрах;

3 - ходьба за смену в километрах;

4 - статическая нагрузка;

5 - рабочая поза.

Блок "нервная напряженность" содержит элементы:

1 - сменность;

2 - продолжительность смены;

3 - число объектов одновременного наблюдения;

4 - длительность сосредоточенного наблюдения;

5 - характер деятельности;

6 - темп работы:

7 - размер объекта труда;

8 - монотонность.

Раздел профессиограммы, отражающий психфизиологические и психо­логические требования, предъявляемые к работнику в проф.дея­тельности, носит название - психофизиограмма.

Актуальность патофизиологической профконсультации постоянно воз­растает в связи с усложнением современных профессий, повышением требо­ваний, предъявляемых ими к организму работающих. Количество лиц, не ос­ваивающих профессии из-за несоответствия психофизиологических (требова­ний) особенностей, колеблется, в зависимости от сложности профессии, от 7 до 80%. Причины неудовлетворительной профессиональной адаптации в боль­шинстве своем связаны с индивидуальными физиологическими, психологичес­кими и социальными особенностями работающих.

Профессиональный психофизиологический подбор проводится когда:

- подготовка специалистов в значительной степени зависит от профес­сионально значимьх, ключевых психофизиологических функций (КЛЗФ) -функций, без определенного уровня развития которых успешное освоение и адаптация подростков к профессии невозможна;

- в процессе обучения не может быть создана полная программа про­фессиональной деятельности, в результате чего во время работы к исполните­лю могут быть предъявлены высокие или особые требования;

- трудовая деятельность связана с повышенной вероятностью возникно­вения несчастных случаев или ошибочных действий, которые могут привести к существенным неблагоприятным последствиям.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.