Профориентация - это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии с учетом его желания, состояния здоровья и индивидуально особенностей личности, а также с учетом потребностей общества в специалистах. Наиболее важными проблемами в профориентации являются:
1) изучение потребностей общества в специалистах различного профиля;
2) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессий;
3) изучение психофизиологических и других качеств личности т.е. выявление наилучшего соответствия индивидуально особенностей людей определенным видам труда;
4) изучение состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
Выделяются два основных аспекта медицинской профессиональной консультации - собственно медицинский (установление профессиональной пригодности в соответствии с состоянием здоровья) и психофизиологический (зависимость профессиональной пригодности от индивидуально-типологических особенностей организма и личности подростка).
Профессиональная пригодность - это наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией, как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы, а профессионально пригодный подросток - это подросток способный успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба здоровью.
Профессиональной консультации обусловлена, что значительное число подростков ограничены в выборе профессии из-за отклонений в состоянии здоровья, проявляющихся не только в хрон-их заболеваниях, но и в фу-ных отклонениях. Врач школы выясняет особенности профессиональных планов учащихся путем индивидуальной беседы и углубленного медицинского осмотра.Согласно положению приказа РФ186/272 от 1992 г. "О профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения" врачебно-профессиональная консультация проводится всем детям, начиная с 14 лет.
Для соответствия углубленных осмотров задачам профконсультации они должны обеспечивать:
- выявление возрастных функциональных отклонений, особенно со стороны наиболее ранимых в этом возрасте систем (ССС и вегетативной нервной);
- раннюю Ds-ку заб-ий и оценку функ-го состояния органа (системы);
- углубленное исследование функций анализаторов (зрительного, слухового, тактильного);
- специальные дополнительные исследования тех функций, к которым предъявляются повышенные требования характером вида профессионального обучения.
Основным документом, регламентирующим врачебную профессиональную консультацию, служат перечни медицинских противопоказаний, разрабатываемые на основе углубленного изучения санитарно-гигиенических условий труда в различных профессиях. Эти перечни содержат около 2000 профессий, по которым ведется обучение в училищах (ПТУ) и школе (Сборники 1-9).
В результате углубленных медицинских осмотров выявляются контингенты, нуждающиеся в лечении (диспансеризации), определяется объем лечебно-профилактических мероприятий для своевременной реабилитации школьников с функциональными отклонениями и хронической патологией.
Школьный врач составляет заключение о профессиональной пригодности, что фиксируется в медицинской карте (форма N 026/у). Заключение врача должно содержать противопоказанные учащемуся по состоянию здоровья неблагоприятные профессионально-производственные факторы, рекомендуемые ему профессии для освоения в ПТУ, средних специальных и высших учебных заведениях, а также для трудового обучения в учебно-производственно комбинате (УПК) и на предприятии.
В обязанности школьного врача по проведению профориентации также входит санитарно-просветительная и консультативная работа с учащимися, педагогами и родителями.
Учащимся выпускных классов (9 и 11-х) профконсультационное зак-
лючение составляет подростковый врач и заносит в выдаваемую им справку о состоянии здоровья (форма N 086/у и 025/ю).
Данные этого врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или учебу. Задача врача при профессиональном отборе заключается в выборе из числа желающих овладеть данной профессией тех, кто по состоянию здоровья и индивидуальным качествам к этой работе пригоден.
Одним из условий полноценного осуществления врачебно-профессиональной консультации является хорошее знание характера и условий труда, их возможного влияния на растущий организм. Сведения о характере и условиях труда, требованиях, предъявляемых данной профессией к организму работающего, содержатся в профессиограммах.
Профессиограмма, предназначенная для проведения медико-физиологической профконсультации, должна состоять из следующих разделов;
1) санитарно-гигиенические условия - "вредность труда";
2) тяжесть труда;
3) напряженность труда;
4) профессионально-значимые функции и качества.
"Вредность'' профессии характеризуется физическими, химическими, биологическими факторами и т.д.
Блок профессиограммы 'тяжесть" труда состоит из следующих элементов: 1 - переносимый груз в килограммах;
2 - расстояние переноски груза в метрах;
3 - ходьба за смену в километрах;
4 - статическая нагрузка;
5 - рабочая поза.
Блок "нервная напряженность" содержит элементы:
1 - сменность;
2 - продолжительность смены;
3 - число объектов одновременного наблюдения;
4 - длительность сосредоточенного наблюдения;
5 - характер деятельности;
6 - темп работы:
7 - размер объекта труда;
8 - монотонность.
Раздел профессиограммы, отражающий психфизиологические и психологические требования, предъявляемые к работнику в проф.деятельности, носит название - психофизиограмма.
Актуальность патофизиологической профконсультации постоянно возрастает в связи с усложнением современных профессий, повышением требований, предъявляемых ими к организму работающих. Количество лиц, не осваивающих профессии из-за несоответствия психофизиологических (требований) особенностей, колеблется, в зависимости от сложности профессии, от 7 до 80%. Причины неудовлетворительной профессиональной адаптации в большинстве своем связаны с индивидуальными физиологическими, психологическими и социальными особенностями работающих.
Профессиональный психофизиологический подбор проводится когда:
- подготовка специалистов в значительной степени зависит от профессионально значимьх, ключевых психофизиологических функций (КЛЗФ) -функций, без определенного уровня развития которых успешное освоение и адаптация подростков к профессии невозможна;
- в процессе обучения не может быть создана полная программа профессиональной деятельности, в результате чего во время работы к исполнителю могут быть предъявлены высокие или особые требования;
- трудовая деятельность связана с повышенной вероятностью возникновения несчастных случаев или ошибочных действий, которые могут привести к существенным неблагоприятным последствиям.