Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анатомо физиологические особенности периода полового созревания и задачи гигиены воспитания



Этот период в процессе созревания организма явл переломным. Он
хар-ся резкими эндокринными сдвигами, изменением
функ-го состояния органов и систем, связанным с
половым созреванием.
Происходит интенсивный рост и увеличение размеров тела, рост и дифф-ка органов и тканей. Годичный прирост длины тела составляет 4—7,5 см, массы — 3—5 кг. В среднем школьном возрасте
основные размеры тела у девочек больше, чем у мальчиков. В связи с усиленным ростом верхних и нижних конечностей заметно меняются пропорции тела. В этом возрасте значительно увеличиваются переднезадний и особенно поперечный размеры грудной клетки.
Продолжается формирование позвоночника. Происходит интенсивный рост
всех его отделов, изгибы позвоночника в основном сформировываются,
однако оссификация еще не заканчивается, что создает опасность появления сколиозов и нарушений осанки и в этом возрасте. Окостенение os запястья в основном заканчивается к 12— 13 годам.
С 12 лет наблюдается усиленный рост мышц. В связи с этим увеличивается общая масса мышц по отношению к массе тела. Продолжает нарастать мышечная сила .
Значительное развитие мышц и усиленный рост мышечных волокон не только приводят к выносливости, но и делают возможным более длительное выполнение тонко-дифференцированных движений.
К 13—14 годам отмечалось, развитие двигательного анализатора. В основном завершается возрастное развитие
координации движений. Мышечная сила и особенно выносливость не достигают совершенства. В связи с этим
физ-ая нагрузка д/б строго дозированной.
Значительные изменения происходят в ССС. Сердце начинает усиленно
расти. Эти изменения продолжаются и в следующем возрастном периоде.
Быстрое развитие сердца по сравнению с просветом сосудов и усиление
ф-и надпочечников обусловливают повышение систолического
арт-го давления в среднем до 115 — 120 мм рт. ст., диастоличес-кого — до 75 мм рт. ст. Происходит дальнейшее увеличение ЖЕЛ, более значительное у мальчиков. К 14 годам у мальчиков она достигает 3200
см3, у девочек — 2700 см3. Повышается легочная вентиляция.
Происходит глубокая перестройка эндокринной системы. Начинается
усиленный рост половых желез. Ф-ия половых желез резко изменяет Вновь усиливается активность щитовидной железы, надпочечников, задней доли гипофиза. Начинается
развитие 2º половых признаков.
Повышается возбудимость ЦНС, ее подкорковых
отделов, ослабляются тонус коры большого мозга и все виды внутреннего
торможения. У девочек это выражено в большей степени и нередко сопровождается нар-ем вегетативных ф-ий (сердцебиение, лабильность ритма дыхания, сосудистые расстройства и т. д.).
Отмечается повышенная утомляемость как при умственных так и при
физических нагрузках.
ГИГ-ИЕ АСПЕКТЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ
Социально-гиг-ие аспекты полового воспитания включают морально-этические, нравственные и гиг-ие вопросы, связанные с гигиеной пола. Цель с раннего детства привить ребенку гиг-ие навыки, определяемые полом, обучить его умению владеть
пробуждающимся половым инстинктом в период полового созревания.
Половое воспитание требует прежде всего дифф-ного подхода в соответствии с полом и возрастом. Не менее важно проводить основную работу по половому воспитанию в общем комплексе учебно-воспитательных
мероприятий. Воспитатели яслей-садов д/б ознакомлены с АФО детей преддошкольного и дошкольного возраста, правилами ежедневного туалета девочки и мальчика и организацией ухода за ними в детском учреждении, системой закаливания и укрепления организма ребенка, проф-ой
воспалительных болезней половых органов, а также мерами борьбы в детских коллективах с онанизмом.
При организации и осуществлении полового воспитания учащихся необходимо исходить из следующих основных принципов:
1) половое воспитание — составляющий элемент общей системы
воспитания;
2) единство воспитательных усилий школы, семьи и
общественности в половом воспитании детей, подростков и юношей;
3) полное использование всех воспитательных возможностей,
имеющихся при преподавании учебных дисциплин и во внеклассной работе;
4) учетом индивидуальных особенностей ребенка, подростка,
юноши и девушки.
Преподаватели и воспитатели школ д/б ознакомлены со следующими вопросами: АФО развития девочки и мальчика в предпубертатном периоде и
более старшем возрасте; физиологические изменения в жизнедеятельности
организма в период полового созревания (особенности становления менструальной ф-и); психологические особенности
поведения подростков в этот период. Необходимо знать, каким д/б режим учебных занятий и отдыха детей в переходном возрасте, каковы особенности личной гигиены, закаливания и укрепления организма.
Руководители школ, должны знать, как создать в этих учреждениях санитарно-гигиенические условия,
необходимые девочкам для выполнения элементарных правил гигиены.
Так, биологи имеют возможность проводить
отдельные собеседования со школьниками при изучении некоторых тем в курсе ботаники и зоологии, анатомии и физиологии человека.
Преподаватель физического воспитания должен давать своим ученикам представление о пределах выносливости девичьего и юношеского организмов к физиологическим нагрузкам.
Педагоги д/б хорошо ознакомлены с современным состоянием борьбы с гинекологическими и венерическими заболеваниями, алкоголизмом, курением.

В 9—10-м классах преподается «Этика и психология семейной жизни». В этот курс входят темы: личность, общество, семья; брак и семья; основы семейных отношений; семья и дети.
Уделяется внимание вопросам проф-и некот-х сексуальных правонарушений, предупреждению ранней половой жизни.
Школьный врач и педагоги проводят индивидуальные и групповые беседы по
вопросам полового воспитания.
При выборе темы беседы с детьми следует различать два периода развития ребенка: 1) до начала полового созревания; 2) совпадающий с периодом полового созревания. В первом периоде у детей наблюдается большая
любознательность, но она лишена внутренних половых побуждений. Второй период развития начинается с появления первой поллюции у мальчиков и первой менструации у девочек. Установлено, что онанизм меньше распространен в школах, где проводятся беседы о половом воспитании, и наиболее распространен среди тех подростков, которые первые сведения о половой жизни получили от своих сверстников.
Раннее начало половой жизни не только непосредственно отражается на
здоровье человека, но и влияет и на его дальнейшее развитие, задерживая умственное развитие и остальные ф-ии растущего
организма. Раннее начало половой жизни, нанося физ-й вред, отрицательно действует на ЦНС.
У девочек раннее начало половой жизни еще более опасно, т.к. всегда связано с возможностью беременности и родов уже в возрасте 12—14 лет.
Преждевременные половые взаимоотношения между подростками особенно
тяжело влияют на организм женщин, которая по существу еще сама не вышла из детского возраста. Случайные беспорядочные встречи мальчиков и девочек, безделье, скука,
раннее употребление алкоголя способствуют преждевременному началу беспорядочной половой жизни. Наилучшей проф-ой полового разврата является физкультура. Увлечение
работой, учением, наукой, общественной деятельностью значительно облегчает разрешение проблемы полового воздержания до вступления в брак. Помимо решения гиг-их вопросов, врачам, педагогам, родителям
необходимо воспитывать чувство девичьей гордости и чести, понимание ответственности будущей матери за жизнь и здоровье будущих детей, разъяснять вред ранней половой жизни и опасность заражения венерическими болезнями, а также основу правильных, чистых отношений между юношами и девушками.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.