В первые месяцы жизни центральная нервная система отличается функ-ой слабостью. Многие внешние раздражители являются сверхсильными для нервной спечем и ребенка и вызывают ее быстрое истощение. И сняли с этим на активное бодрствование ребенка отводится незначительное время (5—7 ч) и через каждые 2 ч ребенок засыпает.
В дальнейшем бодрствования увеличивается и соответственно этому уменьшается частота и длительность дневного сна. Кроме того, уменьшается и число приемов пищи: от 6 раз в сутки до 4 раз Во время пребывания вдетских яслях дети несколько раз переходят на новый режим.
Особенностью высшей нервной деятельности детей первых 3 лет является также преобладание процессов возбуждения на процессами торможения. Ребенка значительно легче научить какому-либо действию, чем тому, как воздержаться от действия.
У детей преддошкольного возраста отмечены сравнительно быстрое образование положительных условных рефлексов и трудность их переделки. Резкие изменения окружающих условий, нарушение установленного порядка жизни могут привести к срыву высшей нервной деятельности, проявляющемуся нарушением поведения, расстройством сна, отказом от еды. Такие явления наблюдаются нередко при госпитализации, а также в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении.
При организации режима дня детей раннего возраста необходимо учитывать и сравнительно малую подвижность, определенную инертность нервных процессов. Выражается это в трудности перехода от одной деятельности к другой.
Кроме указанных особенностей функционирования нервной системы, недостаточная регулирующая роль коры больших полушарий в деятельности подкорковых отделов мозга. В связи с этим поведение ребенка находится в большой зависимости от удовлетворения его органических потребностей — утоления голода, необходимости сна
Главными компонентами режима дня детей преддошкольного возраста являются кормление, сон и бодрствование.
В 1-й месяц жизни у ребенка отсутствует правильный ритм сна и бодрствования. Сон недостаточной глубиной. Бодрствование поддерживается в основном раздражениями, действующими на интерорецепторы. Во время приема пищи активность поддерживается пищевым возбуждением и сосательными движениями. После насыщения ребенок быстро засыпает. Внешние раздражители вследствие недостаточного развития клеток коры большого мозга не воспринимаются.
При правильной жизни ребенка уже к концу первого месяца формируется суточный ритм бодрствования и сна. Ребенок прислушивается к звукам, смотрит на окружающие предметы. Для поддержания его активного состояния необходимы эмоциональные воздействия: разговор взрослого, перемена положения, выкладывание в манеж и др.
Активное бодрствование способствует наступлению глубокого и спокойного сна. Наиболее благоприятное влияние на глубину сна оказывает свежий воздух. Он воздействует на кожу, слизистые оболочки носа и верхних дыхательных путей, вызывает быстрое наступление сна.
Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе детей первого года жизни должна составлять не менее 5—6 ч и сутки.
Длядетей первого года жизни рациональна такая последовательность: сон — кормление — бодрствование. Сразу же после сна необходимо удовлетворить потребностьребенка в еде. К моменту пробуждения вновь возникает возбуждение пищевого центра, ребенок активно и с аппетитом ест.В более старшем возрасте, когда главным жизнистановится не еда, переходит на другую последовательность: сон— бодрствование — кормление. Бодрствование заполняется играми, сначала в манеже, а затем все усложняется. Самостоятельная деятельность ребенка должна сменяться индивидуальным общением со взрослыми.
Существенное значение имеет пребывание на свежем воздухе. Кроме дневного сна на воздухе, в режиме дня должны быть предусмотрены прогулки. Летом все игры и занятия проводятся на свежем воздухе, в холодное время года предусматриваются прогулки 2 раза в день.
На протяжении первых 3 лет жизни режим дня должен меняться несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.