Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Комплексная оценка физического развития детей и подростков



 

Для изучения физ-го развития применяется унифицированная методика
исследований. При этом выбирают такие показатели, кот-е можно определить
с достаточной точностью и при помощи простых методов.
Из соматометрических признаков определяет длину и массу тела,
окр гр-ой Кл-ки. Длина тела является суммарным показателем, хар-им состояние пластических процессов в организме. Это наиболее стабильный из всех показателей физического развития. Масса тела отражает развитие костно-мышечного аппарата, внутренних органов,
жировой клетчатки. В отличие от роста масса тела относительно лабильна. Она может изменяться под влиянием даже кратковременного заб-ия, нарушения питания, изменения режима. Окр-ть грудной к-ки хар-ует объем грудной клетки, развитие грудных и спинных
мышц, а также фу-ное состояние органов грудной полости. Из физиометрических признаков обычно определяют ЖЕЛ, экскурсию грудной клетки, мышечную силу рук, становую силу. ЖЕЛ и экскурсия грудной клетки являются показателями вместимости легких и силы дых мышц. Мышечная сила рук и становая сила хар-ют степень развития мускулатуры.
Из соматоскопических признаков при изучении физ-го развития оценивают состояние опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, ног, состояние осанки, стопы, развитие мускулатуры), степень отложения жира.
С целью определения биологического уровня развития организма включают определение степени полового созревания, развития зубной системы, скорости процессов роста.
Хаар-ку физ-го развития детей преддошкольного и дошкольного возраста дополняют данными о развитии моторики и речи. Перечисленные показатели, взятые в отдельности, не могут хар-ть физ-ое развитие ребенка. Оценка должна проводиться комплексно при одновременном учете всех полученных показателей.
Физ-ое развитие, отражая процессы роста и формирования организма,
находится в непосредственной зависимости от других показателей здоровья. Заб-ия, свя-ые с эндокринными рас-вами, нередко сопровождаются значительным нарушением физ-го развития (гигантизм, акромегалия, гипофизарный нанизм, инфантилизм и др.).
Такие хрон-ие заб-ия, как ревматизм, tub-ая интоксикация; также оказывают влияние на физ-ое развитие. При tub-ой интоксикации заметно снижение массы тела. У детей, ДЧБ, наблюдаются снижение прибавки массы тела, ослабление тонуса мускулатуры и нарушение осанки. Рахит, хрон-ая дизентерия у детей в раннем возрасте задерживают физ-ое развитие. Выявлены различия в состоянии здоровья детей с разным уровнем физ-го развития детей и подростков гармоничное, соответствующее возрасту физ-ое развитие свидетельствует о благоприятном течении процессов роста и развития. Отклонение от нормального развития свидетельствует о неблагополучии. У детей, отстающих в физ-ом развитии от своих сверстников, чаще отмечается дисгармоничность за счет дефицита массы тела и снижения функ-ых показателей, у этой группы детей чаще наблюдаются хрон-е забол-я сердца, легких, почек и др.
У детей, опережающих в физ-ом развитии своих сверстников, дисгармоничность морфологического состояния обусловливается, как правило, избыточной массой тела. У большинства детей этой группы ds-ся заб-ия, ведущим сим-м кот-х явл-я ожирение. Т.О, оценка физ-го развития позволяет выявить детей с повышенной степенью риска в отношении ряда заб-ий. Антропометрические исследования в целях оценки физ-го развития
осуществляются одновременно с обследованием состояния здоровья во время мед-их осмотров систематически проводимые наблюдения позволяют врачу выявить ранние проявления тех или иных нарушений в состоянии здоровья и принять меры к их устранению. Задержка роста, отсутствие прибавки массы тела, а тем более ее падение, обнаруженные при повторных обследованиях одних и тех же детей, являются признаком неблагополучия. Систематическое набл-е за физ-им развитием отдельных детей в течение длительного времени носит название индивидуализирующего (продольного) метода исследования. Этот метод позволяет выявлять особенности роста и развития индивидуума, связанные с конкретными условиями жизни (характер режима, питание, перенесенные заб-ия и др.), а также изучать скорость его соматического развития на протяжении всего периода роста.
Помимо еще применяют генерализирующий метод (метод поперечного сечения популяции). При этом методе проводится массовое исследование физ-го развития больших групп детей в относительно короткий срок. Статистическая обработка полученных данных позволяет определить средние показатели физ-го развития каждой возрастно-половой группы.
Этот метод дает возможность вскрыть общие закономерности роста и развития, получить представление о типичности отдельных показателей физ-го развития, о пределах колебания этого показателя среди детей определенной возрастно-половой группы.
Динамические наблюдения за физ-им развитием детей и подростков,
проводимые генерализирующим методом, имеют особо важное значение, т.к. позволяют выявить влияние социально-бытовых условий жизни населения на рост и развитие подрастающего поколения.
Разработанные стандарты физ-го развития используются в практической
деятельности мед-их учреждений, обслуживающих детские и
подростковые контин-генты. Они необходимы как для оценки физ-го развития коллективов, так и для индивидуальной оценки. Оценка физ-го развития коллектива проводится путём анализа возрастных изменений средних арифметических взвешенных,
годичных приростов показателей в различные возрастные периоды.
Для индивидуальной оценки физ-го развития детей используются разные методы.
Метод индексов. Индексы представляли собой соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженные в априорных математических формулах.
Метод сигмальных отклонений. Сущность его заключается в сравнении физ-го развития индивидуума с физ-им развитием той группы, членом кот-й он явл. На смену методу сигмальных отклонений пришел метод оценки физ-о развития по шкалам регрессии.
Для индивидуальной оценки физ-го развития предложено использование
центильных шкал. В зависимости от соотношения между массой тела, окружностью грудной клетки и длиной тела (ростом) физическое развитие считают гармоничным (N),
дисгармоничным или резко дисгармоничным.
• Гармоничным явл физ-ое развитие, при кот-м
масса тела и окр-ть груд клетки соответствуют длине тела или отличаются от должных в пределах одной сигмы регрессии (aR).
Дисгармоничным считается физ-ое развитие, при кот масса тела и
окр-ть грудной клетки отстают от должных на 1,1—2,0 cR, а также
более должных на ту же величину за счет повышенного отложения жира.
Резко дисгармоничным следует считать физ-ое развитие, при кот
масса тела и окру-ть гру-й клетки отстают от должных на 2,1 cR и более или превышают должные на ту же величину за счет избыточного отложения жира. При дисгармоничном и резко дисгармоничном развитии функ-ые показатели, как правило, ниже возрастной нормы

9. Возрастная структура состояния здоровья – дошкольников, школьников, подростков (заболеваемость по обращаемости, функциональные отклонения, хронические заболевания, группы здоровья).

Выделены следующие группы здоровья, которые определяют степень врачебного наблюдения и помощи данным категориям детских коллективов.

Группа1 — здоровые. К данной группе относятся дети, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим и психическим развитием, редко болеющие.

Группа II — здоровые с морфофункциональными отклонениями. В эту группу также входят дети, у. которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются те или иные отклонения морфологического или функционального характера: например, дети с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, с нарушениями осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т. д.

Группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации. Данную группу составляют дети, которые, несмотря на наличие хронического заболевания, редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.

Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. К данной группе относятся дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.

Группа V —- больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Дети этой группы практически не встречаются в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, СПТУ, так как по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.

Здоровье детского населения складывается из здоровья индивидуумов, но оно как совокупность обладает новыми признаками и качествами, которые являются предметом изучения как специалистов в области социальной гигиены, так и врачей по ГД и П.

По медико-статистическим показателям может быть выделена заболеваемость общая, инфекционная и неинфекционная по отдельным нозологическим формам, временной утрате трудоспособности, обращаемости, частоте госпитализации.

Анализ инфекционной заболеваемости детей свидетельствует об увеличении числа больных туберкулезом, сальмонеллезами, сифилисом, гонореей, чесоткой.

Часть отклонений в состоянии здоровья, являющихся поводом для обращения к врачу отражает возрастные, чаще физиологические сдвиги, происходящие в организме. К ним можно отнести симптомы прорезывания зубов у детей, некоторые критические периоды в росте, развитии и половом созревании, включающие нарушения самочувствия, симптоматику, и лабораторные и функциональные отклонения. Наиболее часто функцион. отклонения возникают в возрасте 1-3 лет, а исчезают у городских детей чаще в возрасте 1 года до 7 лет, у сельских в основном – от 3 до 7 лет.

Закономерности возникновения функц. отклонений:

· грудной возраст – кровь, аллергические проявления

· ранний возраст – пищеварение

· дошкольники – НС, ДС, мочевыделит.система, ОДА, ЛОР

· школьники – ССС, органы зрения

Под влиянием суммарной школьной нагрузки учащаются функциональные отклонения

Отклонения: астенические и невротические проявления, артериальная гипотензия, преданемия, понижение иммунологической резистентности и адаптационной функции надпочечников. Наличие функц. отклонений определяет отнесение ребенка к 1 и 2 группам здоровья. У большей части детей в течение года отмечают 1, 2 заболевания..Уже в дошкольном возрасте происходит формиров. хронической патологии( ЛОР-органов).

Для детей школьного возраста характерно возникновение хрон.заболеваний НС, Мочевыделительноой, ССС, ЛОР-органов, зрения. Знание структуры заболеваемости необходимо для правильного планирования сан-гиг. И лечебно-профилактических мероприятий в ДОУ и школах.

1 место по обращаемости занимают болезни органов дыхания;2 место – инфекции и травмы; 3 место – аллергические заболевания, болезни НС, органов пищеварения.

Т.о., уровень общей заболеваемости ее структура изменяются с возрастом и в динамике десятилетий.

11.Влияние природно-климатических и антропогенных факторов окружающей среды на формирование здоровья детского населения. Региональные особенности.

Выявление особенностей патологии у детей относится к региональным (йоддефицитные заболевания: субклинического гипотиреоза и зоба). Региональные проблемы в заболеваемости детей могут быть обусловлены особенностями водоснабжения, широким использованием средств защиты растений, эколого-гигиеническими условиями региона. Региональные проблемы здоровья детей наиболее часто касаются так называемых экологически обусловленных заболеваний (экопатология). Наиболее частые экологические поражения:

· патология репродуктивной функции и новорожденных;

· ХНЗЛ;

· Аллергические аутоиммунные заболевания;

· Новообразования;

· Болезни крови;

· Заболевания ССС;

· Болезни мочеполовой системы;

· Проф.заболевания

В условиях проживания на экологически неблагоприятных территориях у детей страдают иммунная система, что клинически проявляется частыми ОРВИ, тимомегалией, аллергической патологией.

Климатические особенности местности (жаркий или холодный климат), загрязнение атмосферного воздуха срособствуют развитию хронической патологии уже в раннем возрасте.

Антропогенные факторы:

· Неудовлетворительные сан-гиг. Условия (превышение вместимости школьных зданий, двухсменных занятий, недостаточных площадей учебных помещений, плохих жилищных условий);

· Низкий материальный уровень семьи;

· Большая занятость на работе матерей;

· Посещение в дошкольном возрасте ясель и в начальных классах групп продленного дня;

· Алкоголизм;

· Большая суммарная нагрузка в школе;

· Несоблюдение режима дня (недосыпание).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.