Гигиена детей и подростков как наука, её цели и задачи. Методы исследования.
Это отрасль гигиенической науки,и поэтому ее определение основывается на общем понятии гигиены.
Гигиена-наука,изучающая влияние факторов окружающей среды на организм человека и разрабатывающая научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека.
Для детей и подростков самое главное - благоприятное развитие. поэтому в гигиене детей и подростков любой фактор среды оценивается по его влиянию на развитие ребенка.
Гигиена детей и подростков - профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей,а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.
Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, сводится к нормированию внешней среды,т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению.
Задачи: - не нарушать естественный процесс развития организма
- целенаправленно воздействовать средой обитания на здоровье человека
- совершенствовать его фнкциональные и физические возможности
- научное оьоснование и разработка санитарно-гигиенических, санитарно-противоэпид. правил и норм
- обоснование и внедрение в практику лечебно-профилактических мероприятий
- составление прогноза состояния детей на ближайшее время и перспектива.
Методы исследования:
1)метод естественного гигиенического эксперимента
2)метод лабараторного эксперимента
3)метод гигиенического наблюдения
4)санитарно-статистический метод
5)метод математического прогнозирования
Развитие гигиены детей и подростков. Роль отечественных врачей и гигиенистов в становлении гигиены детей и подростков.
Гигиена детства в Росии началась с народной предупредительной медицины, с появления школ в конце 10 века. Школы организовывались на базе монастырей, церквей. Государственное значение вопроса гигиены детей придал Ломоносов, он считал могущество и богатство государста в сохранении и размножении российского народа, прдлагал государственные меры по увеличению количества рожавшихся и сохранению родившихся. Предлагал запретить браки между лицами не соответствующих лет, насильственное супружество, учередить богодельни и дома для незаконно рожденных детей. Отсутствие должной медицинской помощи великий ученый рассматривал как одну из основных причин детской смертности. Императорский московский университет был организован по инициативе Ломоносова в 1755г. Зыбелин первый русский профессор на медицинском факультете московского университета,читал лекции по теоретической медицине, включающие физиологию, патологию,семиотику и диетику(в то время так называли гигиену). В своих работах " О вреде, проистекающем от содержания себя в теплоте излишней"- отмечается вредное влияние высокой температуры в комнатах на здоровье детей, содержатся ценные советы о необходимости воспитания выносливости к температурным колебаниям,пользе свежего воздуха для здоровья. К середине 19века отечественным педиатром-акушером Хотовицким педиатрия была выделена из курса акушерства и гинекологии в самостоятельную науку. Хотовицким было положено начало развитию возрастной морфологии и физиологии.В классическом труде " Педиатрика"- показал что ребенок-это не миниатюра взрослого, а организм который обладает рядом отличительных черт в морфологическом и физиологическом отношении. Последователем Хотовицкого был Тольский, профессор первой клиники детских болезней Московского университета. Он уделял большое внимание изучению гигиены детей школьного возраста. В 1871г. введена должность школьного врача в кадетских корпусах,институтах благородных девиц, они следили за режимом дня, питания,физическим воспитанием, условиями обучения,проводили гигиенические мероприятия. Основоположником школьной гигиены Эрисман, основал кафедры гигиены в Московском университете. Основная часть его научных трудов была посвещена проблемам гигиены детства: школьной близорукости, освещению, вентиляции,физ.развитию. Он установил закономерность уровня физ.развития и сотояния здоровья школьников от условий труда, быта, профессийи социальной принадлежности родителей, занимался вопросами школьного образования(парта Эрисмана). Доброславин- основоположник кафедры гигиены военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге.Изучал вопросы планировки школьных зданий. 1921г. должность врача была введена в школах и ДДУ. Мольков- в 1926г открыл кафедру школьной гигиены, автор 1 учебника и практического пособия по обучению студентовшкольной гигиене. 1944г- открыт институт школьной гигиены, сейчас это НИИ возрастной физиологии. 1954г - школьная гигиена стала называться гигиена детей и подростков, и получила статус возрастной гигиены.