Мебель следует окрашивать в светлые тона. Она должна быть гладкой и удобной для ухода; мягкая мебель, шторы, дорожки и цветы как места возможного накопления пыли в палатах излишни.
Стены палат, как и коридор, на высоту 1,8 м покрывают светлой масляной краской, а выше — клеевой или водоэмульсионной. Полы обычно деревянные крашеные, но лучше покрытые линолеумом.
Профилактика внутрибольничных инфекций. В современных больницах во всем мире одной из важнейших задач является профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ). Возможны случаи, когда больной человек поступает в стационар, находясь в инкубационном периоде инфекционного заболевания. Инфекция может быть внесена и персоналом, являющимся носителем патогенных возбудителей.
Опасность ВБИ состоит в том, что они утяжеляют общее состояние больных, удлиняют сроки лечения, увеличивают летальность, требуют дополнительных экономических затрат.
Борьба с ВБИ трудна, так как возбудители циркулируют во внутрибольничной среде, вирулентны, устойчивы ко многим лекарственным препаратам, например антибиотикам.
Меры профилактики ВБИ разделяют на неспецифические и специфические.
К неспецифическим относятся мероприятия:
▲ архитектурно-планировочные;
▲ санитарно-технические;
▲ санитарно-противоэпидемические;
▲ дезинфекционно-стерилизационные.
Специфическая профилактика представляет собой иммунизацию (плановую и экстренную).
Архитектурно-планировочные мероприятия:
• зонирование территории больничного участка;
• рациональное размещение отделений по этажам и зданиям;
• изоляция секций, палат, операционных блоков и др.;
• соблюдение потоков больных и персонала.
Санитарно-технические мероприятия — это рациональная система вентиляции.
Санитарно-противоэпидемические мероприятия:
• санитарно-просветительная работа среди больных и персонала;
• контроль за санитарным состоянием и режимом стационара;
• выявление носителей патогенной микрофлоры;
• контроль за бактериальной обсемененностью внутрибольничной среды.
Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия:
• применение химических средств;
• механическая обработка;
• использование физических методов.
Фельдшерско-акушерский пункт. В сельской местности первичную медицинскую помощь нуждающимся оказывают в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП).
ФАП состоит из двух самостоятельных изолированных помещений с отдельными входами: фельдшерского пункта для приема всех больных и акушерского пункта для приема беременных и женщин с гинекологическими заболеваниями
В каждом из помещений имеются входные тамбуры, передняя, ожидальня на 10—12 человек и приемный кабинет.
При фельдшерском пункте, кроме этого, оборудуется изолятор (с отдельным входом) для временного пребывания инфекционных больных до отправления в больницу. В составе изолятора помещение для санобработки больных, боксированная палата на 2 койки и туалет с умывальником.
При акушерском пункте находится родовой бокс с помещением для санитарной обработки рожениц и туалет с умывальником.
Здание ФАП располагают так, чтобы окна палат ориентировались на юг или юго-восток.
В отдаленных и малонаселенных районах изолятор может быть увеличен до 4 коек, в этом случае при ФАП должен быть пищеблок.
Сельский родильный дом. Главный вход ведет через приемную в помещение для осмотра и санобработки, откуда роженица поступает в родовую комнату, а затем в послеродовую палату для родильниц и новорожденных, второй вход — через ожидальню в пищеблок и консультацию.
При роддоме или в непосредственной близости от него должна находиться квартира акушерки, что имеет существенное значение в случае экстренного родовспоможения.
ФАП и сельский роддом должны иметь центральное водяное или печное отопление, местное водоснабжение, естественное и искусственное освещение и при возможности другие виды благоустройства (газификация, телефонизация).
Земельные участки этих ЛПО ограждают и озеленяют. На них располагают хозяйственный сарай и помещение для стирки белья.
Больничный режим
Санитарное содержание помещений ЛПО, оборудования, инвентаря и личная гигиена пациентов. Все помещения ЛПО, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте.
Влажная уборка помещений (мытье полов, протирка мебели, оборудования, подоконников, дверей и т.д.) должна осуществляться не менее 2 раз в сутки, а при необходимости и чаще с применением моющих мыльно-содовых растворов (кроме порошкообразных синтетических средств) и дезинфектантов. Протирку оконных стекол производят не реже 1 раза в месяц изнутри и по мере загрязнения, но не реже 1 раза в 4—6 мес, снаружи.
Весь уборочный инвентарь (ведра, тазы, ветошь, швабры и пр.) должен иметь четкую маркировку с указанием помещений и видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно.
Генеральную уборку (мойку и дезинфекцию) операционных блоков, перевязочных, родильных залов проводят 1 раз в неделю с освобождением помещений от оборудования, мебели, инвентаря.