Психогигиена - современная наука, изучающая проблему психического здоровья и влияния на него различных факторов окружающей среды и разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья с целью обеспечения гармоничного психического и духовного развития личности.Основные задачи психогигиены: 1. Создание благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности. 2. Формирование навыков оздоровительного поведения, направленного на сохранение психического здоровья. 3. Разработка психопрофилактических мероприятий, направленных на предупреждение нервно-психических нарушений. 4. Мониторинг психического здоровья населения. 5. Разработка и внедрение мероприятий по оптимизации умственного труда и обеспечения активного творческого долголетия. Соответствия с задачами предметом психогигиены являются: Исследование и систематизация критериев психического здоровья; Научное обоснование и внедрение психопрофилактических и реабилитационно-коррекционных мероприятий с целью сохранения психического здоровья различных слоев населения.
3.Предмет и задачи психопрофилактики.История возникновения и развитие психопрофилактики.Психопрофилактика представляет собой раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний. Задачами психопрофилактики являются:1. предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;2.предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;3.предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.
4.Уровни психопрофилактики : первичный, вторичный и третичный.Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней».Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.Первичная психопрофилактика.Она «включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорождённых, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития».Вторичная психопрофилактикаЭто система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания». Выделяют они и дают определение ещё одного вида — третичную профилактику. «Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации».
7. Понятие психического здоровья.Психическое здоровье(мента́льное здоровье)- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах.
Критерии психического здоровья.
Поскольку конечным итогом высокоразвитой личности является психологическое благополучие, поэтому для комплексного развития требуется знать основные составляющие психического здоровья и благополучия. Их всего шесть.
1. Первой и самой важной составляющей является принятие себя как человека, достойного уважения. Это центральный признак ментального здоровья человека.
2. Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими. Люди с такими качествами имеют более высокий потенциал к любви и дружественным отношениям.
3. Автономность - это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих.
4. Экологическое мастерство - способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.
5. Наличие цели в жизни - уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение этой цели.
6. Самосовершенствование - мало достичь тех характеристик, которые были описаны выше, важно развивать собственный потенциал. Т.е. должна быть потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.
По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения.