Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтика романов Г. Гессе (влияние пиетизма, взаимодействие с романтической эстетикой)



 

Герман Гессе родился в семье миссионеров-пиетистов и издателей богословской литературы в г. Кальв, в Вюртемберге. Мать писателя, Мария (Гундерт) Гессе, была филологом и миссионером, многие годы прожила в Индии, замуж за отца Гессе вышла будучи вдовой и уже имея двоих сыновей. Иоханнес Гессе, отец писателя, в свое время также занимался в Индии миссионерской деятельностью. В 1880 г. семья переехала в Базель, где отец Гессе преподавал в миссионерской школе до 1886 г., когда Гессы снова возвратились в Кальв. Хотя Герман с детства мечтал стать поэтом, его родители надеялись, что он последует семейной традиции, и готовили его к карьере теолога. Исполняя их желание, в 1890 г. он поступает в Латинскую школу в Гёппингене, а на следующий год переходит в протестантскую семинарию в Маульбронне. «Я был старательным, но не очень способным мальчиком и мне стоило большого труда выполнять все семинарские требования». Но как Гессе ни старался, пиетиста из него не получилось, и после неудачной попытки бежать мальчик был исключен из семинарии.

После бегства из монастыря Маульбронн в 1892 г. родители предпринимают попытку "образумить" подростка и отправляют его в Бад-Болль к пастору Блюмхардту, откуда он попадает в лечебно-исправительное заведение для эпилептиков и слабоумных в Штеттене, после чего родители предоставляют ему возможность продолжить учение в гимназии города Канштатта, но уже через год Гессе упросил их забрать его домой и полтора года работал подмастерьем в механической мастерской владельца фабрики башенных часов Генриха Перро в Кальве.

Некоторое время юноша работал в издательстве отца, а затем сменил несколько профессий: был подмастерьем, учеником книготорговца, часовщиком и, наконец, в 1895 г. устроился работать продавцом книг в университетском городе Тюбингене. Здесь у него появилась возможность много читать (особенно юноша увлекался Гёте и немецкими романтиками) и продолжить свое самообразование. Вступив в 1899 г. в литературное общество «Маленький кружок» («Le Petit Cenacle»), Гессе опубликовал свои первые книги: томик стихов «Романтические песни» («Romantische Lieder») и сборник коротких рассказов и стихотворений в прозе «Час после полуночи» («Eine Stunde hinter Mitternacht»). В том же году он начал работать продавцом книг в Базеле. Первый роман Г. «Посмертные сочинения и стихи Германа Лаушера» («Hinterlassene Schriften und Gedichte von Hermann Lauscher») появился в 1901 г., однако литературный успех пришел к писателю только через три года, когда вышел его второй роман «Петер Каменцинд» («Peter Camenzind»). После этого Гессе оставил работу, уехал в деревню и стал жить исключительно на доходы от своих произведений. В 1904 г. он женился на Марии Бернуйи; у супругов было трое детей. В 1906 г. он пишет повесть «Под колесом» («Unterm Rad»), которая была навеяна воспоминаниями об учебе в семинарии и в которой исследуются проблемы творческой личности в буржуазном обществе. В эти годы Гессе пишет много очерков и эссе в различные периодические издания и до 1912 г. работает соредактором журнала «Март» («Marz»). Его роман «Гертруда» («Gertrud») появился в 1910 г., а на следующий год Г. совершает путешествие в Индию, по возвращении откуда выпускает сборник рассказов, очерков и стихотворений «Из Индии» («Aus Indien», 1913). В 1914 г. выходит роман «Росхальде» («Rosshalde»). В 1912 г. Гессе и его семья окончательно поселяются в Швейцарии и в 1923 г. получают швейцарское гражданство. Будучи пацифистом, Гессе выступал против агрессивного национализма своей родины, что привело к падению популярности писателя в Германии и личным оскорблениям в его адрес. Вместе с тем во время первой мировой войны он оказывает поддержку благотворительной организации помощи военнопленным в Берне и выпускает газету, а также серию книг для немецких солдат. Гессе придерживался мнения, что война - это неизбежный итог духовного кризиса европейской цивилизации и что писатель должен способствовать рождению нового мира. В 1916 г. из-за тягот военных лет, постоянных болезней сына Мартина и душевнобольной жены, а также из-за смерти отца у писателя произошел тяжелый нервный срыв, от которого он лечился методом психоанализа у ученика Карла Юнга. Под влиянием теорий Юнга Гессе пишет роман «Демиан» («Demian», 1919), который печатает под псевдонимом Эмиль Синклер. «Демиан» снискал большую популярность среди молодежи, вернувшейся с войны и пытавшейся наладить жизнь в послевоенной Германии. Томас Манн считал эту книгу «не менее смелой, чем «Улисс» Джеймса Джойса и «Фальшивомонетчики» Андре Жида: «Демиан» передал дух времени, вызвав чувство благодарности у целого поколения молодых людей, которые увидели в романе выражение собственной внутренней жизни и проблем, возникающих в их среде». Разрываясь между домашними устоями и опасным миром чувственных переживаний, герой романа сталкивается с двойственностью своей собственной природы. Эта тема нашла свое дальнейшее выражение в более поздних произведениях Гессе, где вскрывается противоречие между природой и духом, телом и сознанием. В романе «Степной волк» («Der Steppenwolf»), следующем значительном произведении писателя, Гессе продолжает развивать тему фаустовского дуализма на примере своего героя, мятущегося художника Гарри Галлера, ищущего смысл жизни.

Романтические традиции очень сильно отразились в творчестве Гермна Гессе. В 1899 году вышел в свет его первый поэтический сборник "Романтические песни", в котором он заявил о себе как поэт и последователь романтизма. В дальнейшем выходят и другие поэтические и прозаические произведения, которые также, в большей или меньшей степени, можно отнести к романтическим. Для более верного определения характера этих произведений необходимо было иметь точные критерии романтичности, а для этого, в первую очередь, определить основные черты романтизма вообще и немецкого - в частности.

Романтизм и романтический герой. Романтический герой представляет собой сложную, многогранную личность, внутренний мир которой необычайно глубок. Это целый мир, полный противоречий. Внимательное изучение личности героя породило новый тип (по сравнению с классицизмом) литературного персонажа, который сам диктует условия существования объективного мира. Вместе с тем связь литературы с действительностью не утрачивалась. Так называемый принцип историзма, противоречие между могучим характером героя, и реальностью, имеющей собственные закономерности, становится причиной возникновения романтической иронии. Парадоксальность становится ее важным критерием[1]. Принцип историзма стал причиной возникновения интереса к фольклору, миннезингерам, идиллическим пейзажам, простым деревенским жителям. Л. Тик посвятил этому предмету свою работу «Любовные песни немецких миннезингеров», которая стала предисловием к сборнику «Песни швабских миннезингеров» (1803 г). Кроме того, к этой теме обращались А. Арним, братья В. И Я. Гримм, К. Брентано, а также английские поэты «озерной школы» (У. Вордсворт, С. Кольридж). Позже принцип историзма подхватил в своем творчестве В. Скотт. Романтические герои Скотта – это типы мечтателей, оптимистов, которым свойственны приподнятый боевой дух, вера в свободу и справедливость («Айвенго», «Роб Рой»).

Наряду с этим развивается образ пессимиста и мизантропа. Глубокий индивидуализм, утверждение независимости, изучение единичного, неповторимого в человеке появляются благодаря интересу к отдельной личности, ее внутреннему миру. Высокие и низменные страсти стали предметом изображения многих авторов-романтиков. Придерживаясь принятого «высокого» стиля, отдавая предпочтение абстрактным образам, они стремились привнести личностный, интимный тон. Подобная интонация, а также сильная эмоциональная составляющая характерны для произведений Дж. Г. Байрона, в частности, для поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Созданный в ней образ скучающего, разочарованного героя вызвал множество подражаний. Тип Гарольда, которому свойственны сильные глубокие эмоции и высокие устремления, с трудом уживается с окружающей его действительностью, такая личность испытывает скуку, томление, разочарование, одиночество, страх, часто находится в конфликте с обществом. Соединение личного конфликта с общественным, масштаб которого постепенно вырастает до конфликта со всем миром, характерно и для других произведений Байрона («Корсар», «Лара»). Иррационализм и доминанта чувств также им присущи.

Такому исключительному герою обыкновенно соответствуют исключительные обстоятельства. Герою свойственно путешествовать, посещать незнакомые ему места, как в поэмах Байрона и произведениях Мелвилла, бывать в старинных замках («Консуэло» Жорж Санд), опускаться на дно водоворота (Э. А. По «Низвержение в Мальстрем»), жить в диких условиях среди индейского племени («Рене» Ф. Р. Шатобриана).

Провозглашение духовной жизни как главнейшей человеческой ценности привело к неприятию низменного практицизма, которому противопоставлялись философия, искусство и религия. В связи с этим часто главным персонажем романтического произведения становился художник, поэт или просто личность с глубокими дарованиями, имеющая особенный взгляд на обыденные вещи. Такая личность появляется у Новалиса («Генрих фон Офтердинген»), а также у В. Вакенродера («Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Иосифа Берглингера»), А. Шамиссо («Удивительная история Петера Шлемиля»), Э. Гофмана («Кавалер Глюк», «Дон Жуан»).

Важнейшее место среди всех видов искусства романтики отводят музыке, более всего способной приблизить человека к миру природы, обладающей собственным универсальным языком, не ограниченным каким-либо одним значением.

Интерес к искусству, философии и религии стал главнейшей чертой романтического направления и приобрело мистическое значение. В. Жирмунский пишет: «Глубокое мистическое чувство характерно для немецких романтиков на всем протяжении их творчества. Обращаясь к их переписке, мы отмечаем уже в самом начале 90-х годов такие выражения, как «горячая жажда вечности», «стремление к недостижимому», «любовь к неимеющему имени», «тоска по Богу»[2]. Мистическое отношение к действительности привело к появлению в романтической литературе образов-символов, которые давали возможность обращаться не только к разуму, но и его подсознанию, вызывать сложный ассоциативный ряд. Мистическое отношение к действительности и обилие символических деталей свойственно творчеству таких писателей, как, например, Э. Т. А. Гофман, Н. Готорн, Э. А. По.

Обостренное внимание к внутреннему миру человека, его поведения, характера привело к поиску причинно-следственных связей между состоянием общества и исторической эпохой. Главного героя романа французского писателя А. де Мюссе «Исповедь сына века» поражает особый нравственный недуг, господствующий в обществе и выражающийся в крахе позитивных человеческих ценностей, отсутствии веры, в лицемерии аристократии, безнравственности, продажности, меркантильности, праздности и последовавшей за всем этим бесчувственности. Эта «болезнь века», по мнению автора, последовала за Революцией 1793 г. и разгрома наполеоновской армии в 1814 г.

Таким образом, романтический герой – это сложная, многосторонняя личность, для которой характерно состояние внутреннего конфликта, перерастающего в конфликт с обществом и окружающим миром, неприятие мирового порядка. Благодаря собственной исключительности и огромному деятельному потенциалу она, с одной стороны, с помощью философии, религии и искусства способна преобразовывать действительность, с другой – ощущает невозможность этого. Отрицание общественных принципов и морали, понимание несовершенства мироздания часто вынуждают героя покинуть общество и пуститься в странствия. Чувство трагического одиночества, разочарования часто доминируют в его настроении. Тип героя во многом определяется исторической эпохой.

В «Степном волке»: двоемирие: мир мещанский / мир Гарри Галлера. Внутренняя раздвоенность персонажа: волк/человек (постоянные оппозиции). Герой одинок и мятежен. Обладает могучим характером. Образ пессимиста и мизантропа. Глубокий индивидуализм личности Гарри Галлера. Ему свойственны сильные глубокие эмоции и высокие устремления, и он с трудом уживается с окружающей его действительностью. Такая личность испытывает томление, разочарование, одиночество, страх, находится в конфликте с обществом. Гарри — отшельник и нелюдим, одинокий, несчастный человек. Он достиг того жизненного предела, когда безысходность и отчаяние заставляют его искать смерти. Трагедия Галлера — это трагедия расколотого, разорванного сознания. Герой существует в обществе, законов которого он не может принять. Критика современного общества в романе ограничена проблемами духовной и нравственной несостоятельности мира, окружающего героя. Соединение личного конфликта с общественным, масштаб которого постепенно вырастает до конфликта со всем миром. Иррационализм и доминанта чувств. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (маскарад). Особое внимание к музыке – джазу и классике.

Эссе Гессе "Романтика и неоромантика" (1900). В этом эссе двадцатитрехлетний Гессе рассматривает несколько основных проблем романтизма и, прежде всего то, что понимали под понятием "романтический" сами ранние романтики. Если для братьев Шлегелей и Тика слово "романтический" большей частью означало - "современный", то для Новалиса это понятие служило "магическим облачением его самых личных мыслей" и начиналось с романа Гете о Вильгельме Мейстере. Как отмечает Гессе, "ни один другой роман не оказал такого влияния на современную ему литературу, как этот" [7, c. 106]. Гессе подчеркивал тот факт, что имеется два вида романтики - "глубокая и поверхностная, настоящая и всего лишь маска" [7,с. 107]. И именно последний вид романтики, по мнению Гессе, победил в настоящее время во вкусах публики, а истинная романтика цвела и умерла вместе с Новалисом. Автор эссе не отрицает, что поздние романтики - Гофман и Эйхендорф обладали определенными лирическими талантами, но со старой романтикой были связаны лишь поверхностно. Гессе заявляет, что настоящую романтику мы можем найти только у Новалиса и в двух словах передает основную идею его романтического учения: существуют вечные законы бытия, и дух этих законов живет в каждой душе. Только путем самопознания, углубления в самого себя можно познать этот дух, познать собственный микрокосмос, а значит познать и самого себя [7, с.108- 109]. У поздних романтиков эта основная идея постепенно затухает, и Гессе не находит в том их вины - наступает другая эпоха, эпоха модернизма, искания новых форм, начинается история "неоромантики". Затем, по его словам, последние остатки прежней литературы сметает новое течение - натурализм. Он тоже несет с собой положительное зерно, привносит в поэтику порядок и дисциплину. В качестве наследства он оставляет "утонченный, развитой вид m`ak~demh, психологию и язык" [7,с. 110]. Новое время несет с собой новые таланты, но Гессе выделяет только два имени, называет двух иностранцев. Это Дэн Якобсен, который, по мнению Гессе, соединял в себе мощную фантазию и мягкую мечтательную рафинированность с самым развитым реализмом. Он умел находить полные выразительной пластики слова для любого явления природы, любой соломинки на дороге, любого заметного явления красоты. И этот мощный дар выразительности, эту утонченную технику выражения поэт старался перенести в жизнь души [7, с. 111]. Другим выдающимся, современным ему романтиком Гессе считает Метерлинка. Он, по его мнению, "первым безошибочно следует учению Новалиса, видя в каждом человеке его затаившуюся робкую душу, и нежными бережными словами вызывает ее из глубины, подбадривает ее и пытается вернуть ей потерянное господство" (с.112) Другое свое эссе Гессе посвятил непосредственно Новалису ("Новалис", 1909). С любовью и почтительностью пишет он следующие строки: "Он был самым гениальным среди основателей первой "романтической школы", которую, к сожалению, слишком часто смешивают с ее поздними, вторичными отголосками, перенося на нее вызванное ими недоверие, вместе с ними предавая ее забвению".

О музыке: в своем романе "Игра в бисер" Гессе писал: "Мы считаем классическую музыку экстрактом и воплощением нашей культуры, потому что она - самый ясный, самый характерный, самый выразительный ее жест. В этой музыке мы владеем наследием античности и христианства, духом веселого и храброго благочестия, непревзойденной рыцарской нравственностью".

Здесь ВАЖНО, о чем говорила Кузнецова): пиетизм – «истинное служение как вечное страдание». Постигали мир и Бога через чувственный экстаз. Эта идея была близка романтикам («поэт воистину творит в беспамятстве» - форма экстаза)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.