Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генезис философского мировоззрения и его особенности. 6 страница



К естественным предпосылкам относятся эволюция человека вообще, эволюция его психики и мозга. К факторам естественной эволюции относятся эволюция биосферы и естественный отбор. В развитии биосферы большую роль играют ритмы космических и геофизических процессов, изменения климатов и ландшафтов, периодические смены магнитных полюсов Земли (геомагнитные инверсии), повышения и понижения радиоактивности. Все это вызывает мутации, задает определенную направленность антропогенеза. Естественный отбор выражается в приспособлении особей, видов, различных групп к условиям существования. Большую роль в нем играет лабильность и динамичность психики, мужского и женского начал. Эволюция человека идет как многоуровневый процесс при изменении трех основных признаков: способность к передвижению, строение кисти и строение мозга. Эти морфологические признаки отличают человека от животного. Главным из них для возникновения сознания является наличие нормального мозга. Это условие необходимое, но не достаточное. Оно дополняется социальными предпосылками.

Социальными предпосылками возникновения сознания считаются труд и язык. Орудийная деятельность присуща как животному, так и человеку, но ее характер в обоих случаях различен. Животное действует с помощью естественных органов, уровень обработки предметов у него ограничен силой, возможностями естественных органов. Человек создает и совершенствует орудия труда. У животных орудийная деятельность передается в результате обучения и подражания образцам деятельности своих сородичей. Трансляция опыта через «обучение по образцам» есть и в человеческом сообществе, но более важной для эволюции является деятельность на основе знаний. Зная связи, отношения, устанавливая законы существования объектов, человек может на основе творчества использовать и видоизменять мир. Знания транслируются особым - не биологическим, а культурным образом. В этом смысле сама человеческая культура представляет собой систему семиотических знаков, несущих информацию о программах деятельности. В животном мире такой системы нет.

Знак - это предмет, явление или событие, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета или его свойства и используемый для приобретения, хранения, обработки и передачи информации. Различают языковые и неязыковые знаковые системы. Язык - это система знаков, которая выполняет следующие функции:

- формирование мышления через оперирование системой понятий;

- закрепление в знаках связей и отношений между явлениями действительности, чувственных образов и эмоций человека;

- в устной и письменной форме язык является важнейшим средством общения как отдельных индивидов, так и поколений людей.

Проблемами языка занимается специальная наука - семиотика. Естественные и социальные факторы развития сознания необходимо рассматривать в единстве и взаимосвязи.

3. Структура и функции сознания

Сознание - это системное явление. Оно представляет собой сложное сочетание знаний, целей, мотивов, ценностей, убеждений, эмоций и чувств человека.

В структуре сознания выделяется две области: область бессознательного и область собственно сознания.

Бессознательное - самая большая по объему часть психики человека, включающая неосознаваемые без применения специальных методов мотивы, механизмы и программы деятельности и поведения человека. Бессознательное стало предметом исследования представителей психоанализа - 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма. Эта область отвечает за условныеи безусловные рефлексы, характер, чувства, темперамент индивида. В ней содержатся основания интуиции, которая в полном объеме реализуется уже на уровне рационального мышления, свойственного личности. С этим сектором сознания тесно связано и развитие устойчивых социальных реакций - архетипов и менталитета. Иногда эту область или какую-то часть ее называют подсознанием.

Собственно сознание - это область, которая отвечает за мышление человека, его интеллект и память. Собственно сознание благодаря рационально-логической основе выступает в роли регулятора бессознательной области.

В зависимости от носителя сознания различают индивидуальное и общественное сознание. Формами общественного сознания являются мифология, религия, искусство, наука, мораль, право. Они складываются исторически и по содержанию отражают специфические особенности конкретной социальной системы.

Функции сознания;

- информационно-познавательная: благодаря сознанию человек вырабатывает знания о связях и закономерностях объективного мира;

- регулятивная: сознание регулирует и контролирует эмоциональную сферу, социальные отношения, ценностные основания деятельности;

- коммуникативная: сообщества людей сознательно вырабатывают и закрепляют нормы, правила и формы общения.

№33 Проблема Субъекта и объекта познания

Освоение окружающего мира в результате познавательной деятельности предполагает наличие субъекта и объекта познания. Это значит, что познавательные процессы протекают в некоторой системе, включающей объект познания и субъект познания. Такую систему иногда называют гностической системой. Здесь разыгрываются все великие битвы истины с заблуждением, борьба различных точек зрения, взглядов, гипотез.

Субъектом познания считается прежде всего человечество в целом – производитель и хранитель всех знаний об окружающем мире и о самом себе. В качестве субъектов познавательной деятельности могут также выступать социальные группы, специальным назначением которых является производство знаний (субъектом научного познания является сообщество ученых), отдельные народы, накапливающие веками в своей культуре разнообразные сведения о явлениях природы, о нравах и обычаях тех или иных социальных общностей и т.д. Но в конечном счете гносеологическим субъектом является все же отдельный человек.

Уже Л.Фейербах рассматривал человека субъектом познания. Но он ограничивался абстрактным подходом к человеку и не добрался до реально существующих деятельных людей. В связи с тем, что человек – это общественное существо, создающее науку, культуру, цивилизацию, и можно говорить, что гносеологическим субъектом является общество. Но из этого вовсе не следует, что наряду с индивидуальным субъектом и помимо него существует гносеологический субъект как таковой. В действительности лишь через деятельность отдельных людей и может рассматриваться общество как гносеологический субъект.

Не случайно в каждую эпоху в научном сообществе выделяются отдельные, наиболее талантливые ученые, деятельность которых приводит к выдающимся познавательным достижениям. Их имена становятся символами знаменательных вех в истории науки.

При этом следует иметь в виду, что «подлинный субъект познания никогда не бывает только гносеологическим: это живая личность с ее страстями, интересами, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п…. Субъект и его познавательная деятельность могут быть адекватно поняты лишь в их конкретно-историческом контексте. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.».1

Объект познания – это то, на что направлена познавательная, оценочная, практическая деятельность субъекта. Объекты, на которые направлено обыденное познание, выявляются легко в процессе повседневной практики. Но в научном познании дело обстоит гораздо сложнее. Здесь уже само обнаружение объекта познания, свойства которого подлежат изучению, зачастую представляет собой весьма трудоемкую задачу. Например, электрон стал объектом научного познания лишь после его обнаружения в самом конце XIX века. Это говорит о том, что широко употребляемые в философии понятия «объект» и «объективная реальность» не являются совпадающими понятиями. Вплоть до конца XIX века электрон не был объектом познания, но несомненно был частью объективной реальности.

Для обнаружения объекта научного познания нередко требуется постановка сложных экспериментов и участие теоретического мышления исследователя (субъекта познания). Например, чтобы обнаружить короткоживущие частицы – резонансы, современная физика ставит эксперименты по рассеиванию пучков частиц и затем применяет сложные расчеты.

В научном познании выделяются объекты практической деятельности (эмпирические объекты) и объекты теоретической деятельности. Для того, чтобы физический объект стал объектом теоретического мышления, ученый «превращает» его в идеализированный образ, накладывая ту или иную сетку понятий. В познании оперирование идеализированными (абстрактными) объектами приобретает относительную самостоятельность, которая особенно характерна для фундаментальных.

В понятиях субъекта и объекта познания имеется момент относительности: в одном отношении что-то выступает как объект, а в другом отношении может стать субъектом, и наоборот. Указанная относительность проявляется уже в том, что различного рода экспериментальные установки, приборы, компьютеры, которыми пользуется исследователь, включаются в понятие «субъект познания» (хотя, строго говоря, они являются лишь средствами, условиями, обеспечивающими деятельность людей-субъектов). Но тот же прибор или компьютер, являвшийся частью, элементом системы «субъект познания», становится объектом в случае его изучения или усовершенствования.

Что касается объекта познания, то им необязательно должен быть какой-то предмет или явление окружающего мира. Объектом познания может стать и сам «субъект», т.е. человек: его телесная организация, различные процессы, протекающие в ней, а также и субъективные явления, относящиеся к его психической сфере (мышление данного человека, например, является объектом познания для другого человека, специализирующегося на изучении психики).

Более того, познание обладает рефлексивным свойством. «Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли. В этих случаях понятие субъекта как индивидуума сужается до субъекта как актуального мышления, до «чистого Я» (из него исключается телесность человека, его чувства и т.п.); но и в этих случаях субъект выступает как источник целенаправленной активности».2

Таким образом, понятия «субъект» и «объект» различны, но в то же время связаны друг с другом в плане «взаимопереходов». Между ними нет абсолютных граней. Применительно к познанию упомянутое свойство рефлексивности проявляется в том, что объектом познания становится сам процесс познания – его структура, специфика, динамика и т.п.

№ 34. Структура процесса познания: этапы и формы процесса познания.

Анализ структуры процесса познания в истории философии обусловил возникновение диллемы эмпиризма и рационализма Новоевропейской философии 17 века.

И тот и другой подход показали свою ограниченность. В действительности, реальный процесс познания представляет собоой единство двух сторон: чувственной и рациональной.

Итак, процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах

К чувственым формам относят:

Ощущения

Восприятия

Представления

К рациональным формам относят:

Понятия

Суждения

Умозаключения.

Кроме того, можно выделить еще одну форму познания – иррациональную (интуиция, озарение и т.д.).

Чувственные формы познания.

Определение: Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов, явлений, процессов при их непосредственном воздействии на органы чувств – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Ощущения непосредственно связывают человека с миром.

Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, температурные, вкусовые, болевые, мышечносуставные, ощущения равновесия, ускорения и др. Например, ощущение вкуса яблока, его твердсти.

Ощущения – это исходный пункт познавательного процесса.

2) Определение: Восприятие – это отражение целостного образа предмета, непосредственно данного в живом созерцании в совокупности всех сторон и связей, синтез данных отдельных ощущений.

Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, устанавливающих формы этих предметов, глаз, прослеживающих их видимые контуры и т.д.

Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в Пространстве и Времени, тем самым обеспечивается ориентировка субъекта в окружающем мире.

3) Определение: Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств раньше, но не воспринимаемого в данный момент.

Сюда относят образы памяти (Спаская башня Кремля), образы воображения (русалка, Кентавр, атом) и др. Здесь нет связи непосредственной с реальным объектом.

Это обычно усредненный, нечеткий образ предмета, но в нем уже совершается элементарное обобщение с выделением некоторых общих признаков и отбрасывание несущественного.

Но все же это форма чувственного отображения в виде наглядно-образного знания, фиксирующего внешние стороны предмета.

Рациональные формы познания

Процесс отражения в рациональных формах по другому называется мышлением.

Отталкиваясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить такие знания об отношениях в мире, которые недоступны чувственному восприятию.

Определение: Мышление – это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных закономерных связей действительности и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий.

Формы мышления (или логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания: гипотезы, проблемы, теории и др.

1) Определение: Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (диффинициях). Например, человек, животное, растение.

Понятие выражаются в языковой форме – 1) в виде отдельных слов, терминов (атом, водород,) или 2) в виде словосочетаний, обозначающих классы объектов (экономические отношения, элементарные частицы).

В отличие от ощущений, восприятий, представлений, понятие глубже отражает мир. Понятие как и сам мир изменчивы, они обогащаются и преобразуются в ходе исторической практики человека.

История формирования понятий. Прежде чем знания о тех или иных отношениях приобретут обобщенную форму и понятийное выражение, должны миллиарды раз произойти процессы сопоставления, сравнения, различения. Таким образом, должны остаться в стороне все несущественные моменты для данного отношения, для данной связи.

Если бы в ходе исторического процесса не вырабатывались понятия, и они не фиксировались бы в языке, то каждый человек (в каждом поколении) вынужден был бы вновь описывать, сопоставлять и выражать отдельным словом каждую конкретную вещь, явление.

2) Определение: Суждение – есть мысль, в которой о каком - нибудь предмете или явлении что-либо утверждается или отрицается.

Суждения могут быть истинными или ложными (Париж стоит на Сене. Минск стоит на Волге, все люди смертны, Иван бессмертен).

Понятия являются исходным материалом для формирования новых суждений. Суждение – истинно, если в нем связь понятий соответствует действительной связи предметов в мире, и ложно, если не соответствует.

Определение: Умозаключение – форма мышления, состоящая в том, что из одного или нескольких суждений выводится новое - третье суждение (вывод).

Все люди смертны 1. Все жидкости - упруги

Сократ –человек 2.Вода - жидкость

Сократ – смертен 3. Вода упруга

Действительный (реальный) процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное является сторонами единого процесса. Рациональное проникает в чувственность, т.е. у человека есть осознание ощущений (это отличие от животного). Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот – чувственное предопределяется рациональным.

Таким образом, в реальном познавательном процессе они не существуют обособленно, или «следуют» друг за другом: сначала ощущения, затем восприятия и т.д. Познание – сложное синтетическое единство.

Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный компонент, а в других (например, в искусстве) – чувственный. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможно благодаря абстрагирующей силе человеческого разума.

Специфика человеческого сознания состоит в том, что оно одномоментно сворачивает ощущения, восприятия, представления и мысль в единый образ.

 

№35. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

Определение: Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы, действующие в мире. Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение закономерностей мира такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов. (идолы Бэкона).

Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Сущность науки состоит в следующем:

Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность.

Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования.

Предвидение тенденций развития и функционирования объекта.

Контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него.

Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.

Основная характеристика обыденного познания (знания):

Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику. Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания.

Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания.

Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания.

Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность.

Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц.

Обыденное знание работает на уровне явлений.

Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов. Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).

Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем. Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.

Наука может быть проанализирована с различных сторон:

Как система знаний

Как социальный институт

Как форму общественного сознания

Как специфическую деятельность.

Наука как система знаний характеризуется 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принципиальной опытной проверяемостью, 4) воспроизводимостью, 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью.

Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.

Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности. Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений. Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.

В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.

С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания. Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника. Усложнение научной информации, дисциплинарная организация науки требуют специальной подготовки научных кадров.

С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д. Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями. Все отчетливее начинает звучать тема социальной ответственности ученого, а также поднимаются проблемы социальных последствий внедрения научных результатов. Общество начинает сознавать, что прежде чем тот или иной результат научного поиска будет внедрен, ему необходимо пройти социальную экспертизу.

Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Как вид деятельности наука характеризуется:

В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам.

Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной).

Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки.

Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности

Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания

Способом организации научной деятельности.

Наличие специального языка (система, включающая как естественные, так и искусственные языки). Для научной деятельности необходим особый, специфический язык (арго, сленг), в котором преодолеваются такие недостатки разговорного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д. Хотя язык науки вырабатывается на основе обыденного языка, но посредством уточнения, ввода новых языковых выражений, формализации вырабатывается научная терминология, т.е. система слов и словосочетаний с точным, единственным значением терминов (категорий)в рамках той или иной научной дисциплины. Однако полностью отказаться от обыденного языка в науке невозможно, так как он обеспечивает коммуникацию между учеными, а также является средством популяризации научного знания.

Наличие профессионально подготовленных кадров.

По предмету исследования науки делятся на: естественные и общественные, технические.

По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.

По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.

Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (или предпосылочное знание).

1) Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними.

Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.

Исследуемый объект на эмпирическом уровне отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию (здесь преобладает чувственное познание, но рациональное познание также присутствует).

В целом эмпирический уровень исследования включает следующие шаги:

Подготовка эмпирического исследования

Получение исходных данных

Формирование научных фактов

Первичная рациональная обработка научных фактов с целью установления эмпирических зависимостей.

Знание на эмпирическом уровне выступает в форме научного факта.

Определение: Научный факт – доказанное знание о характеристиках, свойствах, проявлениях изучаемого Объекта.

Научный факт – это достоверное знание о единичном.

Когда факты собраны и систематизированы, они образуют эмпирический базис, на котором возвышается теоретический базис науки.

Далее начинается теоретическое исследование.

2) Теоретический уровень научного познания

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы). Теоретический уровень научного познания – характеризуется преобладанием рационального момента.

 

 

№36. Основные методы и формы научного познания.

Важнейшей составной частью научного познания являются методы научного исследования.

Метод - совокупность определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретных задач, достижении определенного результата в данной сфере деятельности, экономит силы и время, позволяет двигаться к цели кротчайшим путем.

Учение об определенных правилах, принципах и операциях, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.д.), общая теория методов – носит название методологии.

Многообразие видов человеческой деятельности обуславливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по разным основаниям - качественные и количественные; формальные и содержательные; методы естественных и гуманитарных наук и т.д.

Все методы научного познания можно разделить на следующие группы:

Философские (диалектика, метафизика, феноменология, герменевтика и т.д.)

Общенаучные (методы эмпирического и теоретического исследования, общелогические)

Частнонаучные (методы, применяемые в той или иной науке)

Дисциплинарные методы (система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыке наук).

Методы междисциплинарного исследования .

Каждому из уровней научного исследования присущи свои особенные методы. Кроме того, в научном познании выделяются общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Методы эмпирического уровня:

Наблюдение – целенаправленное, пассивное, планомерное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира (непосредственно и с помощью приборов), в результате которого человек получает первичные знания о внешних сторонах, связях и отношениях предметов, явлений и процессов. Наблюдение позволяет фиксировать лишь то, что раскрывает сам объект исследования.

Эксперимент – активное целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение Объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Для эксперимента характерны: контролируемость и возможность многократного повторения.

Описание - фиксирование результатов наблюдения или эксперимента (т.е. сведений об объектах) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке (с помощью системы искусственного или естественного языка).

Измерение – совокупность действий, выполняемых при помощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Методы теоретического уровня:

Метод мысленного эксперимента – система логических процедур над идеализированными объектами.

Идеализация и формализация. Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных объектов), реально не существующих в объективном мире. Данные объекты – это не фикции, это некие предельные случаи реальных процессов, средство их анализа. Например, «абсолютно черное тело». «идеальный газ» в физике.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.