Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что характеризует цель и предмет исследования?



Исследование систем управления

УЧЕБНИК

Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности "Менеджмент"

Москва

Издательско-консалтинговая компания «ДеКА»

УДК681.51.01

ББК 32.817

К 68

Автор: Коротков Эдуард Михайлович

В учебнике "Исследование систем управления" освещаются вопросы од­ной из важнейших дисциплин в образовательной программе подготовки со­временных менеджеров. К учебнику прилагается мультимедийная компью­терная программа обучения на компакт-диске. Развитие творческих подходов к управлению и исследовательского мышления менеджера отражает самые актуальные потребности практики. Содержание учебника соответствует ди­дактическим единицам аналогичной дисциплины Государственного стандар­та специальности 0611- менеджмент. Важной особенностью учебника являет­ся его, ориентация на следующие новые принципы методического обеспече­ния образовательного процесса — концептуальная логика, визуализация, глоссарий, тестовая оценка качества усвоения материала, компьютерное со­провождение мультимедийного типа.

Учебник может быть использован студентами, слушателями, аспирантами и преподавателями, а также для самообразования. Также он весьма удобен в организации дистанционного образования, принципам которого соответст­вуют все атрибуты его построения — схемы, тест, диск, тематика для само­стоятельной работы.

Все права защищены! Ни одна часть данной книги не может быть опубли­кована, воспроизведена или размножена любым другим способом без раз­решения владельца авторских прав.

ISBN 5-89645-014-1

© Коротков Э.М., 2000.

© Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 2000.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора........................................................................................................................................................................................... 3

Введение............................................................................................................................................................................................ 7

Раздел I Исследования в современном менеджменте............................................................................................................... 8

Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА........ 9

1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ........................................................................................................................................ 9

1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ................................................................................................................................ 10

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ................................................................................................................... 10

1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................. 11

Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА.................................................................................................. 12

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ............................................................................................ 12

2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА......................................................... 13

Раздел II. Методология исследования систем управления.................................................................................................. 14

Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ..................................................... 14

3.1. Методология исследования.......................................................................................................................................... 14

3.2. Проблема в методологии исследования систем управления............................................................................... 15

3.3. Процессуально-методологические схемы исследования систем управления................................................ 18

Тема 4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 20

4.1. Диалектический подход в исследовании систем управления............................................................................. 20

4.2. Принципы диалектического подхода к исследованию......................................................................................... 21

4.3. Диалектические методы исследования...................................................................................................................... 22

4.4. Сочетание различных подходов в исследовании................................................................................................... 22

Тема 5. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ............................................ 23

5.1. Состав и использование общенаучных методов исследования......................................................................... 23

5.2. Конструирование определений................................................................................................................................... 24

5.3. Вопрос как прием постановки проблемы и форма исследовательского мышления..................................... 25

5.4. Методы классификации, обобщения и типологии.................................................................................................. 26

5.5. Методы морфологического анализа.......................................................................................................................... 29

5.6. Методы доказательства................................................................................................................................................. 31

5.7. Методы моделирования в исследовании систем управления............................................................................. 33

5.8. Полемика как метод исследования систем управления........................................................................................ 33

5.9. Общенаучный метод экспериментирования............................................................................................................ 35

Тема 6. Системный подход в исследовании управления.................................................................................................. 35

6.1. Конкретно-реальное и предметно-методологическое содержание понятия "система"............................... 35

6.2. Система управления как объект исследования....................................................................................................... 36

6.3. Основные принципы системного подхода................................................................................................................ 38

Тема 7. Специфические методы исследования систем управления............................................................................... 40

7.1. Состав и классификация специфических методов исследования систем управления................................. 40

7.2. Методы изучения документов...................................................................................................................................... 41

7.3. Методы социологических исследований управления........................................................................................... 41

7.4. Метод экспериментирования "деловая игра".......................................................................................................... 41

7.5. Методы тестирования..................................................................................................................................................... 43

7.6. Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления............................... 44

7.7. Метод исследования взаимодействия факторов............................................................................................... 46

РАЗДЕЛ III. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ......................... 47

Тема 8. Программа и план исследования.............................................................................................................................. 47

8.1. Программа исследования: структура, разработка и содержание..................................................................... 47

8.2. Планирование исследования систем управления................................................................................................... 47

Тема 9. Формы и факторы организации исследования..................................................................................................... 49

9.1. Организация исследования: условия, требования, виды...................................................................................... 49

9.2. Технологии исследования систем управления........................................................................................................ 50

9.3. Консультирование как форма организации исследования систем управления............................................ 52

9.4. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления........................................................... 53

9.5. Формирование интегрального исследовательского интеллекта........................................................................ 54

9.6. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта........................... 57

Раздел IV. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ........................ 59

Тема 10. Диверсификация исследования............................................................................................................................... 59

10.1. Процессы диверсификации исследования: потребность, настоящее, будущее........................................... 59

10.2. Состав и система диверсифицированных методов исследования................................................................... 60

Тема 11. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления............................................................. 60

11.1. Разнообразие методов творческого поиска решений в исследовании проблем.......................................... 61

11.2. Интуиция в деятельности человека.......................................................................................................................... 61

11.3. Стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности............................................................ 62

11.4. Выбор стратегии интуитивного поиска.................................................................................................................. 62

Тема 12. Метод "мозгового штурма"...................................................................................................................................... 63

12.1. Содержание метода "мозгового штурма"............................................................................................................... 63

12.2. Использование метода "мозгового штурма".......................................................................................................... 64

12.3. Группа "мозгового штурма"....................................................................................................................................... 66

Тема 13. Метод синектики в исследовании управления................................................................................................... 67

13.1. Понятие и идеи синектики........................................................................................................................................... 67

13.2. Операторы синектики................................................................................................................................................... 68

13.3. Формирование и деятельность синектических групп.......................................................................................... 71

Тема 14. Методы проектирования концепций..................................................................................................................... 73

14.1. Проектирование концепции........................................................................................................................................ 73

14.2. Методы дивергенции, трансформации и конверсии............................................................................................ 74

14.3. Использование методов проектирования концепции и стратегия исследовательского мышления....... 75

Тема 15. Метод Мэтчета в исследовании управления...................................................................................................... 76

15.1. Содержание метода Мэтчета..................................................................................................................................... 76

15.2. Режимы мышления......................................................................................................................................................... 76

РАЗДЕЛ V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ............................................................ 79

Тема 16. Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса................ 79

16.1. Понятие эффективности исследования и основные факторы ее формирования.......................................... 79

16.2. Исследовательский потенциал управления........................................................................................................... 79

16.3. Принципы обеспечения эффективности исследования....................................................................................... 81

Тема 17. Фактологическое обеспечение исследования..................................................................................................... 82

17.1. Понятие факта и его роль в исследовании.............................................................................................................. 83

17.2. факты и информация. Функции факта в исследовании. Состав фактов......................................................... 83

17.3. Система фактов. Фактология...................................................................................................................................... 85

17.4. Фактология и научное обоснование явлений........................................................................................................ 85

Тема 18. Оценки в исследовании систем управления........................................................................................................ 86

18.1. Роль оценивания в исследовании систем управления......................................................................................... 86

18.2. Принципы оценивания.................................................................................................................................................. 87

18.3. Виды оценки параметров управления..................................................................................................................... 88

18.4. Конструирование и использование показателей................................................................................................. 89

18.5. Система показателей для исследования управления.......................................................................................... 90

Тема 19. Мышление исследователя........................................................................................................................................ 92

19.1. Мышление в исследовательской и управленческой деятельности................................................................. 92

19.2. Типология мышления.................................................................................................................................................... 93

19.3. Эффективное мышление исследователя.................................................................................................................. 98

Тема 20. Креативное образование современного менеджера......................................................................................... 99

20.1. Содержание и особенности креативного образования.................................................................................... 100

20.2. Отличительные признаки креативного образования........................................................................................ 101

20.3 Формулы образования менеджера.......................................................................................................................... 106

20.4. Креативные роли в профессиональной деятельности менеджера................................................................ 106

Заключение.................................................................................................................................................................................. 107

Тест по курсу "Исследование систем управления".......................................................................................................... 109

Схемы курса "Исследование систем управления"............................................................................................................ 112

Глоссарий..................................................................................................................................................................................... 112

Вопросы для обсуждения проблем исследования систем управления...................................................................... 117

Рекомендуемая литература..................................................................................................................................................... 118

 

 

От автора

Среди дисциплин Государственного стандарта по специальности "Ме­неджмент" одно из центральных мест занимает дисциплина"Исследование систем управления". Она входит в цикл общепрофессиональной подготов­ки. Это новая дисциплина, по которой учебников пока еще недосточно.

Ее назначение и цель:

разбудить и развить у студента и слушателя, творческие способности, перспективное мышление, вкус к исследовательской деятельности, мо­тивировать научный и новаторский подход к управлению;

дать знания и навыки практического исследования управления, ана­лиза существующих ситуаций, опирающегося на предвидение и пони­мание будущего.

Такие цели может и должен преследовать учебник особого типа — учебник, учитывающий всю совокупность тенденций развития современного образо­вания, все возможности повышения его эффективности и качества, все факторы позитивных и негативных изменений, происходящих в социально — экономи­ческом развитии.

Именно таким и был задуман данный учебник. Отвечает ли он этим вы­соким требованиям? Судить Вам, уважаемый Читатель. Но мне хотелось бы прежде чем перейти к изложению учебного материала, дать некоторые пояс­нения, конкретизировать мое представление о современном и будущем учебнике (схема 1,2).

Во-первых, учебник должен быть ограничен определенным объемом. Это необходимо для: а) более ясного видения его логики, б) полноты проблема­тики, в) соответствия объему учебных часов, предусмотренных учебным планом, г) удобству использования в учебном процессе.

Во-вторых, стиль представления материала должен быть по возможности простым и ясным, четким и ритмичным. Но такой стиль не должен снижать глубины знаний и проблематичности материала. Он не является требованием представления только устоявшихся, а, следовательно, во многом устаревших знаний.

В-третьих, он должен расширять возможности восприятия материала. Существует множество способов получения учебной информации: прослу­шивание аудиторной лекции, общение и консультации с педагогом, чтение учебной литературы, анализ визуализированной информации (схем, рисун­ков, формул и пр.), работа с компьютерной обучающей программой или с консультационно-оценочными тестами, обсуждение проблем в группе (кейс-стади), обмен идеями, знаниями и опытом в дискуссиях и деловых играх.

Каждый из этих способов имеет преимущества. Эффект обучения дости­гается органичным их соединением и комбинацией. И это соединение опре­деляется не только деятельностью педагога, но и всем учебно-методическим обеспечением процесса обучения.

Современный учебник, а тем более учебник будущего, должен обладать качествами вариабельности представления материала, мотивировать индиви­дуальный поиск наилучшего варианта получения знаний: текстовая инфор­мация или агрегированная в схемах и формулах, или, лучше, комплексное использование и того и другого; работа с книгой или с компьютерной про­граммой обучения, или последовательное использование того и другого. Так возникает возможность индивидуального выбора технологии образования. Это большое преимущество.

В-четвертых, учебник должен не просто предоставлять знания, но будить мысль, развивать проблемное мышление, способствовать формированию профессиональных установок в виде убеждений, которые рождаются только в анализе реальных проблем и практическом подтверждении знаний, кото­рые характеризуют практическую убедителы гость знаний и превращают их в рефлекторные установки профессионального сознания и профессиональной деятельности.

В соответствии с этими признаками первую часть данного учебника со­ставляет текст, который излагается традиционным способом. Но и здесь пре­дусмотрены четкое выделение основных положений и определений, аргу­ментации. Структурированное предложение учебного материала дисципли­нирует мысль, учит мыслить логично и четко. Каждую главу предваряет проблематика, которая предназначена для предварительного обсуждения практических проблем темы. Освоение этих проблем на уровне здравого смысла, осознания их значимости и актуальности. Это лучшим образом под­готовит обучающегося к последующему восприятию материала. Процесс обучения во многих своих чертах превратится в систематизацию и углубле­ние знаний, корректировку здравого смысла, понимание научного подхода к оценке проблемы и раскрытию ее содержания.

Второй частью учебника является набор схематичного материала. Все положения представленные в первой части здесь систематизированы по принципам агрегирования информации, систематизации, логики, обоснова­ния. В схемах есть ссылки на страницы первой части, также как в тексте даются ссылки на схемы второй части. Каждая глава учебника дается в схе­матической трансформации. Схемы представляют собой не просто демонст­рационный материал или схематическое приложение, дополнение к изло­женному материалу первой части. Они представляют собой иной методоло­гический ключ освоения курса. Все положения здесь представлены в опреде­лениях, взаимосвязанных факторах, системе принципов, классификации свойств и параметров, тенденциях объективных изменений. Многие схемы сопровождаются рубрикой "Вопросы к размышлению ".

Можно изучать курс только по схемам, если понять и освоить методоло­гию такого обучения. Оно может быть весьма эффективным, ибо имеет множество достоинств. Среди них главными являются развитие способностей визуализированного и образного мышления, видение целостности и стремле­ние к выделению главного, понимание связей в целостном представлении концепции. Такое обучение воспитывает чувство гармонии и развивает на­выки проектного мышления, позволяет оценивать сочетание и соизмери­мость факторов.

Третьей частью учебника является глоссарий, система определений клю­чевых категорий. Они помогают обучающемуся овладеть терминологией курса. Конечно, определения даются и в самом тексте. Без этого невозмож­но построить изложение учебного материала. Но нередко они утопают в рассуждениях и не концентрируют внимания обучающегося. А появляясь вторично, скажем в другой уже теме, они если не запомнились, вызывают неопределенность в восприятии материала. Но искать их возвращаясь в пройденный материал уже трудно. А обратясь в глоссарий, можно быстро восстановить определение этого термина и, тем самым, спять неопределен­ность.

Кроме того, на заключительном этапе освоения курса бывает весьма по­лезно "пройтись" по ключевым категориям. Ведь они являются несущей конструкцией всего курса, логическими звеньями его построения.

Четвертой частью учебника является компьютерная программа обуче­ния. Она не является механическим перенесением текста учебника на экран компьютера. Она построена по собственным принципам, отражающим и особенности и преимущества работы с компьютером в процессе обучения.

Вообще компьютерное обучение имеет свои недостатки и достоинства. Рассмотрим сначала недостатки, которые влияют на формы, масштабы и способы использование компьютерного обучения в современной практике образования (схема 3).

1. Отсутствие человеческого общения и психологии восприятия учителя. Это лишает учебный процесс воспитательной составляющей, обедняет его человеческой мотивацией. Ученик хочет подражать учителю, радовать учителя своими успехами, ему необходимо чувство ответст­венности перед учителем.

2. Эмоциональная сухость и интеллектуальная жесткость процесса обу­чения. Эффективное восприятие материала всегда предполагает соче­тание его понимания и переживания. Это одна из практических со­ставляющих процесса обучения.

3. Отсутствие группового эффекта восприятия материала. В профессио­нальном становлении большую роль играют и социальные факторы, поведение в группе.

4. Нередко при обучении по компьютерным программам наблюдается и потеря второстепенных, но необходимых положений концепции. Про­грамма в большинстве случаев акцентирует главное и не может опе­ративно учитывать частности и детали.

5. Контроль знаний по компьютерным программам является жестким. Он, как правило, исключает оценки характеристик индивидуальности и, следовательно, не ориентирован на самопознание обучающегося. А это важная компонента процесса современного образования.

6. Компьютерные программы мотивируют чувство отчужденности и тем самым влияют на формирование определенных профессиональных качеств. Для специальности "Менеджмент" это очень важный фактор. Вся деятельность менеджера построена на искусстве приобщения, адаптации, воодушевления работников.

7. Компьютерные программы ограничивают возможности оперативного корректирования структуры знаний, обогащения концепции, ее адап­тации к характеру группы обучающихся.

8. Не всегда в компьютерных программах возможно использовать прак­тические примеры, полемические приемы мотивации и убеждения.

9. При чрезмерной работе с компьютером возникает угроза здоровью.

Однако эти недостатки компенсируютсяпреимуществами компьютер­ных программ обучения. Рассмотрим и их последовательно и обстоятельно.

1. Компьютерные программы позволяют увидеть и понять логику пост­роения курса, последовательного углубления материала, построения концепции. Это достигает посредством мультипликации в построении схем и всего визуализированного материала. Схема возникает не в го­товом виде, а последовательно с учетом ее назначения и смысла стро­ится на экране. При этом возможно участие обучающегося в процессе построения схемы. Это важный элемент работы.

2. Положительным качеством является и визуальность восприятия мате­риала. Замечено, что схематическая форма, а точнее визуальная ин­формация, легче, быстрее и надежнее усваивается в процессе обучения. Оперирование образами повышает эффективность процесса обу­чения.

3. Компьютерная программа учит обучающегося четкости выражения мысли, определения категорий, логике мышления.

4. В технологии обучения с помощью компьютерных программ, могут использоваться различные режимы работы. Например, входное, про­межуточное и выходное тестирование, переход к новой теме только при положительной оценке знаний предыдущей темы, учет времени работы с материалом каждой из тем и общего времени непрерывной работы на компьютере, выделение ключевых положений и возмож­ность обращения в глоссарий, выбор программ по целям обучения.

5. Мотивирование и развитие системного мышления — также одна из особенностей компьютерных программ. Обучающийся находится по­стоянно в поле взаимодействий различных факторов и свойств, вы­нужден обдумывать характер этих взаимодействий. Компьютер дает не перечень принципов, функции и пр., как это часто делается в тек­стовом учебнике, а их систему, взаимосвязь, полноту.

6. Компьютер повышает эффективность и объективность контроля усво­ения учебного материала. Этому помогают тестовые программы, ко­торые могут быть очень гибкими и осуществлять многокритериаль­ную оценку: уровня знаний, полноту, устойчивость, системность, практическую направленность и пр.

7. Важным фактором обучения является ритмичность образовательного процесса. И здесь компьютерные программы могут иметь определен­ное преимущество. Оценка ритмичности работы и рекомендации по ее достижению в виде консультационных советов. При больших пере­рывах можно давать дополнительные промежуточные тесты и по их результатам строить дальнейшую технологию обучения.

8. Компьютерные обучающие программы развивают навыки работы с компьютером. И это тоже большое благо в современных условиях информационного существования человека, повышения эффективнос­ти интеллектуальной деятельности.

9. Нельзя сбрасывать со счетов, что компьютерные образовательные про­граммы при самых серьезных их целях, могут иметь и игровые эле­менты, привлекающие обучающегося.

Эти достоинства компьютерных программ обучения мы и попытались ре­ализовать в четвертой части учебника.

Пятая часть учебника — тест, который можно использовать для само­оценки освоения курса. Он дается также в виде компьютерной программы и это не случайно. Мы считаем, что компьютерный вариант теста позволяет более объективно оценить знания.

Предлагаемый тест можно рассматривать как практический пример со­ставления теста, о котором идет разговор в главе, посвященной специальным методам исследования систем управления.

Но главное назначение этого теста помочь обучающемуся сделать само­оценку освоения курса. Практика показывает, что очень часто у нас склады­вается ложное представление о собственных знаниях. Психология человека такова, что он склонен обольщаться собственными достижениями, опытом, знаниями. А инструментов достаточно точной оценки у него нет. Результаты экзамена если они не очень высокие, его нередко шокируют. Он восклицает: "Я же учил". Впрочем бывает, что и высокие результаты его удивляют. В эк­заменах всегда присутствует элемент случайности, субъективный фактор, психология общения с преподавателем. Они часто искажают оценку. Кроме того экзаменационная оценка не показывает полноту знаний, их систем­ность, устойчивость, творческое использование. Экзамены обычно ориенти­рованы на репродукцию знаний, а не на их использование в процессе анали­за, выбора с учетом определенных нюансов. Бодрый голос и уверенное по­ведение иногда производят на преподавателя больший эффект, чем содержа­ние ответа.

Тест обладает многими преимуществами. Главное из них объективность и эффект самооценки. Вот почему мы решили в завершение курса дать тест на оценку его освоения. В компьютерном варианте он позволяет сделать многокритериальную оценку знаний и давать рекомендации консультацион­ного типа "Обратите внимание на....".

Первые три части до определенной степени являются альтернатив­ными. Но в практике обучения их следует использовать как взаимодо­полняющие друг друга. Это повышает эффективность освоения курса.

Учебник предназначен, конечно же, в первую очередь для студентов и слушателей, готовящихся получить специальность "Менеджмент". Учебный курс"Исследование систем управления" входит в Государственный стандарт этой специальности как обязательный курс профессиональ­ной подготовки.

Но он будет полезен и работающим практикам, которые могут найти здесь много рекомендаций по исследовательской основе совершенствования управления.

Я думаю, будет интересно познакомиться с ним и преподавателям и ас­пирантам, потому что поиск новых форм методического обеспечения учеб­ного курса, попытка реализации некоторых принципов учебника нового по­коления могут интересовать и эту категорию читателей.

Введение

Учебный курс "Исследование систем управления" необходим для разви­тия навыков исследовательской деятельности будущих специалистов в обла­сти менеджмента.

В современных условиях развития экономики качество решений, прини­маемых в процессах управления, непосредственно зависит от исследователь­ского подхода к управлению, умения изучать проблемы, определять их ис­токи и последствия.

Но менеджер сталкивается с проблемами не только в объекте управления — процессах развития фирмы или предприятия, но и в процессе управления, который должен совершенствоваться и совершенствование которого сегодня уже не мыслимо без серьезной исследовательской работы.

Идеология специальности "Менеджмент" предполагает воспитание и раз­витие у будущих менеджеров творческого подхода к работе, стремления к поиску новых форм организации управления, осуществления научного под­хода к управлению.

Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика управления в условиях экономических реформ указывают на ост­рую потребность в исследовательском подходе как к управлению, так и к его совершенствованию и развитию. Методологии и практическим навыкам исследования надо учить, вкус к исследовательской деятельности надо при­вивать, способности к исследовательской работе надо развивать уже в про­цессе подготовки специалистов.

Формирование исследовательской "жилки" менеджера, конечно же, опре­деляется методикой преподавания всех дисциплин экономического и управ­ленческого циклов. Тем не менее практика показывает, что необходим спе­циальный курс, раскрывающий методологию и организацию проведения ис­следовательской работы в процессе управления и показывающий специфику такого предмета исследования, каким является система управления в целом, обладающая определенной совокупностью свойств, характеристик и особен­ностей. Аналогичный курс в том или ином виде существует в большинстве университетов, школ бизнеса и центров менеджмента в развитых западных странах.

Учебный курс "Исследование систем управления" не только формирует научное представление об исследовательской деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, органи­зации и планированию. Он опирается на целый ряд общеэкономических и методологических наук и дисциплин, по наиболее тесно связан с курсами управленческого цикла, такими как "Менеджмент", "Маркетинг", "Разработ­ка управленческих решений" и пр.

Логика построения этого курса предполагает предварительное рассмотре­ние ключевых категорий, связанных с пониманием роли, значения и методо­логии исследовательской деятельности в управлении. Далее рассматриваются специфические методы исследования, наиболее эффективные при изучении систем управления. Курс включает вопросы планирования, организации ис­следования, оценки и использования его результатов, разработки конкрет­ных практических рекомендаций.

При освоении курса "Исследование систем управления" могут быть по­лезны учебные игры и компьютерные тесты, анализ ситуаций и проблемные семинары. Эффективность освоения курса в значительной степени зависит от самостоятельной работы студента или слушателя.

На схеме 4 дается содержание и проблематика курса в структурно-логической последовательности его построения и освоения. Необходимо изучить эту схему, чтобы понимать взаимосвязь всех тем курса, видеть их место и роль в общей структуре знаний. Очень важным является системный подход в самом построении и преподавании курса. Он являет собой обуче­ние практике системного мышления, согласования и увязки всех положений по принципам целостности и взаимодействия.

В первом разделе рассматривается само понятие "исследование", его спе­цифика относительно других понятий и категорий, а также роль исследова­ния в современной практике управления.

Важным моментом освоения курса являются темы из последующих раз­делов, посвященные методологии и организации исследования. Они характе­ризуют два взаимосвязанных и взаимодействующих фактора, определяющих практический результат исследовательской деятельности, конкретизирован­ный далее в разделе "Диверсифицированные методы исследования". Знание всего разнообразия подходов и методов позволяет наиболее удачно выбирать и проводить исследования, учитывать возможные критические факторы, со­ставлять рациональную программу и формировать творческие коллективы.

Заканчивается курс очень важным разделом "Эффективность исследова­ния". Всякая деятельность должна иметь оценку эффективности ее выполне­ния. Это касается и исследовательской деятельности. Не всегда легко оце­нить эффективность исследования, особенно когда речь идет об исследова­нии управления. Но знать подходы к такой оценке необходимо.

Курс "Исследование систем управления" только тогда оказывается полез­ным и значимым в формировании профессионального сознания будущего специалиста в области менеджмента, когда он теснейшим образом связан со всеми дисциплинами менеджмент-подготовки.

На схеме 5 показаны связи данного курса с другими дисциплинами, ко­торые являются необходимым дополнением, предшествующим или последу­ющим. Важно понимать, что данный курс должен преподаваться и воспри­ниматься слушателями или студентами только в этой органичной взаимосвя­зи. Конечно, базой понимания исследования систем управления является курс общего менеджмента, который закладывает фундамент знаний в облас­ти управления.

Но курс "Исследование систем управления" является хорошей предпо­сылкой для более глубокого освоения курсов "Практический менеджмент", "Стратегический менеджмент", "Инновационный менеджмент" и курса "Управление персоналом".

Стремление искать и видеть связи является главным фактором формиро­вания системного мышления, которое весьма необходимо современному ме­неджеру и без которого немыслим и исследовательский подход к управле­нию.

Раздел I Исследования в современном менеджменте

Тема 1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека

Тема 2. Менеджер исследовательского типа

Тема 1 ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

В чем специфика и практическое значение понятия "исследование"?

Как формируется научная основа совершенствования управления?

Какую роль играют исследования в науке и практике?

Нужны ли исследования повседневной практике управления?

Является ли исследование одной из основных функций управления?

Почему?

1.1. ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение. В логическом словаре-справочнике Н.И. Кондакова понятие "исследование" определяется следующим образом: " Исследование — процесс научного изу­чения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его зако­номерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах об­щества".

В философском словаре дается более простое определение. "Исследова­ние научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности".

Очень характерно, что в прошлом понятие "исследование" связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тен­денции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении но­вых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необхо­димости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — глав­ным фактором повышения эффективности управления(схема 6,7).

Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связыва­ется только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фак­тор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "сле­дующим образом.Исследованиеэто вид деятельности человека, состо­ящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их проис­хождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в прак­тике ее разрешения (схема 3).

В реальной практике эти признаки исследования находятся в определен­ном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и кон­кретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, иссле­дование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование пред­ставляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.

1.2. ТИПОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятель­ности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 9). Она представляет со­бой дихотомическое представление различных типов исследований, выде­ленных по различным критериям. Критерии отражают основные характерис­тики исследования и его практические потребности.

По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные про­сто для разработки эффективных решений и достижения желаемого резуль­тата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, на­оборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжи­тельные.

Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это поз­воляет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффектив­ные рекомендации.

Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (ра­зовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

1.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характе­ристик являются следующие(схема 10).

А. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориен­тиров, приоритетов, средств и методов исследования.

Б. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регла­ментах, нормативах и инструкциях.

В. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обеспе­чивающих успешное проведение исследования и достижение его ре­зультатов.

Г. Объект и предмет исследования. Объектом является система управ­ления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Д. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Е. Потребность исследования — степень остроты проблемы, професси­онализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методи­ка, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.

З. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресур­сов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами после­довательной классификации и декомпозиции (схема 5).

1.4. ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАКТИКЕ УПРАВЛЕНИЯ

Современное управление, отражающее особенности и условия развития производства и общества, технологии и самого человека, все в большей и большей мере нуждается в исследовательском подходе. Он способствует ди­намичности и перспективности управления, росту его инновационного по­тенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих ре­шений, научности управления.

Выборочные исследования показали, что в нашей стране генеральный ди­ректор объединения принимает в течение 5 лет в среднем 10-12 % решений, связанных с инновациями, в то время как в Японии менеджер примерно та­кого же уровня — более 50%. Почему это происходит? Какую роль здесь играет исследовательский подход? Что является стимулом и условием инно­вационного менеджмента? Все это вопросы над, которыми очень полезно за­думаться.

Известно, чтосодержание управления раскрывают основные функции управления — предвидение (планирование), организация, контроль, ре­гулирование, координация, активизация (мотивация).

В процессах развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. Сегодня одной из основных функций управления становится также функция исследования. Она является следствием возрастающей дина­мичности и диверсификации управления, важным фактором антикризисного управления, повышения роли и значения профессионализма в управлении.

В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера. Если он имеет успех, ему надо понимать, почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины не­удачи. Ему необходимо понимать это, видеть не только интуитивно, но и обоснованно, посредством научного аппарата исследования.

В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. Почему? По-видимому, такова тенденция развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений, усложняются условия управления, услож­няется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невоз­можно сегодня принимать решения, опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.

Каждая фирма находится в постоянном развитии. Ее развитие — это множество проблем, которые следуют одна за другой, которые надо решать и надо решать своевременно. Многие ситуации и проблемы возникают нео­жиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвое­временное их решение или вообще не решение грозит кризисом, а может быть, даже катастрофой. В современном управлении все большую роль иг­рает предвидение, прогнозирование. Сегодня прогнозировать на основании только интуиции или простой экстраполяции на будущее текущих событий просто немыслимо. Таково время, таковы общие тенденции развития эконо­мики. Снова мы приходим к мысли о пользе и необходимости исследования, как функции управления, для прогнозирования кризисов, внезапных измене­ний, для готовности к парадоксам будущего, для оценки шансов успеха, ко­торый надо не упустить, увидеть, оценить, реализовать. Увидеть будущее можно лишь, опираясь на явное видение и глубокое понимание всех тенден­ций настоящего, малых и больших. Удачного и надежного прогнозирования не может быть без исследования. Исследование управления делает само уп­равление исследовательским, а, следовательно, и эффективным, устойчивым, жизнеспособным, адаптивным к любым изменениям.

Исследование — это не только функция современного менеджмен­та, но и стиль функционирования всей системы управления, опреде­ленный тип организации деятельности персонала (требования, ответ­ственность, мотивация, нормативы).

А в деятельности менеджера исследования означают научность и искусст­во управления, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование".

Управление должно быть не только исследовательским само по себе, но и испытывать влияние исследовательского подхода при всех рационализациях, модернизациях и совершенствованиях. Иными словами, надо исследовать не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика, как в отношении харак­тера исследуемых проблем, так и в отношении методов их изучения, да и использования результатов.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, меха­низмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных техно­логий и т. д.(схема 11). Могут быть комбинации различных проблем. Вы­брать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собствен­ное, так и персонала, является большим искусством управления.

Современный менеджер не должен быть научным работником в традици­онном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых фак­торов повышения эффективности управления.

Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению, обеспечивающий качество управленческих решений, и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.).

Формула современного управления"Управлять, совершенствуя и совершенствуясь". Только исследование управления поможет реализо­вать эту формулу.

Исследование управления отражает позитивную тенденцию развития профессионального мышления.Не может быть профессионализма без творчества, не может быть творчества без исследования, а самого исследования не может быть без освоения его приемов, методов, под­ходов.

Вопросы

1. Каково содержание исследования как вида деятельности человека?

2. Какую роль играют исследования в деятельности человека?

3. Почему надо исследовать управление? Что это дает практике управления?

4. Какие существуют типы исследований, и какие из них наиболее харак­терны в исследовании систем управления?

5. Назовите основные характеристики исследования и раскройте их содер­жание.

6. Как реализуются исследования в практике управления?

Tема 2. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Как обычно относится менеджер к исследованию?

Существует ли установка на исследование в деятельности менеджера?

Существует ли исследовательский тип менеджера"?

Какие черты присущи менеджеру исследовательского типа?

2.1. ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ МЕНЕДЖЕРУ

Современные тенденции развития управления рождают и новые требова­ния к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководи­тель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведе­ния. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера. Самосто­ятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в це­ленаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие менеджер исследовательского типа, или креа­тивный менеджер. В чем его особенность?

Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью дея­тельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное усло­вие управления — потребность в исследованиях. Эта потребность реализует­ся в самых различных проявлениях — организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формирова­нии человеческого капитала и пр. Но одним из последствий реализации этой потребности является возникновение менеджеров, которых можно назвать менеджерами исследовательского типа, или креативными менеджерами. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке уп­равленческих решений.

2.2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МЕНЕДЖЕРА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА

В более детальном представлении можно выделить следующие черты ме­неджера исследовательского типа(схема 12).

А. Проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где для других все ясно.

Б. Умение превентивно, т. е. заранее, заблаговременно, ставить про­блемы, когда они еще только зарождаются.

В. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

Г. Антиномичность — умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже про­тивоположные им.

Д. Экспрезентность — способность делать верные и удачные заключе­ния при дефиците информации.

Е. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.

Ж. Способность к имитации функций различных членов коллектива.

З. Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

И. Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

К. Аттрактивность — способность привлекать людей к совместной дея­тельности, не прибегая к средствам материального или администра­тивного принуждения.

Л. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально но­вых задач.

М. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Н. Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагаю­щему включение людей в деятельность не на формальной суборди­национной основе, а путем "ухода в тень", умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разроз­ненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Имен­но это и характеризует менеджера исследовательского типа.

Вопросы

1. Какие существуют требования к современному менеджеру?

2. Каковы особенности менеджера исследовательского типа?

3. Какова роль исследования в деятельности менеджера?

4. Что исследует менеджер и какие факторы мотивируют исследование?

5. Как формируются качества менеджера исследовательского типа?

Раздел II. Методология исследования систем управления

Тема 3. Роль методологии в исследовании систем управления

Тема 4. Практическая формула диалектического подхода к исследованию управления

Тема 5. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 7. Специфические методы исследования систем управления

Тема 3. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

ПРОБЛЕМАТИКА

ПОЛЕЗНО ЗАДУМАТЬСЯ:

Что такое "методология" и можно ли ее считать одной из характеристик исследования?

Как формируется методология исследования?

Что такое "проблема" и какую роль она играет в методологии исследования?

Существует ли разнообразие методологических схем исследования? Можно ли их выбирать?

3.1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

Методология — это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ори­ентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наи­лучший результат (схема 13).

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую, определяю­щую роль.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в буду­щем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими(схема 14).

Методология любого исследования начинается с выбора, постанов­ки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологи­ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследо­вать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех фак­торов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема.Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рын­ка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в ин­новациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования яв­ляются подходы.Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с кото­рой исследование начинается и которая определяет его направленность от­носительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследова­ние. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономичес­кий аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии иссле­дования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, опре­деления характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход — предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследова­ния.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на за­дачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эф­фективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппа­рата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и фор­мулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследова­ние более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мяг­кими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы:формально-логические, общена­учные и специфические.

Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде­ляющий эффективность любого типа.

Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельност

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.