Теоретическая сторона связана с объяснением, предсказанием и обобщением фактов, а также созданием новых теорий, выдвижением гипотез, открытием новых законов. С их помощью вырабатывается научная картина мира, что важно для осуществления мировоззренческой функции науки.
К особенным теоретическим методам относятся:
1.Формализация – использование специальной символики вместо реальных объектов;
2.Индукция – метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем; движение от частного к общему;
3.Дедукция – метод научного познания, представляющий собой получение частных выводов на основе общих знаний; вывод от общего к частному;
4.Аналогия – метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо одного объекта на другой, менее изученный, но схожий с первым объектом по каким-либо существенным свойствам.
5.Анализ – метод научного познания, в основу которого положены процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение;
6.Синтез – метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета.
Г. Галилей и И. Ньютон
- знание математизируется, прежде всего за счет развития самой математики;
- возникает и развивается метод экспериментального исследования;
- классическое естествознание разрушило античное представление о космосе как вполне завершенном и гармоничном мире. На смену ему пришла концепция бесконечной Вселенной, объединяемой лишь идентичностью законов;
- идеалом классического естествознания и всей науки Нового времени стала механика;
- сформировался четкий идеал научного знания: раз и навсегда установленная, абсолютно истинная картина природы, которую можно подправлять в деталях, но изменить уже нельзя. Сама познавательная деятельность подразумевает противопоставление субъекта и объекта познания (исследователь – явление).
Я научная революция
Третья научная революция произошла в XIX – XX вв. благодаря открытиям физики и биологии. Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы (этапа), стали:
- теория относительности (новая теория пространства, времени и тяготения);
- квантовая механика (вероятностный характер законов микромира, а также корпускулярно-волновой дуализм в самом фундаменте материи).
Результатом стало формирование новой научной картины мира. Наиболее принципиальными положениями можно считать:
- любое наше представление, в том числе и вся научная картина мира, в целом относительны;
- новая картина мира переосмыслила исходные понятия пространства, времени, причинности, непрерывности и, в значительной мере, ввела их в противоречие со здравым смыслом и интуитивными ожиданиями;
- неклассическая естественнонаучная картина мира отвергла классическое противостояние субъекта и объекта познания (экстернализация).
В это же время складывается так называемый сциентизм – концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества. Центральное место, согласно этой концепции, должны занимать естественнонаучные дисциплины.
Перспективные направления исследования современной физики можно свести к двум основным областям.
1. Фундаментальные теории:
создание единой теории Вселенной;создание единой теории микромира;создание физической теории Земли; создание периодической таблицы элементарных физических частиц по аналогии с периодической системой химических элементов;создание единой теории физических взаимодействий.
2. Экспериментально-теоретические проблемы:
управляемый ядерный синтез; сверхпроводимость ,нелинейная физика (турбулентность, хаос, странные аттракторы); кварки и глюоны; экспериментальная проверка общей теории относительности; квазары и ядра галактик; проблема темной материи (скрытой массы) и ее детектирование; происхождение космических лучей со сверхвысокой энергией; сверхтяжелых элементов.