Эмоциональный интеллект. реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся
реакции, и мы не можем знать, когда они прорвутся. «Лю
бовь, — писал Стендаль, — подобналихорадке, которая возни
кает и исчезает независимо от воли». Не только любовь, но и
все наши раздражения и страхи охватывают нас, вовсе не явля
ясь нашим выбором. Поэтому они могут послужить нам неким
алиби. «Дело в том, что мы не выбираем эмоции, которые у нас
возникают», — замечает Экман, что позволяет людям оправды
вать свои поступки тем, что они были во власти эмоций.
Точно так же, как есть два пути возникновения эмоций —
быстрый и медленный — один через непосредственное воспри
ятие, другой через осмысление, — есть еще и эмоции, которые
возникают по требованию. Примером тому служат актерские
приемы с намеренным вызыванием чувств вроде слез, которые
наворачиваются на глаза, когда для достижения этого эффекта
призываются на помощь печальные воспоминания. Однако
актеры просто больше, чем остальные люди, поднаторели в
умышленном использовании второго пути к эмоциям — чув
ствования через посредство размышления. Несмотря на то что
мы не можем выбрать, какие именно эмоции запустит та или
иная мысль, мы очень часто можем выбрать, и действительно
выбираем, о чем нам думать. Так же, как какая-нибудь сексу
альная фантазия может привести к переживанию сексуальных
чувств, так и счастливые воспоминания приводят нас в хоро
шее настроение, а грустные мысли погружают в задумчивость.
Но рациональный ум обычно не решает, какие эмоции мы
«должны» испытывать. Вместо этого чувства, как правило, при
ходят к нам как fait accompli*. Что рациональный ум обычно
контролирует, так это протекание этих реакций. За нескольки
ми исключениями мы не решаем, когда нам впадать в ярость,
печалиться и т.д.
Условная, по-детски невинная реальность
Эмоциональному уму свойственна ассоциативная логика;
он воспринимает элементы, которые символизируют реаль
ность или вызывают воспоминание о ней, чтобы быть таким
* свершившийся факт (фр.).
15*
Дэниел Гоулман
же, как эта реальность. Вот почему сравнения, метафоры и об
разы обращаются непосредственно к эмоциональному уму, точ
но так же, как и искусство — романы, фильмы, поэзия, песни,
театр, опера. Великие духовные учителя, такие как Будда и
Иисус, трогали сердца своих учеников, говоря на языке эмо
ций, обучая их с помощью притч, преданий и сказок. И в са
мом деле, религиозные символ и ритуал не имеют почти ника
кого смысла с рациональной точки зрения; они выражаются на
языке сердца.
Эта логика сердца — эмоционального ума — хорошо изло
жена Фрейдом в его концепции мышления по типу «первично
го процесса»*; логика религии и поэзии, психоза и детей, сна и
мифа (как сформулировал Джозеф Кемпбелл, «сновидения —
личные мифы; мифы — разделенные сновидения»). Первичный
процесс — ключ к пониманию смысла таких произведений, как
«Улисс» Джеймса Джойса: при мышлении типа первичного
процесса свободные ассоциации определяют течение повество
вания; один объект символизирует другой; одно чувство вытес
няет другое и представляет его; целое конденсируется в частях.
Времени не существует, нет никаких законов причины и след
ствия. В первичном процессе нет даже такого понятия, как
«Нет»; возможно все. Отчасти психоаналитический метод пред
ставляет собой искусство расшифровывать и разгадывать смысл
этих заменителей.
Если эмоциональный ум следует этой логике и ее прави
лам, заменяя один элемент другим, то вовсе не обязательно
определять вещи с помощью их объективных особенностей:
какое значение имеет то, как они воспринимаются; вещи тако
вы, какими кажутся. То, что что-то нам напоминает, может
оказаться гораздо более важным, чем то, что это «есть на самом
деле». В эмоциональной жизни отличительные черты факти
чески могут походить на голограмму в том смысле, что одна-
единственная деталь заставляет вспомнить целое. Как указы
вал Сеймур Эпштейн, в то время как рациональный ум уста
навливает логические связи между причинами и следствиями,
* В психоанализе «первичный (психологический) процесс» — это
воображение, сновидения, грезы.
Поиск по сайту:
|