Эмоциональный интеллект. кто дорог вашему ребенку
кто дорог вашему ребенку. Помимо такого разграничения, надо
отметить глубокое понимание и более тонких отличий, к при
меру, что гнев часто возникает как первая реакция на оскорб
ление.
По мере взросления детей меняется и содержание специфи
ческих эмоциональных уроков, к которым они готовы и в кото
рых нуждаются. Какмыузнали из Главы 7, уроки эмпатии с мла
денчества преподают родители, настроенные на чувства своего
ребенка. И хотя некоторые эмоциональные навыки годами от
тачиваются в процессе общения с друзьями, родители, образо
ванные в отношении эмоций, могут во многом помочь детям ус
воить основные элементы эмоционального интеллекта, такие как
умение распознавать, контролировать и обуздывать свои чувства,
способности сопереживать и справляться с чувствами, возника
ющими в процессе общения с окружающими.
Такое отношение родителей оказывает на детей необычай
но широкое влияние. Группа исследователей из Университета
штата Вашингтон обнаружила, что если родители достаточно
сведущи в эмоциональной сфере по сравнению с теми, кто пло
хо справляется с чувствами, их дети — чему не приходится удив
ляться — лучше ладят с ними, выказывают большую привязан
ность к ним и испытывают меньшее напряжение в обществе
родителей. Но помимо этого, такие дети лучше справляются и
с собственными эмоциями, успешнее успокаивают себя, когда
бывают расстроены, и реже теряют душевное равновесие. Эти
дети также и биологически более уравновешены благодаря бо
лее низким уровням выбросов гормонов стресса и других фи
зиологических индикаторов эмоционального возбуждения (мо
дель, которая, если поддерживать ее всю жизнь, вполне могла
бы предвещать лучшее физическое здоровье, какмы узнали из
Главы 11). Другие преимущества относятся к социальной сфе
ре: такие дети пользуются большей популярностью у сверстни
ков и больше им нравятся, аучителя считают, что у них больше
развиты навыки общения. И их родители, и учителя сходятся
во мнении, что эти дети создают меньше проблем с поведен
ческими проявлениями, такими как грубость и агрессивность.
И наконец, польза с точки зрения познания: такие дети спо
собны лучше сосредоточивать внимание и поэтому бывают бо-
Аэниел Гоулллан
лее успешными учениками. При постоянном коэффициенте
умственного развития пятилетние дети, чьи родители оказыва
лись хорошими наставниками, в третьем классе получали бо
лее высокие оценки достижений в математике и чтении (вес
кий довод в пользу преподавания эмоциональных навыков де
тям, чтобы помочь им подготовиться и к учебе, и к жизни). Та
ким образом, дети родителей, умудренных познаниями в
эмоциональной сфере, получают награду в виде поразитель
ных — почти потрясающих — преимуществ во всем диапазоне
эмоционального интеллекта и за его пределами.
«Включение души»
Родительское влияние на эмоциональную компетентность
начинается с колыбели. Д-р Т. Берри Блейзелтон, выдающий
ся педиатр из Гарвардского университета, проводит простой
диагностический тест для выяснения основного взгляда ребенка
на жизнь. Он протягивает восьмимесячному малышу два куби
ка, а затем показывает ему, как он хочет, чтобы ребенок сло
жил эти кубики. Малыш, оптимистически относящийся к жиз
ни и уверенный в собственных способностях, рассказывает
Блейзелтон, «возьмет один кубик, потащит его в рот, засунет в
волосы и сбросит со стола, наблюдая за вами, поднимете ли вы
и вернете ли ему кубик. Когда вы снова подадите ему кубик,
он, наконец, выполнит то, что от него требуется, — сложит эти
два кубика вместе. Затем,он поднимет на вас сияющий, пол
ный надежд взгляд: «Ну, скажи же мне, какой(ая) я замечатель
н ы й^)!»
Дети, подобные этим, уже понимают, что значит одобре
ние и поддержка взрослых, и, можно надеяться, успешно спра
вятся с незначительными испытаниями, которые им встретят
ся на жизненном пути. В противоположность им дети, в семьях
которых царит уныние, беспорядок и невнимание, берутся за
решение тех же небольших задач так, словно они заранее пред
видят неудачу. И хотя это вовсе не означает, что эти дети не
сумеют правильно сложить кубики, поскольку они понимают
Поиск по сайту:
|