Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. у их более жизнерадостных соучеников




 


 

у их более жизнерадостных соучеников. Грустные ученики §оль-

шую часть того времени, когда они не занимались, тратили на

общение: где-то болтались с приятелями и сидели дома.

После анализа их настроений был сделан впечатляющий

вывод. И веселые и грустные отличники массу времени в тече­

ние недели провели за занятиями, которые вызывали у них ску­

ку, например, смотрели телевизор, и которые не требовали от

них напряжения их способностей. В конце концов таковы все

подростки. Но ключевое различие заключалось в их восприя­

тии процесса учебы. Веселым отличникам учеба приносила удо­

вольствие, захватывающее переживание вдохновения, которое

они испытывали в течение 40 процентов времени, посвящае­

мого учебе. Что же касается грустных отличников, то учеба вы­

зывала у них вдохновение на протяжении лишь 16 процентов

времени; чаще всего она вызывала тревогу, требуя от них, что­

бы они превосходили свои возможности. Грустные отличники

находили удовольствие и вдохновение в общении, а не в при­

обретении знаний. Короче говоря, учеников, достигающих

уровня своего академического потенциала и устремляющихся

дальше, чаще влечет учеба, потому что она вводит их в поток

вдохновения. Как это ни печально, но грустные отличники, не

сумев отшлифовать те навыки и умения, которые вовлекли бы

их в поток вдохновения, не только лишаются наслаждения от

учебы, но и рискуют ограничить уровень интеллектуальных за­

дач, которые будут доставлять им удовольствие в будущем.

Говард Гарднер, психолог из Гарвардского университета,

разработавший теорию множественных умственных способ­

ностей, считает вдохновение и позитивные состояния, кото­

рые служат его типичным проявлением, частью самого здоро­

вого способа обучения детей, стимулирующего их изнутри, а

не с помощью угроз или обещаний награды. «Мы должны ис­

пользовать позитивные состояния малышей, чтобы привлечь

их к овладению знаниями в тех областях, где они смогут раз­

вить способности, — заявил мне Гарднер. — Вдохновение — это

внутреннее состояние, которое служит признаком, что ребенок

занят выполнением подходящего ему задания. Тебе нужно най­

ти что-то, что тебе нравится, и твердо этого держаться. Именно

тогда, когда дети начинают скучать в школе, они капризнича-


 


 

Дэниел Гоулллан


 

ют и дерутся, а когда их вниманием завладевает нечто требую­

щее напряжения сил, они начинают беспокоиться о своих

школьных занятиях. Но уж если у тебя есть что-то, что тебя вол­

нует, и ты можешь получать удовольствие от занятия этим, то

тут ты учишься, не щадя усилий».

Стратегия, используемая во многих школах, претворяющих

в жизнь гарднеровскую модель множественных умственных

способностей, ставит во главу угла выявление профиля врож­

денных способностей ребенка и подыгрывание сильным сто­

ронам и одновременное стремление укрепить слабые. К при­

меру, ребенку, от природы наделенному музыкальными или

танцевальными способностями, легче будет входить в поток

вдохновения именно в этой области, чем в тех, в которых он

менее одарен. Знание профиля ребенка может помочь учителю

тонко подобрать способ представления ему темы и проводить

уроки на уровне — от коррективного для неуспевающих до по­

вышенного, который вероятнее всего обеспечит оптимальную

перспективу. Такой подход сделает процесс приобретения зна­

ний более приятным, а не устрашающим и не вызывающим

скуку. «Есть надежда, что, когда учеба будет вызывать у детей

вдохновение, это придаст им смелости пробовать свои силы в

новых сферах деятельности», — утверждает Гарднер, добавляя,

что опыт показывает, что так оно и есть.

Вообще говоря, модель вдохновения предполагает, что до­

стижение мастерства в любой профессии или области знаний в

идеале должна реализовываться естественным путем, когда ре­

бенок испытывает влечение к занятиям, которые его захваты­

вают спонтанно и которые, что самое главное, ему нравятся.

Первый интерес может стать началом высоких достижений,

когда ребенок придет к пониманию, что занятие этой областью,

будь то танцы, математика или музыка, принесет ему радость

вдохновения. И как только ему потребуется раздвинуть грани­

цы своих способностей, чтобы продлить вдохновение, оно ста­

нет главным мотиватором все большей эффективности в рабо­

те и сделает ребенка счастливым. Такая модель усвоения зна­

ний и образования, конечно, является более позитивной из

всех, с какими большинство из нас сталкивалось в школе. Вряд

ли найдется человек, у которого школа, хотя бы отчасти, не ас-


 

Эмоциональный интеллект


 


социировалась с бесконечными часами мучительной скуки,

перемежаемой моментами сильной тревоги. Стремление к вдох­

новению в процессе учебы более естественно, больше отвечает

человеческой природе и, похоже, представляет достаточно дей­

ственный способ поставить эмоции на службу образованию.

В более общем смысле умение направлять эмоции на до­

стижение полезного результата есть главная одаренность, ха­

рактеризующая мастера. Не важно, проявится ли оно в сдер­

живании побуждений и отсрочивании удовольствия; управле­

нии своими настроениями, чтобы они содействовали, а не ме­

шали процессу мышления; мотивировании нас быть упорными

и пытаться снова и снова достичь поставленной цели, невзи­

рая ни на какие преграды, или отыскании способов войти в

поток вдохновения и таким образом трудиться более эффек­

тивно, — все свидетельствует о способности эмоций стимули­

ровать результативные устремления.


 

 

Глава 7

КОРНИ ЭМПАТИИ

 

Вернемся к Гэри, блестящему, но страдающему алексити-

мией хирургу, который причинял сильные страдания своей не­

весте Эллен тем, что не обращал внимания не только на соб­

ственные чувства, но и на ее тоже. Подобно большинству алек-

ситимиков, он не обладал ни эмпатией, ни интуицией. Если

Эллен говорила, что падает духом, Гэри оказывался неспособ­

ным выразить сочувствие; если она заговаривала о любви, он

менял тему. Гэри имел обыкновение наводить «полезную» кри­

тику на то, что делала Эллен, не сознавая, что эти критические

замечания заставляли ее чувствовать себя оскорбленной, но

отнюдь не помогали ей.

Эмпатия зиждется на самоосознании; чем больше мы под­

даемся собственным эмоциям, тем с большим знанием дела

будем прочитывать чувства других людей. Алекситимики вро­

де Гэри, понятия не имеющие о собственных чувствах, пребы­

вают в полном замешательстве, когда дело доходит до понима­

ния того, что чувствуют окружающие их люди. Они не способ­

ны различать оттенки эмоций. Эмоциональные нотки и аккор­

ды, вплетающиеся в слова и поступки людей — выразительный

тон или изменение позы, красноречивое молчание или преда­

тельская дрожь, — проходят незамеченными ими.

Не разбирающихся в собственных чувствах алекситимиков

точно так же приводит в недоумение, когда другие люди выра­

жают свои чувства по отношению к ним. Эта неспособность


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.