Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоциональный интеллект. чтобы погрузиться туда и утонуть в нем




 


чтобы погрузиться туда и утонуть в нем. Существует очевидная

разница, к примеру, между состояниями, когда один человек

просто страшно разгневался на другого и когда этот человек,

сохраняя способность к самоанализу, думает: «А ведь я взбе­

шен», даже если им владеет приступ гнева. В аспекте нервных

механизмов осознания такой незначительный сдвиг в менталь­

ной деятельности, по-видимому, оповещает о том, что нео­

кортикальные схемы активно следят за эмоциями, а это уже

первый шаг к установлению некоторого контроля. Такое уме­

ние разбираться в своих эмоциях составляет основополагаю­

щую эмоциональную компетенцию как умение, способность,

на которой формируются все остальные, например, эмоцио­

нальный самоконтроль.

Самоосознание, таким образом, означает «осведомленность

как о своем настроении, так и о мыслях об этом настроении»,

как выразился Джон Майер, психолог университета в Нью-Гэмп-

шире, который вместе с профессором Йельского университе­

та, Питером Сейлови, разработал теорию эмоционального ин­

теллекта. Самоосознание бывает нереагирующим, не дающим

никакой оценки слежением за внутренними состояниями. Од­

нако Майер установил, что такого рода восприятие может ока­

заться менее хладнокровным, поскольку обычный набор мыс­

лей, свидетельствующих о включении самоосознания, включает

и такие: «Мне не следовало поддаваться этому чувству», «Я ду­

маю о хорошем, чтобы утешиться и приободриться» и — при

более ограниченном самоосознании — мимолетную мысль: «Не

думать об этом» как реакцию на что-то крайне неприятное или

огорчительное.

Несмотря на то что существует логическое различие меж­

ду осведомленностью о чувствах и действиями, направленны­

ми на их изменение, Майер считает, что для достижения всех

практических целей и осведомленность, и действия обычно

тесно связаны друг с другом: осознать скверное настроение

значит захотеть избавиться от него. Однако это осознание от­

личается от усилий, которые мы прилагаем, чтобы удержать­

ся от действий по эмоциональному импульсу. Приказывая

«Перестань сейчас же!» ребенку, которого гнев довел до того,

что он ударил товарища по игре, мы можем остановить по-


 


 

Дэниел Гоулллан


 

бои, но гнев будет кипеть по-прежнему. Мысли ребенка будут

все так же сосредоточены на спусковом крючке гнева: «Но ведь

он же украл мою игрушку!» — и гнев не утихнет. Самоосозна­

ние оказывает более мощное влияние на сильные враждебные

чувства: осознание «А ведь я испытываю гнев» предоставляет

ббльшую свободу выбора — не только не руководствоваться

им в своих действиях, но и дополнительно постараться изба­

виться от него.


V


Майер полагает, что люди склонны придерживаться следу­

ющих характерных манер следить за своими эмоциями и справ­

ляться с ними:

 

· Знающие себя. Понятно, что, отдавая себе отчет в своих на­

строениях, когда таковые у них есть, эти люди уже облада­

ют некоторыми познаниями относительно своей эмоцио­

нальной жизни. Их ясное представление об эмоциях, воз­

можно, укрепляет другие характерные черты их личности:

они автономны* и уверены в своих границах**, пребывают

в добром психологическом здравии и склонны к позитив­

ному взгляду на жизнь. Приходя в дурное расположение

духа, они не размышляют о нем и не терзаются по его пово­

ду, а способны быстрее отделаться от него. Короче говоря,

их внимательность помогает им справляться со своими эмо­

циями.

· Поглощенные эмоциями. Это люди, часто ощущающие, что

эмоции захлестывают их, а они не в силах избавиться от них,

словно их настроения приняли руководство на себя. Они

переменчивы и не слишком осведомлены о своих чувствах,

так что они бывают погружены в них, вместо того чтобы

видеть все в истинном свете. А в результате они почти не

пытаются избежать дурных настроений, чувствуя, что не

имеют никакого контроля над своей эмоциональной жиз­

нью. Они часто ощущают, что переполнены эмоциями, и

не владеют собой в эмоциональном плане.

* Автономия — способность личности к самостоятельным ответ­

ственным решениям, независимым от внешнего давления.

** Имеются в виду границы между областями психологического про­

странства.


 

Эмоциональный интеллект


 


 

· Принимающие эмоции как нечто неизбежное. Хотя эти люди

часто имеют ясное представление о том, что чувствуют, они

при этом склонны принимать свои настроения как нечто

неизбежное и поэтому не пытаются изменить их. По-види­

мому, существуют два вида таких «примиренцев»: одни

обычно пребывают в хорошем настроении и поэтому не

имеют желания менять его; другие — несмотря на полную

осведомленность о своих настроениях — подвержены дур­

ным мыслям, но принимают их с полным попустительством,

ничего не предпринимая, чтобы изменить их, несмотря на

свой дистресс, — модель, распространенная среди, скажем,

унылых людей, смирившихся со своим отчаянием.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.