CRM – это оптимизация работы за счет максимального использования потенциальных возможностей каждого члена экипажа и улучшения взаимодействия между всеми в целях обеспечения БП.
CRM– применение знаний в области ЧФ к конкретным функциям членов кабинного экипажа.
Цель подготовки по CRM:
l CRM – нацелена на вопросы взаимодействия и поведения членов экипажа
l CRM – помогает не допускать и преодолевать ошибки, а также ограничивать их последствия
l CRM – формирует навыки и правильные установки
l CRM – основана на методе убеждения и самоубеждения
l Подготовка по CRM возникла как методика, направленная на минимизацию ошибок человека, ведущих в авиации к катастрофическим последствиям
ü Ошибки, связанные с навыками (автоматические) - это ошибки, которые допускаются при выполнении хорошо известных действий, ставших привычными. Человек действует автоматически, не контролируя действия сознанием
ü Ошибки, связанные с правилами (процедурные).Эти ошибки состоятв неправильном выборе или применении стандартной процедуры
ü Ошибки, связанные со знаниями )ошибки опыта).Эти ошибки возникаютиз-за отсутствия правил для конкретной ситуации или из-за незнания этих правил.
Выполнение СТАНДАРТНЫХ ПРОЦЕДУР – главный ресурс обеспечения безопасности полета!
УПРАВЛЕНИЕ СИТУАЦИЕЙ:
«НАУЧИСЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛИЧНЫМ КОМПЬЮТЕРОМ»
Процесс обработки информации
Ощущение– получение сигнала органами чувств
Восприятие – упорядочение и понимание сигнала, полученного органами чувств
Внимание – внутренний механизм отбора необходимой информации
Кратковременная (оперативная, рабочая) память – хранение минимума информации, необходимый в данный момент для выполнения простейшей операции
Долгосрочная память – обеспечение длительного хранения информации
- Осознание Ситуации (Situational Awareness)это ясное представлении о том, что происходит вокруг Вас в данный момент времени, это способность в любой момент ответить на вопросы, касающиеся:
- статуса систем ВС
- местоположения ВС
- полетного времени
- окружающей среды
- состояния членов экипажа
уровня осознания ситуации
· Уровень 1: Восприятие элементов состояния внешней среды
· Уровень 2: Осознание их значения
· Уровень 3: Проекция состояния на ближайшее будущее