Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Реформа системы здравоохранения предполагает новые подходы к решению вопросов оказания медицинской помощи населению.
Она предусматривает поэтапный переход к организации первичной медицинской помощи по принципу семейного врача (врача общей практики).
В соответствии с государственными квалификационными требованиями к профессии (врача общей практики) семейный врач обязан не только оказывать эффективную медицинскую помощь взрослым и детям, проводить основные лечебно-диагностические процедуры, но и владеть методами первичной и вторичной профилактики, разрабатывать и осуществлять мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех членов семьи.
Приоритетность профилактической направленности в деятельности врачей общей практики не только декларируется в документах ВОЗ, но и подтверждается многолетней практикой подготовки и функционирования их в экономически развитых странах.
Предлагаемые методические указания помогают восполнить недостаточное количество учебных материалов по этому направлению подготовки врача общей практики.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
Гигиена как наука о сохранении здоровья и работоспособности
Гигиена - основная профилактическая наука в медицине. Слово «гигиена» происходит от греч. «higieinos» - приносящий здоровье. Термин «гигиена» связывают с именем древнегреческой богини здоровья Гигиеи - дочери бога врачевания Эскулапа. Используется много определений гигиены как науки. От простых: «Гигиена - это наука о здоровье людей» до более сложных: «Гигиена - это наука, изучающая закономерности влияния окружающей среды на организм человека и общественное здоровье с целью обоснования гигиенических нормативов, санитарных правил и мероприятий, реализация которых обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний».
Предметом изучения гигиены являются:
изучение природных и антропогенных факторов, социальных условий;
· изучение закономерностей влияния факторов и условий окружающей среды на человека и на популяцию;
· научное обоснование нормативов, ПДК;
· внедрение в практику здравоохранения и хозяйство разработанных гигиенических мероприятий, правил, проверка их эффективности;
· прогнозирование санитарной ситуации.
Методы исследования:
1. Эпидемиологический (совокупность методов, позволяющих изучить здоровье под влиянием разнообразных факторов).
4. Метод лабораторного гигиенического эксперимента.
5. Метод санитарной экспертизы.
Целью медицины является восстановление, сохранение и укрепление здоровья людей. Эта цель достигается двумя методами: первый - лечение заболеваний людей; второй -предупреждение болезней, т. е. профилактика.
Отрасли гигиены: гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена, радиационная гигиена, гигиена детей и подростков, военная гигиена и другие.
Развитие гигиены в России
Развитие гигиены в России, как и ее развитие в целом, характеризуется двумя периодами: донаучным и научным. Донаучный период называют еще периодом гениальных наблюдений. Эти наблюдения принимали форму обычаев, законов и религиозных правил. Зачатки эмпирических (описательных) гигиенических знаний возникли на рубеже образования Киевской Руси (X век). В известном труде того периода «Домострое» много внимания уделялось чистоте и опрятности, особенно в обращении с пищевыми продуктами; мощению мостовых; кольцевой планировке городов; сбору и удалению нечистот. Водопровод в русских городах был сооружен раньше, чем на западе. Эти мероприятия проводились на государственном уровне (XVII век - Аптекарский приказ при Петре 1 переименован в Медицинскую канцелярию, во главе которой стоял врач). Издаются указы по охране здоровья населения, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках (1741), об обязательном извещении в случае
заразных заболеваний (1743). К этому периоду относится деятельность М. В. Ломоносова. Известны такие его труды: «О размножении и сохранении российского народа» (зачатки школьной гигиены) (1761), «Первые основания металлургии или рудных дел» (указания об организации труда, отдыха, о предохранении от заболевании, о вентиляции шахт).
Примечательно, что гигиенические аспекты медицины подчеркивали и пропагандировали выдающиеся терапевты и хирурги. Гигиена в виде самостоятельного курса начала преподаваться с 1798 г., курс назывался «Медицинская полиция», а с 1835 г. - « Медицинская полиция и гигиена». Этот курс входил в состав такой дисциплины, как «Судебная медицина».
Первая кафедра гигиены в России была организована в Петербургской медико-хирургической академии (1871) и возглавил ее А. П. Доброславин (учился у К. Фойта и М. Петтенкофера). Заслуга А. П. Доброславина заключается в том, что он внес большой вклад в разработку таких вопросов, как рациональное питание, военная гигиена, создал первые оригинальные учебники по гигиене. К основоположникам гигиены относят и Ф. Ф. Эрисмана. Уроженец Швейцарии, он начал деятельность как окулист. Проводил обширные исследования зрения у школьников и изучал причины близорукости. Известны его работы в области гигиены труда, социальной гигиены. Организовал кафедру гигиены в Московском университете (1881).
Из проблем профилактической медицины на современном этапе следует отметить проблему сохранения среды обитания, сохранения здоровья в условиях научно-технического прогресса и здоровья подрастающего поколения. Решение этих вопросов возможно при использовании современных исследовательских и профилактических технологий.