Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эйфория с Эпилогом. (или Воспоминание о будущем)



 

 

Вместо эпиграфа

 

«Я даже задумал такую вот повесть. Ахнуло еще несколько Чернобылей, но наша административно-бюрократическая система действует, как всегда. Как действовала и с первым Чернобылем. Постепенно вымирают люди, а информация, как внутри страны, так и на весь мир идет такая, что у нас стало даже лучше, чем было до катастрофы… Наблюдая действия нашей бюрократической машины в связи с чернобыльской аварией, невольно думаешь, что нет такого абсурда, который не может стать реальностью».

 

Алесь Адамович, 1989г.

 

Город Припять 2001 г. "Мы с вами находимся на обзорной площадке, с которой и начинается наша экскурсия по городу, совсем недавно объявленному курортом всесоюзного значения. Мы не случайно начинаем экскурсию именно с этой площадки, оборудованной на крыше 9-и этажного дома. С нее хорошо просматривается удивительно красивая панорама окрестностей города, в которую естественно вписывается монументальное сооружение, называемое "Саркофагом". Наши художники и дизайнеры основательно потрудились над ним, и теперь оно радует глаз своей радужной окраской и своими современными, как бы устремленными куда-то в будущее формами.

 

Появилось это сооружение после одного из происшествий с одним из реакторов Чернобыльской электростанции. Раньше об этом много писали, трагедией даже называли, мировой трагедией. А потом поняли, что не так страшен черт, как его малюют. И совсем об этом писать перестали.

 

Сейчас вы ни газет, ни книг того времени в нашей библиотеке не найдете. Зачем людям головы морочить, всякими сомнительными фактами и идеями запутывать? Гласность -- она ведь только в меру полезна, меньше знаешь -- жить легче. Вот только злопыхатели там, за бугром, никак не успокоятся: раз, мол, это у нас, значит обязательно плохо.

 

Слышала, Гейл там какой-то, профессор, больше всех выступает. А тогда говорили, что он друг наш. Вот и пойми их. Что они там: то одно у нас плохо, то другое? А может для нас это и не плохо, а совсем даже хорошо? Нам ведь виднее.

 

На следующий год будет круглая дата, юбилейная. Наверное, и курорту нашему орден дадут или имя кого-нибудь из наших великих медиков, а может и композиторов, присвоят. Может и нам "За большие заслуги" и "В честь юбилея" что-нибудь достанется.

 

Много за это время воды утекло. Сегодня у вас еще свободный день, спешить некуда. Вот когда процедуры назначат, тогда уж только успевай получать это самое облучение в разном виде: и снаружи, и с водичкой, и с пищей, и с урановыми таблетками, и с воздухом (аэрозоли называется). А пока, если хотите, могу рассказать вам немного о том историческом времени. Нет возражений? Я коротко.

 

В первые годы после сооружения «Саркофага» предлагали переименовать его в "Объект укрытие". Наверное думали, что он и впрямь весь из бетона, что он действительно что-то укрывает. Но вы уже завтра сами сможете убедиться в том, что это ажурное и легкое сооружение из металлоконструкций и листового металла лишь элегантно накинуто на наш реактор. В нем есть люки, через которые можно осмотреть верхнюю часть развалин цеха. Там и освещение для этого предусмотрено. Чувствовали, видимо, еще в те годы создатели «Саркофага», что он превратится в настоящую нашу отечественную Мекку для туристов. А в хорошую солнечную погоду удобнее осматриватъ его без освещения: лучи солнца, проникающие через многочисленные щели, специально для этого оставленные, так и играют на хаотически нагроможденных плитах, балках, колоннах, создавая удивительный в своей естественности, запоминающийся пейзаж.

 

В прошлом году у нас здесь киностудия "Белорусьфильм" работала. Задумали они снять продолжение фильма "Руины стреляют" под названием "Развалины тоже стреляют". А развалин в Минске не нашли, тем более которые "стреляют": все уже разобрали и застроили. Вот они и приехали к нам "на натуру". Довольны остались, где еще, говорят, такие естественные развалины найдешь, и чтоб действительно стреляли.

 

А после тех съемок много к нам всяких ученых понаехало, везде лазили, что-то обсуждали, спорили. И объявили наш «Саркофаг» историческим заповедником, вроде тех Египетских пирамид. Сейчас он находится под охраной государства.

 

Многие туристы пытались прихватить с собой сувениры в виде кусков графита или, хотя бы, бетона из самого «Capкофага». Лучше всего, конечно, кусочек ТВЭЛа -- это элегантная трубка, изготовленная из полудрагоценного металла циркония, с темно-серым заполнителем, который изготовлен из еще более драгоценного металла -- урана. Когда эти трубки были еще целы, их опускали в реактор -- это тепло-выделяющие элементы, они самые главные в реакторе. А вообще-то, я вам не советую увлекаться сувенирами. По всем дорогам, ведущим от нашего курорта, понаставили "хоккеистов". Это для конспирации они хоккеисты, прямо так с клюшками и стоят. Подъезжаешь к ним, а они норовят эту клюшку поглубже засунуть, как будто бы шайбу достать пытаются. А на шее у них старомодные коробки висят, такие, наверное, еще в прошлом веке делали. Но это тоже для конспирации. В этих-то коробках и весь секрет. Любой такой сувенир сразу находят.

 

Вот недавно одна знакомая, в Припяти раньше жила, а сейчас временно в Киеве прописана, так уж хотела на память о тех временах что-нибудь домой привезти. Даже сумочку специальную сделала, с двойным дном. Туда и запрятала этот "ТВЭЛик". Где уж там, докопался хоккеист этот. Сначала 15 суток дали, за мелкое хулиганство: маленький "ТВЭЛик" оказался. А потом еще год добавили -- говорят за нанесение ущерба историческому памятнику. Молодец хоть догадалась, на суд с внуками пришла. Младшему еще годика нет, а такой вундеркинд, все время из коляски кричал: "Свободу бабе Маше!" Наверное, вняли судьи гласу народа, условно дали. Заставили восполнить государству потери. "ТВЭЛик" сама отвозила, вместе с младшеньким. А когда к посту подъезжали, где тот хоккеист стоял, внучек как закричит: "Шайбу! Шайбу!" Хоккеист -- клюшку кверху и размахивает ею, как будто и в самом деле шайбу забил.

 

Да, еще один сюжет из истории. Вы, наверное, еще помните те времена, когда многим улицам, площадям имя Брежнева присваивали, даже город такой был и корабль большой, атомный. А потом вдруг -- все плохо да все не так. Совсем разошлись, все позаменяли. Будто ничего хорошего не было в тот период, застойный. Потом спохватились: нет, говорят, многое только благодаря тому периоду и появилось. И опять же, огромная личная заслуга в том Леонида Ильича. Так вот и решили здесь в Чернобыле, что имя Леонида Ильича нашему «Саркофагу» очень бы подошло. Говорят даже, что не будь его выдающихся заслуг, не быть бы и самому «Саркофагу». Сейчас всякие находятся, заслуги себе приписывать стараются, а ведь фундамент-то для «Саркофага», говорят, еще Леонидом Ильичем заложен. Народу нужно правду говорить, только правду и всю правду. С таким предложением и обратились. Уже давно. Что-то молчат. Наверное, опять бюрократы замотали. И чего тянут? Раньше имена еще при жизни давали, а теперь вот и после смерти не могут воздать человеку по заслугам. Чего тут бояться? Заслужил ведь?! Значит и пиши: «Саркофаг» имени выдающегося ... (ну, в чем там, так и перечислить) Леонида Ильича Брежнева. Да, много еще у нас бюрократов! А может, хотят к юбилею приурочить?

 

Только сегодня один из приехавших на лечение товарищей, он сейчас среди нас, любезно поделился со мной своими воспоминаниями о тех временах 1986-87гг., когда идея о превращении нашего города в уникальный и единственный в своем роде курорт еще только зрела в умах наших выдающихся энтузиастов-ученых-медиков. Как же богат наш народ талантами! Каким же даром предвидения должны были обладать наши простые люди, которые еще в те времена поняли, что этот "Саркофаг" и впрямь стал нашим "Кормильцем"! Хотела бы добавить -- "и поильцем".

 

А одна женщина, которая еще в конце 1986 года была направлена в г.Припять, чтобы возглавить нашу уникальную теплицу, проезжая мимо атомной станции, не смогла сдержать своего восклицания: "Какой красивый саркофаг!". Я надеюсь, что сейчас все вы сможете сполна разделить восторг этой женщины, обладающей удивительным эстетическим чувством. Кстати, та самая тепличка сейчас является одним из отделений нашего курорта. В ней выращивают овощи, и даже фрукты, с дозированным введением в них различных радионуклидов. Еще сегодня вы сможете убедиться в их высоких вкусовых качествах.

 

Вернемся же к нашему кормильцу -- «Саркофагу». Если хорошенько приглядеться, вы сможете разглядеть на его площадках группу людей, принимающих радиационные ванны. Кому бинокль? Вам? Пожалуйста передайте товарищу. Вы можете не завидовать им: они прибыли к нам вчера, а завтра и вы уже попадете туда же. Но для этого вам нужно будет получить у вашего врача специальные пропуска с надписью "Всюду". По ним вы сможете пройти туда без очереди.

 

Увы, за последнее время так много "дикарей" понаехало, по курсовкам лечатся, без пропуска не пробьешься. Они так и норовят проникнуть на «Саркофаг» какими-то обходными путями. Иногда и проводников находят, мы их "Ветеранами Чернобыля» называем, они здесь все ходы и выходы знают. Иногда смешно даже, смотришь, идет человек, а лицо у него будто белой тряпкой завязано. Можно подумать, что скрывает лицо свое. Ан нет, Ветераны это, значит. Они тогда здесь все с такими намордниками ходили, фильтром Петрянова называются. Боялись, что радиация внутрь попадет. Надо же такое придумать! А теперь там целый зал открыли, прямо под той большой трубой, для вентиляции ее поставили. Вот и сидят там, дышат целебным воздухом прямо из "Саркофага". Тут же и коктейль "Изотоп" испить можно. Его вам и прямо в палату приносить будут.

 

А теперь, если вопросов ко мне нет, спускаемся вниз и в автобус. Лифт, правда, тесноват. Наверное, что-нибудь придумают -- курорт ведь».

 

А пока -- заминка у входа. «Ну что вы, что вы, проходите вперед».

«Спасибо! Скажите, а где удалось достать путевку сюда?»

«Видите ли, мне повезло, оказалось, что путевками заведует один мои товарищ, с которым мы когда-то, еще в 1986г. здесь работали. Вот и помог».

«Вот видите, и сюда без связей не попадешь. Я тоже всех друзей на ноги поставила, нашли какого-то знакомого во Всесоюзном научном центре радиационной курортологии. Это в Киеве, слышали, в Пуще-Водице? Через него кое-как достала».

 

«Товарищи, товарищи, быстрее. Нам еще много нужно осмотреть сегодня". Красивый Икарус, украшенный эмблемой нового курорта в виде круга желтого цвета, разделенного внутри на треугольники и обвитого змеей, плавно трогается с места. Правда, потом мне объяснили, что это не змея, а кусок символического ТВЭЛа, извлеченного из реактора».

 

«Товарищи, мы остановились с вами на центральной площади города-курорта. Конечно же, вы обратили уже внимание на аллею из роскошных рябин, усыпанных крупными гроздьями осенних плодов. Хочу напомнить вам, что эти деревья особенно пышно распустились именно весной 1986 года. Еще тогда многим нашим выдающимся биологам и медикам стало ясно, сколь же великую пользу может принести радиация всему живому. Но с тех пор прошло много лет. Много труда пришлось затратить нашим ученым, чтобы сначала убедить всех в том, что радиация совсем не опасна, что все мы просто еще к ней не привыкли. Боимся ее, радиофобией это называется. Сколько лет потребовалось, чтобы успокоить людей! Тут уж не только на кошках и собаках, на людях опыты проводились. Научный центр даже для этого создали. Почти всех убедили. Это же настоящая перестройка в сознании! Больше всех сопротивлялись те, кто в те годы в Чернобыле работал. Да, сложная это штука -- перестройка. А теперь вот видите, курорт создали!»

 

Наша экскурсовод замолчала, словно давая нам возможность не спеша переварить и усвоить многое из того, о чем всего лишь несколько лет назад даже и подумать не могли. Почему-то долго и тяжело вздохнула. И вдруг, будто встряхнувшись от глубокого сна:

"Перед вами бывшее здание горкома. Предусмотрительно строили его, с размахом: в нем свободно разместились все службы: лечебные кабинеты, даже зал спортивный наверху для лечения физкультурой. Еще и место осталось. Левее -- бывшая гостиница "Припять", там вы и жить будете. Повезло вам. Это по секрету. Хотели курорт международным сделать. Ну, всяких богачей ихних лечить здесь: валюта ведь ой как нужна. Для них и оборудовали эту бывшую гостиницу. Все там импортное, за валюту покупали. Думали, окупится потом. Зайдешь туда, глаза разбегаются. А еще левее -- Дворец культуры. Это для нас он -- дворец. Для иностранцев здесь столько настроили, что и во дворец заходить не хочется -- какой он после этого дворец.

 

Так вот, есть в Америке друг нашей страны -- доктор Хаммер, миллионер. Даже путевку ему первому послали, бесплатную, для рекламы. А он не приехал, сообщил телеграммой, что самолет его личный, Боинг кажется, не на ходу, ремонта требует. Надо, наверное, было в путевке написать, что и дорога бесплатная, за счет профсоюза. Хотели и доктора Гейла пригласить, но не решились. Слышала, что очень ему эти наши курортные дела не нравятся. Может завидует, он ведь до этого не додумался. Пробовали еще кого-то приглашать, но у них дела какие-то срочные, никак не смогли. Благодарят за приглашение, но не могут. Вот вы и будете теперь жить в этих апартаментах, посмотрите хоть, как у нас иностранцев встречают. Жить будете, как во дворце. Да, а в том дворце, что слева -- во Дворце культуры завтра для всех будет вводная лекция главврача «Психо-биологические аспекты влияния облучения на живые организмы». Это на вас, значит.

 

Правее нашего главного здания, то есть бывшего горкома, вы видите уютное здание бывшей музыкальной школы. Любители музыки там смогут послушать легкую и не очень легкую музыку, почитать стихи Чернобыльских авторов, послушать записи их песен. К сожалению, никто из этих авторов не откликнулся на наше приглашение принять участие в торжественном открытии курорта. Часть писем вернулась с надписями "Адресат выбыл". Куда же это он выбыл? Часть из них ответили, что "желания не имеют". Наверное не избавились еще от "радиофобии". За остальных члены семьи ответили, дескать трудновато им так далеко добираться».

 

Экскурсовод снова задумалась. И взгляд словно куда-то в даль направлен, прямо сквозь нас. Наверное в памяти кого-то перебирает. Может тех самых поэтов и певцов Чернобыльских? Мне вдруг показалось, что видел я где-то это лицо. Может быть тогда еще здесь в Припяти в эпоху "радиофобии"? Так и хотелось спросить. Но ... «А теперь мы проедем к плавательному бассейну "Лазурный". Нашим ученым - медикам удалось уникальный комплекс создать. В нем, как говориться, и приятное, и полезное. Для этого вода насыщается очень полезными радионуклидами, добываемыми "Комплексной экспедицией" из недров «Саркофага». Вот мы и подъезжаем к "Лазурному". Здесь вас встретит Главный специалист по лечению облучением Виктор Пантелеевич. Именно ему впервые удалось доказать, что радиация не только не вредит человеку, но даже и очень для него полезна. Вот за это его сюда и послали.

 

Он здесь у нас и Главный статистик: рентгены подсчитывает. Придумал какую-то "коллективную дозу". Да, от нее и зарплату ему начисляют. Что это за штука такая? Ну, вот, например, я получаю сто рублей, а соседка в ресторане работает, а в среднем мы обе даже очень хорошо живем. Вот такая это и "коллективная доза". Следите, чтобы наш Главный специалист не приписал вам лишнего. Ведь работа у него сдельная. А если вы много наберете, вас из зоны, ой, извините, из санатория могут вывести: мол, сам набрал, дай и другим набрать.

 

Этот наш Главный и тогда рентгенами распоряжался: нормы придумывал, методику подсчета изобрел. Остроумная методика, в ней и с высшим образованием, даже математик не очень-то разберется. Это вам не арифметика. Сколько бы ни набрал человек, а он посчитает, поразмыслит -- и все в порядке получается. Даже чуть-чуть ниже нормы. Но не выше! Вот возвращается человек "с дела", а "карандаш", это такой прибор вроде авторучки только толще, рентгены считает, показывает, например, пять рентгенов. И все честь по чести: два пишут, а три в уме. Все запоминает, все учитывает. Говорят, много он тогда "в уме" понаоткладывал. Но зато благодаря ему почти ни у кого и нет переоблучения. Нет, были, конечно, что и больше, но эти уж как-то мимо него проскочили. Пусть сами на себя и пеняют. Способный человек, на все способный, его и начальство за это очень ценило.

 

А здесь пришлось ему полностью перестраиваться. Первое время часто ошибался, старался побольше в уме отложить, поменьше записать. Потом … даже обсчитывать научился.

 

Вот с ним вы сейчас и познакомитесь. Он вас будет облучать в естественных условиях «Саркофага», а добавит кому сколько надо в лазурной воде "Лазурного".

 

Наша же экскурсия на этом кончается.

Спасибо за внимание».

 

 

Эпилог.

 

Автобус мягко затормозил и остановился на повороте к бассейну. Наша экскурсовод как-то без энтузиазма кивнула нам на прощание и медленно вышла из автобуса. Я наблюдал за ее осторожной, медлительной походкой, видно, много повидавшего на своем веку человека, пока автобус не свернул на площадку к бассейну.

 

И только тогда я вспомнил эту женщину. Давно, в 1987 году видел я ее во Всесоюзном научном центре радиационной медицины в Киеве. Вспомнил ее еще совсем молодое лицо со словно бы вымученной улыбкой. Не прекращались у нее боли в области печени и почек. И все сетовала она, сидя в столовой:

«Ничего есть не могу. А раньше, до аварии ела все подряд. Никогда и ничем не болела. А теперь вот еле ползаю. Тогда, в то утро долго по лесу бродили. (Это ведь уже потом этот лес «рыжим» назвали). А тогда: Весна, Солнце! Какие же леса вокруг нашей Припяти! Не хотелось домой возвращаться. Знала бы, что в ту ночь на станции случилось, дома бы отсиделась. Но разве же кому-то мы были нужны? Да, и сейчас никому не нужны".

 

С трудом сдерживаемая слеза скатилась по щеке женщины.

Внезапная острая боль? Или долго копившаяся ноющая обида? Скорее всего и то, и другое. Обидно, что в то время мы еще не знали, что радиация так полезна!

 

Думали ведь, что опасна она для здоровья, вот и отдуваемся теперь -- болеем!

 

 

г.Припять, ЧАЭС, 1988г.


 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.