Финансовые ресурсы, их виды, источники, факторы роста.
Финансовые ресурсы — это только часть денежных ресурсов, используемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также хозяйствующими субъектами, населением. Помимо финансовых ресурсов денежные ресурсы включают кредитные ресурсы, денежные доходы населения, оборотные средства предприятий.
В теории и на практике финансовые ресурсы подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет, внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды предприятий).
Финансовые ресурсы создаются в процессе распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Источники формирования финансовых ресурсов общества следующие:ВВП;национальный доход;денежные доходы организаций, прежде всего прибыль;аморт. отчисления, образуемые за счет части стоимости основных произв. фондов;отчисления предприятий в гос.внебюдж.соц. фонды, имущ. и личного страхования;заемные и привлеченные средства (в виде кредитов банков, коммерч. кредитов);поступления от населения (налоги и т.п.);дох.от внеш. операций, внеш.гос. кредитов и заимствований, доходов по ц.б., приобретенным на внешнем финансовом рынке.
Состав финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов складывается под воздействием следующих факторов:сферы деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера);испособа ведения хозяйства (на коммерческой или некоммерческой основе);организационно-правовой формы;отраслевых особенностей.
К основным источникам формирования финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов относятся собственные, заемные и привлеченные средства.
К заемным и привлеченным источникам относятся:долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и организаций;бюджетные субсидии;иностранные инвестиции.
Важным фактором роста финансовых ресурсов является повышение производительности общественного труда, что выражает относительное увеличение национального дохода в процессе воспроизводства, а также ведет к росту финансового результата экономической деятельности.Следующий фактор - это пропорции деления валового общественного продукта на фонд возмещения материальных затрат и произведенный национальный доход. Снижение доли материальных затрат в совокупном общественном продукте- материалоемкости - является фактором, способствующим увеличению произведенного национального дохода- основного источника финансовых ресурсов.
Направления использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Пути повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
Финансовые ресурсы — это часть денежных ресурсов, находящихся в собственности или распоряжении государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов и используемых ими на цели расширенного воспроизводства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и для выполнения государством и органами местного самоуправления возложенных на них функций и задач.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального назначения. Фондовая форма использования финансовых ресурсов имеет некоторые преимущества: обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики, дает возможность полнее увязывать общественные и личные интересы и активнее воздействовать на производство. В условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты разных уровней и государственные внебюджетные социальные фонды.
Финансовые ресурсы коммерческой организации используются по следующим направлениям:на выплату налогов и сборов в бюджетную систему страны; уплату процентов за пользование кредитом;погашение ссуд;страховые платежи;благотворительные цели;спонсорство и др.
Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания по следующим направлениям:расходы на оплату труда служащих иэксплуатацию помещения;расходы на приобретение оборудования;капитальные вложения;другие.
Общегосударственные вопросы: Национальная оборона;Национальная экономика;ЖКХ;Охрана окружающей среды;Образование;Здравоохранение;Социальная политика; Обслуживание государственного и муниципального долга;
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов, прежде всего, связано с осуществлением преобразований в области бюджетного процесса. Базовый перечень принципов (компонентов) эффективного и ответственного управления общественными финансами включает в себя финансовую прозрачность;стабильность и долгосрочную устойчивость бюджетов;эффективную и справедливую систему межбюджетных отношений; бюджетирование, ориентированное на результаты; эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг
3. Финансовая система России, характеристика ее сфер и звеньев.Перспективы развития финансовой системы России. Финансовая система включает в себя две сферы: централизованные финансы и децентрализованные финансы. Централизованные финансы включают в себя государственныеи муниципальные финансы. На федеральном уровне и уровне субъектов Федерации управление осуществляют федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Федерации. На местном уровне управление осуществляет население непосредственно и через выборные органы местного самоуправления. В целом государственные и муниципальные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций. В финансовой системе страны централизованные финансы представлены: бюджетной системой; государственным кредитом; муниципальным кредитом. Бюджетная система в Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти и они включает три уровня: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты (бюджеты органов местного самоуправления). Государственный и муниципальный кредит - это денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии. Децентрализованные финансы включают два крупных звена - финансы организаций и финансы домохозяйств. Финансов организаций ключевое место занимают: 1. Финансы коммерческих организаций. 2. Финансы некоммерческих организаций . 3. Финансы финансовых посредников - в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.
Главную роль в развитии российской финансовой системы, должно сыграть улучшение информационного обеспечение финансового рынка и его сегментов: необходимо создать разветвленную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти соответствующего инвестора, инвестору – долг для эффективного размещения своих средств и, возможно, его рефинансирование, не затрачивая на это избыточного времени и средств.
Финансы субъектов хозяйствования, особенности их организации в разных сферах деятельности и отраслях экономики.
Часть организаций в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, они являются коммерческими. Некоммерческие орг.: для удовлетворения потребностей населения в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Кроме юридических лиц участниками товарного производства могут выступать и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы ЗАО, ОАО, финансы хозяйственных товариществ, финансы ООО, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.
Бюджетные учреждения обеспечивают население необходимыми социальными услугами в сфере образования, здравоохранения и т.п. Специфика функционирования финансов бюджетных учреждений обусловлена тем, что одним из основных источников их финансовых ресурсов являются бюджетные средства, именно это обеспечивает тесную взаимосвязь финансов бюджетных учреждений со сферой государственных и муниципальных финансов; механизм функционирования их финансовых ресурсов дополнительно регламентируется бюджетным законодательством.
В настоящее время индивидуальными предпринимателями могут выступать юристы, врачи, детективы, фермеры, граждане, осуществляющие свою деятельность в сфере розничной торговли, и т.д. Их финансовые отношения специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.
Особенности финансов организаций различных организационно-правовых форм и отраслей экономики
Финансы организаций (предприятий) представляют собой совокупность денежных отношений, опосредующих экономические отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, формированием финансовых ресурсов, осуществлением инвестиционной деятельности.
Экономическое содержание финансов в капитальном строительстве.
1. Для строительного производства характерен более продолжительный производственный цикл, что влияет на объем незавершенного производства, покрываемый оборотными средствами. Поэтому в структуре оборотных средств большой удельный вес занимает незаверенное производство.
2. Строительство объектов осуществляется в различных климатических и территориальных зонах, что отражается на их индивидуальной стоимости и приводит к неравномерному поступлению выручки от сдачи выполненных работ заказчику.
3. Финансирование строительства производится в пределах сметной стоимости, которая устанавливается на основе договоров на строительство с заказчиками, а также договоров, заключенных с поставщиками материально-технических ресурсов.