Известно, что мокрые, залитые водой или покрытые слякотью, снегом или льдом искусственные покрытия становятся скользкими как для пешеходов, так и для транспортных средств; однако до сих пор отсутствует полное понимание действия физических сил, вызывающих это явление, которое, в свою очередь, может приводить к дорожно-транспортным происшествиям. То же самое касается и эксплуатации воздушных судов на рабочей площади маневрирования. Именно поэтому с конца 1940-х годов в авиации было издано множество документов по вопросам сцепления.
При покрытии взлётно-посадочной полосы слоем воды, слякоти, снега и льда условия торможения ухудшаются пропорционально ухудшению сцепления колёс самолёта с поверхностью полосы. ВС обладают высокими скоростями посадки и взлета, и в некоторых случаях длина ВПП, требуемая для посадки или взлета, приближается к критической по отношению к располагаемой длине ВПП. Кроме того, при наличии бокового ветра в таких эксплуатационных условиях может быть ухудшена путевая управляемость воздушного судна. Инциденты и авиационные происшествия, связанные с выкатыванием за пределы ВПП воздушного судна или с его боковым выкатыванием с ВПП, показывают, что во многих случаях основной причиной или по крайней мере сопутствующим фактором являются недостаточные характеристики сцепления на ВПП воздушного судна.
В настоящее время не существует общепризнанных процедур разработки методов и средств применения устройств измерения сцепления. Государства пошли по пути разработки таких методов и средств в привязке к местным условиям и располагаемому парку устройств измерения сцепления. В результате способы измерения и сообщения различаются с точки зрения:
- политики;
- методов;
- параметров.
Эти различия могут вызывать путаницу и приводить к ситуации, когда различные службы отрасли будут говорить «на разных языках», думая при этом, что говорят на одном. Обилие информации, порой неверной и противоречивой, зачастую приводит эксплуатантов в замешательство. Роль служб аэронавигационной информации и организации воздушного движения заключается в том, чтобы своевременно распространять эту информацию в соответствии со стандартизированными форматами и процедурами, установленными для международного применения.
СОСТОЯНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ВПП
На лётно-технические характеристики любое отличное от сухого состояние ВПП влияет следующим образом:
· твёрдые компоненты (утрамбованный снег и лёд) уменьшают силу сцепления колёс с поверхностью полосы;
· жидкие и мягкие компоненты (вода, слякоть, рыхлый снег) уменьшают силу сцепления колёс с поверхностью полосы и создают сопротивление вращению колеса, а также могут привести к глиссированию.
В авиационной терминологии приняты следующие характеристики состояния взлётно-посадочной полосы (ВПП):
Сухая ВПП (Dry runway)
Сухой ВПП является та, на которой в пределах предусмотренной для использования длины и ширины отсутствуют загрязнители или заметные следы влаги.
Загрязненная ВПП (Contaminated runway)
ВПП считается загрязненной, когда более 25 % площади поверхности ВПП (независимо от того, являются ли эти участки изолированными или сплошными) в пределах предусмотренной для использования длины и ширины покрыто:
- слоем воды или слякоти толщиной более 3 мм (0,125 дюйма);
- лужами, т.е. стоячей водой (standingwater) - это может быть в условиях ливневого дождя и/или неэффективности дренажной системы, когда глубина воды превышает 3 мм;
- слякотью (slush) - вода перемешанная со снегом, которая разбрызгивается, если резко наступить на неё - образуется обычно при температуре около 5°С и её плотность примерно равна 0,85 кг/литр;
- слоем рыхлого снега толщиной более 20 мм (0,75 дюйма); или
- мокрым снегом (wet snow) - снегом, из которого легко слепить снежок, при этом плотность такого снега составляет примерно 0,4 кг/литр;
– слоем уплотненного снега или льда, включая мокрый лед.
- сухим снегом (dry snow) - снегом, который переносится порывами ветра или рыхлым снегом, который рассыпается при попытке слепить из него снежок, а плотность такого снега составляет примерно 0,2 кг/литр;
- утрамбованным снегом (compacted snow) — снег, который утрамбован и обычно имеет коэффициент сцепления 0,2;
- льдом (ice) - коэффициент сцепления льда составляет 0,05 или ниже.