Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Российская Федерация и субъекты РФ как субъекты финансового права



Общие ха­рактеристики этих субъектов в качестве субъектов финансового права в значительной мере производны от характеристик государ­ства. В связи с этим государство можно рассматривать как обоб­щенный субъект финансового права.

Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Кон­ституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

Компетенция государства в области финансовой деятельнос­ти выражается чаще всего в его суверенных правах в этой области, к которым, в частности, относятся: право на установление нало­гов, утверждение бюджетов (федерального и субъектов Федера­ции) и др. Следовательно, государство, будучи субъектом финан­сового права, чаще всего выступает как властвующий субъект, т.е. суверен. Однако одновременно государство часто выступает в качестве государства-собственника, т.е. казны1. Это обусловлено тем, что суверенные права государства в области финансовой де­ятельности затрагивают, прежде всего, бюджет, государственные внебюджетные фонды, которые являются составной частью каз­ны. Казна же в соответствии со ст. 214 ГК РФ есть государственная собственность.

К числу суверенных прав Российской Федерации относятся, прежде всего, ее материальные бюджетные права. Это следует из ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральный бюджет, а также из ряда статьей Бюджетного кодекса РФ, раскрывающих права Российской Федера­ции на федеральный бюджет.

К материальным бюджетным пра­вам Российской Федерации относятся:

а) право на собственный бюджет;

б) право на получение бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

в) право на использование бюджетных средств;

г) право на распределение бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

д) право на образование и ис­пользование в рамках бюджета целевых или резервных фондов.

Эти права зафиксированы в БК. Суверенные права Российской Фе­дерации на собственный бюджет есть одновременно и право го­сударственной собственности, ибо согласно ст. 214 ГК РФ сред­ства соответствующего бюджета составляют государственную казну.

Исходя из этого Российская Федерация, являясь субъектом материальных бюджетных прав, выступает одновременно как го­сударство-суверен и государство-казна.

Исходя из ст. 71 Конституции РФ к суверенным правам Рос­сийской Федерации в сфере финансовой деятельности следует от­носить не только материальные бюджетные права, но и процес­суальные. Эти права Российской Федерации неразрывны между собой. Права Российской Федерации на получение, распределе­ние, использование бюджетных доходов определены, ограничены и т.д. ежегодно принимаемым законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год, который как раз и является ре­зультатом реализации процессуальных бюджетных прав Россий­ской Федерации на рассмотрение, утверждение федерального бюд­жета и отчета о его исполнении. А.В. Мицкевич и P.O. Халфина, занимавшиеся проблемами государства как субъекта права, под­черкивали, что в праве на утверждение бюджета и отчета о его исполнении находит выражение государственный суверенитет. В связи с этим Российская Федерация в целом является субъектом права на рассмотрение и утверждение бюджета, а также от­чета о его исполнении.

Помимо отмеченного. Российская Федерация в целом должна признаваться субъектом финансового права в отношении права на установление федеральных налогов и сборов.В этих случаях Российская Федерация реализует свои суверенные права, что сле­дует из ст. 71 и 72 Конституции РФ, которая относит к ведению Российской Федерации федеральные налоги и сборы.

Российская Федерация в целом должна рассматриваться как субъект финансового права и в случае взимания, а также взыс­кания федеральных налогов и сборов. В Российской Федерации право государства на взимание налогов и сборов не зафиксировано в Конституции РФ. О его существовании можно сделать вывод при анализе ст. 1 и 2 Налогового кодекса РФ, где записано, что «настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет...» (п. 2 ст. 1), а «законодательство о нало­гах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федера­ции...» (п. 1 ст. 2). Под взиманием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерации требовать уплаты налогов и сборов от субъектов, обязанных их уплачивать.Это право государства проявляется в налоговой обязанности,где у налогоплательщика существует обязанность уплатить налог, а у государства право требовать его уплаты. Право Российской Феде­рации на взыскание налогов и сборов также не зафиксировано в Конституции РФ, но его наличие можно предположить из анализа ст. 45, 46 ПК РФ. Под взысканием федеральных налогов и сборов следует понимать право Российской Федерациив целом на при­менение мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

Права Российской Федерации на взимание и взыс­кание налогов и сборов производны от ее суверенного права на установление налогов и сборов, и также являются суверенными. Они не принадлежат и не могут принадлежать никому другому, а потому должны рассматриваться как проявление верховенства государства по отношению ко всем другим властям, которые воз­никают в процессе жизнедеятельности общества. Не случайно французский ученый П.М. Годме отмечает, что право взыскивать налоги всегда было частью суверенных прав, так же как чеканка монеты и отправление правосудия. А право взимания налогов за­креплено в конституциях ряда развитых стран. Например, соглас­но Конституции Французской Республики (1958 г.) взимание на­логов является прерогативой государства в лице Парламента, ко­торый устанавливает «ставки и способы взимания всякого рода налогов» (ст. 34), а также дает Правительству разрешение на взи­мание налогов (ст. 47). По Конституции США, Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги (раздел 8, поправка XVI).

Российская Федерация в целом выступает субъектом финан­сового права и в сфере государственного кредита. Это непосред­ственно следует из ст. 89 и ч. 1 ст. 97 БК РФ, где указано, что в результате государственных заимствований возни­кают долговые обязательства Российской Федерации. К финансо­вым правам Российской Федерации следует отнести ее право на выпуск государственных ценных бумаг и определение порядка их выпуска, обращения и погашения; право на производство затрат по размещению, выплате доходов и погашению долговых обяза­тельств за счет средств федерального бюджета. При этом назван­ные права Российской Федерации не являются ее суверенными правами, ибо право Российской Федерации на выпуск государст­венных ценных бумаг не представляет ничего исключительного и может быть сравнимо с любым другим правом субъекта граж­данского оборота. Вместе с тем право Российской Федерации на производство затрат по размещению, выплате доходов и погаше­нию долговых обязательств за счет средств федерального бюджета (казны) является правом государственной собственности. Поэтому в данном случае, являясь субъектом финансового права Россий­ская Федерация выступает как собственник» т.е. казна.

Помимо всего отмеченного Российская Федерация в целом яв­ляется субъектом финансового права, в отношении права денеж­ной эмиссии. Денежная эмиссии согласно ст. 71 Конституции РФ является суверенным правом РФ. Кроме того, денежная эмиссия является составной частью финансовой деятельности государства, ибо последняя опирается на денежную систему.

Субъектом финансового права является не только Россий­ская Федерация. т.е. государство в целом, но и государство в своих частях, т.е. субъекты РФ, которые также наделены компетен­цией в сфере финансовой деятельности государства, также реали­зуют суверенные права государства в этой сфереи за которыми согласно ст. 214 ГК РФ закреплено право государственной собст­венности на бюджетные средства. Аналогично федеральному уров­ню, субъекты РФ являются субъектами финансового права в от­ношении материальных бюджетных прав, а также прав на рас­смотрение и утверждение бюджета. Кроме того, субъекты РФ яв­ляются субъектами финансового права в отношении прав на ус­тановление региональных налогов и сборов, а также ряда прав в сфере государственного кредита, аналогичных правам РФ.

Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоот­ношения. В этом случае они становятся субъектами этих финан­совых правоотношений и выступают в лице определенных госу­дарственных органов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.