Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификации финансово-правовых норм



Финансово-правовые нормы весьма разнообразны. Их класси­фикация важна для понимания особенностей финансово-правового регулирования и уровня развития финансового законодательства.

1. В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

- К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общест­венных отношений путем предоставления их участникам прав и воз­ложения на них обязанностей.

Основная масса финансово-право­вых норм — регулятивные, поскольку финансовое право не явля­ется сугубо охранительной отраслью права, а призвано прежде всего отрегулировать определенную группу отношений, т.е. закре­пить их, упорядочить деятельность субъектов в этих отношениях и т.д. К регулятивным финансово-правовым нормам, в частности, относятся нормы ст. 51, 56 Налогового кодекса РФ, закрепляющие порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов без­вестно отсутствующего или недееспособного физического лица; определяющие порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.

- К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения. Число охранитель­ных норм в финансовом праве постепенно увеличивается, что свя­зано с необходимостью установления, а в ряде случаев повыше­ния, ответственности субъектов финансовых правоотношений за свои действия. К охранительным нормам относятся, в частности, нормы гл.16 НК РФ, предусматривающие ответственность за различные виды налоговых правонарушений.

Регулятивные и охранительные нормы финансового права тесно взаимосвязаны друг с другом. Охранительные в известной мере производны от первых регулятивных, так как они устанав­ливают ответственность за нарушение обязанностей, предусмот­ренных регулятивными нормами.

2. Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовые нормы.

- Обязывающие финансово-правовые нормы — это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные поло­жительные действия. Большинство финансово-правовых норм — обязывающие. Очень часто они формулируютсяв финансово-пра­вовых актах в виде прямых обязательных предписаний. Напри­мер, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах». Все чаще обязывающие финансово-правовые нормы внешне объ­ективируются в законодательстве в нейтральной формулировке. Например, в норме ст. 121 БК РФ обязанность Минфина по веде­нию долговой книги сформулирована так: «Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения соответствующего обязательства.».

- Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, ука­занных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми орга­нами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Запрещающие финансово-правовые нормы встреча­ются в финансовом законодательстве не часто. Это связано с тем, что отношения, возникающие в процессе финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований, не могут разви­ваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъек­тов, т.е., за счет обязанности по уплате налога, по выделению бюд­жетных ассигнований и т.д. А запреты с юридической стороны выражаются в юридических обязанностях пассивного содержа­ния, т.е. в обязанностях воздерживаться от совершения действий. Поэтому, в отличие от обязывающих финансово-правовых норм, запрещающие нормы не могут обеспечить цели финансово-право­вого регулирования.

- Управомочивающие финансово-правовые нормы — это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нор­мы, но по своему усмотрению.

Существует два вида управомочивающих финансово-право­вых норм.

Для первого вида этих норм характерно, что возмож­ность их реализации (или не реализации) зависит исключитель­но от воли субъектов финансового права. Главным образом к та­ким субъектам относятся налогоплательщики. Однако в послед­ние годы круг таких субъектов расширяется.

Для второго вида управомочивающих финансово-правовых норм характерно то, что субъект права имеет определенную сво­боду в выборе средств, времени и т.д. реализации этой нормы, однако эта норма в любом случае должна быть им реализована. Речь идет здесь о финансово-правовых нормах, закрепляющих компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления через установление прав этих органов. Например, нормы ст. 31 БК РФ закрепляют принцип самостоятельности бюд­жетов через права органов государственной власти и местного самоуправления в области бюджета. Эти права являются компетенционными, а значит, они одновременно становятся и обязан­ностями для данных органов.

3. Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую операцию они выполняют в про­цессе правового регулирования, т.е. на чем они специализируют­ся.

В связи с этим в науке выделяются так называемые специа­лизированные нормы. Они не являются самостоятельной норма­тивной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам.

Су­ществуют следующие виды специализированных норм в финан­совом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; колли­зионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

- Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фик­сируют определенные элементы регулируемых отношений. К ним относится норма ч. 1 ст. 2 НК РФ, определяющая общие признаки отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

- В нормах дефинициях в обобщенном виде закрепляются при­знаки какой-либо финансово-правовой категории. Большое число норм-дефиниций содержится в НК РФ. В частности, такова норма ст. 8 НК РФ, закрепляющая понятие налога и сбора. Такие же нормы содержатся в ст. 6 БК РФ. Ими определяются понятия бюд­жета, бюджетной системы РФ, субвенции, дотации и т.д.

- В нормах-принципах сформулированы основные начала бюд­жетного, налогового и другого законодательства, финансовой де­ятельности тех или иных государственных органов и органов местного самоуправления. Такие нормы закреплены в ст. 3 НК РФ, определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах.

- Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступ­ление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Россий­ской Федерации» от 17 июля 1998 г.

- Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на за­коны, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). Коллизионной явля­ется норма, содержащаяся в ст. 7 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Она сформулирована так: «Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Феде­рации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, опре­деленный статьей 2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса и подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса».

Кодификация финансового законодательства, проведенная в 1998 г., естественно привела к увеличению числа специализиро­ванных финансово-правовых норм.

- Заметное место в системе финансово-правовых норм отводится рекомендательным нормам. Рекомендательные нормы представ­ляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в за­коне о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год ре­комендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации. Увеличение числа рекомендательных норм в современных условиях обусловлено проведением в жизнь поли­тики федерализма, реализацией курса на финансовую децент­рализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

4. Финансово-правовые нормы, помимо всего отмеченного, клас­сифицируются по объему действия на общие и специальные.

- об­щими являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными — нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода.К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а

- специальны­ми — нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налоговых отношений.

5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Феде­рации; б) на территории соответствующего субъекта Россий­ской Федерации; в) на территории соответствующего муници­пального образования. Соответственно, первые содержатся в пра­вовых актах представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, вторые — в аналогичных правовых актах субъектов Федерации, а третьи — в правовых актах органов мест­ного самоуправления.

6. По времени действия финансово-правовые нормы подразделя­ются на общие и временные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.