1. Простая гипотеза - описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией.
2. Составная гипотеза - включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы.
3. Альтернативная гипотеза - также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.
По наличию либо отсутствию условий:
1. Положительная - диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий.
2. Отрицательная - диспозиция вводится в действие при отсутствии указанных в гипотезе условий.
По степени конкретизации обстоятельств:
1. Абстрактная - в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие.
2. Казуистическая - перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.
2. Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обязанности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии соответствующих условий, и гораздо реже — через права.
Например, практически во всех актах, устанавливающих платежи в государственные и муниципальные фонды, предусмотрены нормы, в диспозиции которых установлена обязанность по своевременной уплате налогов, сборов, пошлин в указанные для данного платежа сроки.
В другом случае диспозиция определяет право на предоставление льгот по платежам органов, утверждающих финансовый план; либо предоставляет выбор финансовой санкции за нарушение в пределах, установленных мер ответственности.
Для финансово-правовой нормы характерна определенность диспозиции, предписывающая своим субъектам конкретные права и обязанности. Этим исчерпывающим образом определяется их поведение, исключается произвольное усмотрение заинтересованных лиц.
Императивность нормы и формы проявления категоричности ее предписаний реализуются именно в диспозиции финансово-правовой нормы.
Классификация норм права по их диспозициям
Это позволяет по характеру содержания императива в диспозиции подразделить нормы на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие совершать определенные ими действия.
- Обязывающие нормы предписывают совершить названные в них действия, указывают на конкретную обязанность органа государственной власти, местного самоуправления, юридического или физического лица. В частности, это обязанность выполнить налоговую повинность, представить декларацию о доходах, уплатить процент за ссуду, выдать налоговое извещение. Это, строгая необходимость хранить и совершать операции с иностранной валютой через уполномоченные банки, застраховать пассажира, выделить сумму дотации или трансферта для сбалансированности бюджета, обеспечить финансирование объекта, расходовать средства по целевому назначению, соблюдать сроки налоговых платежей. Обязывающих норм в финансовом праве большинство и они определяют представительно обязывающий характер данной отрасли права.
- Запрещающие нормы указывают на недозволенность совершения конкретных действий или их прямой запрет. Как правило, это обязанность воздержания от действий, влекущих правонарушение или от нарушения пределов дозволенного поведения. Нельзя скрывать доходы и объекты налогообложения, совершать наличные операции с иностранной валютой, начинать финансирование без утверждения бюджетной росписи. Нельзя предоставлять индивидуальные налоговые льготы, если иное не предусмотрено законом, а также изымать у нижестоящих бюджетов дополнительно полученные в финансовом году доходы. Запрещено устанавливать налоги, имеющие обратную силу и ухудшающие положение налогоплательщика и т. д.
- Уполномочивающие нормы финансового права предоставляют субъекту самостоятельную возможность совершения конкретных действий в сфере финансов, но в установленных рамках. Например, предоставлять льготы в пределах сумм, поступающих в собственный бюджет; устанавливать налоги в пределах, определенных налоговым законодательством; расходовать прибыль после уплаты налогов; самостоятельно исчислять налоги в соответствии с указанными ставками и льготами. Таким образом, речь идет об императивности нормы за рамками предоставленной самостоятельности, и волевом установлении рамок свободного поведения.
По способу изложения:
1. Прямая диспозиция - вся "информация" присутствует в самой диспозиции.
2. Ссылочная диспозиция - переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция.
3. Бланкетная диспозиция - не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.
По содержанию:
1. Простая - такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение.
2. Описательная - подробно описывает устанавливаемое отношение.
3. Санкция финансово-правовой нормы — та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.
Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции.
Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.
Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют право-восстановительный и карательный (штрафной) характер. К право-восстановительным санкциям относится пени, к карательным (штрафным) санкциям — штраф. Чаще всего при нарушении финансово-правовых норм применяются одновременно правовосстановительные и карательные (штрафные) санкции.
В-третьих, денежные средства, получаемые в результате примененияфинансово-правовых мер государственного принуждения, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды.