Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Равновесие фирмы в долгосрочном периоде



До сих пор речь шла о поведении конкурентной фирмы в краткосрочном периоде, когда капитал, которым располагает фирма, является фиксированным, т. е. фирма может варьировать количеством рабочих, не изменяя своей производственной мощности. В долгосрочном периоде фирма может сколько угодно увеличивать или сокращать объем производства, она может вообще закрыться, т. е. выйти из отрасли, точно так же, как новые фирмы могут войти в данную отрасль. Это обстоятельство обуславливает иной подход к установлению равновесного положения фирмы в длительном периоде, чем в коротком. Если в коротком периоде фирма может, находясь в положении равновесия, получать положительную прибыль или, наоборот, нести убытки, то в длительном периоде фирма, оптимизируя выпуск своей продукции, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль.

Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, укажем причину, которая побуждает фирмы покинуть отрасль или войти в нее. Это стимул получения положительной прибыли. Вхождение фирмы в отрасль вызывает следующую цепь событий: приток ресурсов в отрасль - увеличение выпуска продукции - рост рыночного предложения (сдвиг кривой предложения вправо) - снижение рыночной равновесной цены - исчезновение положительной прибыли (или возникновение убытков при чрезмерном росте предложения) - выход фирмы из отрасли - сокращение выпуска продукции - сокращение рыночного предложения (сдвиг кривой предложения в обратную сторону, влево) - повышение равновесной цены - возникновение положительной прибыли и т.д.

Таким образом, отраслевое равновесие непрерывно нарушается и автоматически восстанавливается. Оно наступает тогда, когда все фирмы получают нулевую прибыль и ни у одной из них нет стимула менять свое положение на рынке. Этот механизм характеризует «невидимую руку рынка», о которой говорил Адам Смит.

Но нулевую прибыль, как указывалось выше, фирма получает тогда, когда достигается равенство Р = АТС (Average Total Cost) , т.е. цена равна средним общим издержкам, которые в длительном периоде совпадают со средними переменными издержками, так как постоянные издержки отсутствуют. Следовательно, равенство Р = МС являемся необходимым, но недостаточным условием равновесного положения фирмы в длительном периоде.

 

Р = МС = АТС - условие равновесия конкурентной фирмы в длительном периоде.


Может ли фирма получать положительную экономическою прибыль? Она может возникнуть из-за неравномерности распространения достижений научно-технического прогресса, ее получают временно фирмы-пионеры, которые, используя те или иные инновации, снижают средние издержки ниже среднеотраслевого уровня. Однако прибыль исчезает, когда инновации распространяются по всей отрасли и происходит снижение среднеотраслевого уровня издержек до уровня издержек у фирм-пионеров. Затем прибыль может возникнуть снова на тех же или иных фирмах вследствие использования других инноваций. Таким образом, происходит постепенное снижение уровня средних издержек, т. е. повышение отраслевого уровня эффективности производства, ниже которого наблюдается банкротство фирм.

В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать прибыль только определенное время. В долгосрочном плане ни одна фирма ни в одной отрасли не смогла бы получить больше, чем нормальную прибыль. Экономическая прибыль неизбежно приводит в действие механизм перераспределения ресурсов (в форме межотраслевого движения капитала фирмы), который, в конечном счете, сводит ее до нуля. Все фирмы отрасли получат нулевую прибыль, а каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: рыночная цена равна долгосрочным средним издержкам производства и предельным издержкам.

Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену соответствующим этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы были выше цены (АС>P), то любая продукция была экономически убыточной и фирмы вынуждены покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были бы ниже кривой спроса и соответственно цены (АС<P), это означало бы кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства приносящий сверхприбыль. Таким образом кривые только касаются друг друга, что создает ситуацию длительного равновесия ни прибыли, ни убытков (Рис.5.5.) Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену соответствующим этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы были выше цены (АС>P), то любая продукция была экономически убыточной и фирмы вынуждены покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были бы ниже кривой спроса и соответственно цены(АС<P), это означало бы кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства приносящий сверхприбыль. Таким образом кривые только касаются друг друга, что создает ситуацию длительного равновесия ни прибыли, ни убытков (Рис.5.5.)

В условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство MR=MC=P=AC.

1) Р = MC=AC

2) Р = MR

Равновесие отрасли в длительном периоде установится только тогда, когда цена совпадет с минимумом средних затрат. Когда цена установится на уровне Pl, процесс приспособления предложения к спросу закончится и цена стабилизируется.

 

Если равновесная цена, сложившаяся на отраслевом рынке, выше средних издержек и фирмы получают сверхприбыль, то это стимулирует появление новых фирм в прибыльной отрасли. Приток новых фирм расширяет отраслевое предложение. Увеличение предложения товара на рынке ведет к снижению цены. Понижающиеся цены «съедают» сверхприбыли фирм.

Продолжая падать, рыночная цена постепенно опускается ниже средних издержек фирм отрасли. Появляются убытки, что «гонит» убыточные фирмы из отрасли. Заметим, с рынка уходят те фирмы, которые не способны принять меры по снижению из­держек. Таким образом, избыточное предложение в отрасли со­кращается, а в ответ на это цена на рынке снова начинает повышаться.

Итак, в долгосрочном плане отраслевое предложение изменя­ется. Это происходит за счет роста или уменьшения числа участ­ников рынка. Цены движутся то вверх, то вниз, каждый раз про­ходя через такой уровень, при котором Р = АС. В этой ситуации фирмы не несут убытков, но и не получают сверхприбыли. Такая долгосрочная ситуация называется равновесной.

В условиях равновесия,когда цена спроса совпадает со сред­ними издержками, фирма производит товары по правилу оптимизации на уровне MR= МС, т. е. выпускает оптимальный объем продукции.

Таким образом, равновесие характеризуется тем, что величи­ны всех параметров фирмы совпадают друг с другом:

AC = P = MR = MC.

Так как MR совершенного конкурента всегда равен рыноч­ной цене Р = MR, то условием равновесия конкурентной фирмы в отрасли является равенство

АС = Р = МС.

Положение конкурентной фирмы при достижении рав­новесия в отрасли показано на рис. 5.5. Рис. 5.5. Фирма в условиях равновесия в отрасли.

На Рис. 5.5. функция цены (рыночного спроса) Р на продук­цию фирмы проходит через точку пересечения функций АС и МС. Так как при совершенной конкуренции функция предель­ного дохода MR фирмы совпадает с функцией спроса (или це­ны), то оптимальному объему производства Q о соответствует равенство

АС= Р = MR= МС,

которое и характеризует положе­ние фирмы в условиях равновесия (в точке Е). Мы видим, что ни экономической прибыли, ни убытков фирма не получает в условиях равновесия, складывающегося при долгосрочных изменениях в отрасли.

 

Еще раз.
Однако что происходит с самой фирмой в долгосрочном плане, или периоде? Вспомним, что в долгосрочном периоде (LR - long-run period) постоянные издержки фирмы FC растут, когда растет ее производственный потенциал. В долгосрочном плане расширение масштабов фирмы при использовании соответствующих технологий дает эффект экономии от масштаба. Суть этого эффекта в том, что долгосрочные средние издержки LAС, снизившись после внедрения экономящих ресурсы технологий, перестают изменяться и по мере роста выпуска сохраняются на минимальном уровне. По исчерпании эффекта масштаба средние издержки вновь начинают расти.

Какой же масштаб фирмы наилучший? Очевидно, такой, при котором краткосрочные средние издержки достигают минимального уровня долгосрочных средних издержек (LAC). Ведь в результате долгосрочных изменений в отрасли рыночная цена устанавливается на уровне минимума LRAC.. Так фирма достига­ет долгосрочного равновесия. В условиях равновесия в долгосроч­ном плане минимальные уровни краткосрочных и долгосрочных средних издержек фирмы равны не только между собой, но и це­не, сложившейся на рынке. Положение фирмы в состоянии долгосрочного равновесия изображено на рис. 5.6.

Рисунок 5.6. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 


В долгосрочном плане равновесие конкурентной фирмы характеризуется тем, что оптимальный объем производства достигается при соблюдении равенства

P=MC=AC=LRAC.

В этих условиях фирма находит оптимальный масштаб производственных мощностей, т. е. оптимизирует долгосрочныйобъем выпуска.

Заметим, что экономические прибыли в условиях совершенной конкуренции носят краткосрочный характер. Находясь в состоянии долгосрочного равновесия, фирма получает только нормальную прибыль.

В таком положении средние и предельные издержки фирмы совпадают с равновесной ценой в отрасли, сложившейся при выравнивании общеотраслевого спроса и предложения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.