Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономическая конкуренция, ее сущность и функции



Глава 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции

 

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы по отношению друг к другу выступают как конкуренты.

Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу. Таким образом, между ними возникает соперничество, или, иначе говоря, конкуренция. Само это слово пришло к на из латинского языка, и его можно перевести как «состязание».

Экономическая конкуренция – это соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей или «за доллар потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, фактором установления рыночного равновесия, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Как объективная экономическая категория конкуренция выражает отношения борьбы или состязательности участников рынка за достижение своих экономических интересов.

 

Фирмы должны выбрать позициюв пределах отрасли. Это понятие включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции, а не только ее продукцию или то, на кого она рассчитана. Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество.

Конкуренция делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержкиотражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы, одержали победу над зарубежными конкурентами именно таким образом. Они выпускают сравнимые товары с очень низкими издержками, используя низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу, современную технологию и оборудование, купленные за рубежом или изготовленные по лицензии.

Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроительные фирмы конкурируют, используя стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.

Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов. Фирма с низкой себестоимостью продукции производит данную стоимость с меньшими затратами, чем конкуренты; у фирмы с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции выше, чем у конкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество напрямую связано с формированием национального дохода.

 

Суть конкуренции (по М. Портеру) выражается «пятью силами»:

1) угрозой появления новых конкурентов;

2) угрозой появления товаров или услуг-заменителей;

3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться;

4) способностью покупателей торговаться;

5) соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой.

К тому же ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен.

 

Конкуренция порождает конкурентный рынок. Эволюция конкурентного рынка прослеживается в его переходе от совершенно конкурентного рынка к несовершенно конкурентному. В историческом плане это совпадает с двумя крупными этапами развития конкуренции и форм конкурентной борьбы.

 

Первый этап – совершенная или свободная конкуренция. Он охватывает период с XVII в. до середины XIX в., т. е. период с начала утверждения капиталистических форм хозяйствования, появления массового товарного производства, основанного на первоначальном накоплении капитала и свободном предпринимательстве.

Второй этап – несовершенная конкуренция. Он начинается с середины XIX в. и продолжается по настоящее время. Порожденный объективными условиями, связанными с дальнейшим развитием самого капиталистического товарного производства, этот этап в наибольшей мере раскрывает суть и механизм конкуренции, а также ее последствия для экономики.

Очевидно ее значительное воздействие на всю экономику, где конкуренция проявляется в следующих важных функциях: стимулирующая, оптимизирующая, регулирующаяю, дифференцирующая.

1. Стимулирующая функция подталкивает товаропроизводителей к использованию достижений НТП, к получению экономической выгоды, что обязательно должно выразиться в максимизации прибыли.

2. Оптимизирующая функция заключается в том, что из множества предлагаемых вариантов хозяйственных решений хозяйствующий субъект может выбрать менее рискованный, наиболее приемлемый для себя вариант решения.

3. Регулирующаяфункция состоит в том, что конкуренция обеспечивает пропорциональность, определенное равновесие между сферами производства. Известно, что капиталы из малорентабельной, невыгодной сферы перемещаются в те отрасли, где лучше условия для получения большей прибыли.

4. Дифференцирующаяфункция ведет к расслоению членов общества по имущественному положению. В ходе конкуренции одни фирмы обогащаются, получая при этом значительные доходы, хорошие заработки, другие – разоряются, что приводит к безработице, нищете.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.