Отличительная чёрта первого уровня глобализации — сохранение почтительного расстояния между компанией и международным дистрибьютором, обслуживающим данную страну или регион. Компания продает товары (или передаёт для доставки потребителям) специалисту по международным операциям, который принимает на себя ответственность за сбор и исполнение заказов, организацию международной транспортировки, ведение документации, а также координацию таких видов деятельности, как маркетинг, управление запасами, выставление счетов и послепродажное обслуживание.
Преимущество – существенное сокращение риска для компании (посредник обеспечивает персонал и профессиональные навыки, необходимые для налаживания хозяйственных связей и ведения международных операций).
Недостаток – сокращение нормы валовой прибыли компании, а также ограничение ее контроля за движением продуктов и логистической деятельностью.
Самостоятельный экспорт.
На втором уровне глобализации компания накапливает опыт в международных транспортировках и ведении документации, координации этих видов деятельности и управлении ими. Однако она продолжает пользоваться услугами местного (на тех рынках, куда экспортируются товары) агента-дистрибьютора, который обеспечивает маркетинговые мероприятия, управление запасами, расчёты и послепродажное обслуживание. Таким образом, компания получает возможность увеличить с норму прибыли за счет расширения самостоятельных международных операций в процессе экспорта, но она по-прежнему полагается на помощь специалистов в маркетинге, продажах и обслуживании потребителей экспортированных товаров. Тот факт, что компания сама не занимается маркетингом и распределением продуктов на зарубежных рынках, уменьшает её восприимчивость к местным потребностям.
Самостоятельные зарубежные операции.
Характеризуется развитием зарубежных операций компании — маркетинга, продаж, производства и распределения. Создание предприятий и ведение бизнеса в той или стране увеличивают осведомленность компании о местных рынках и ее чувствительность к местным потребностям. Такое положение обычно называют присутствием на местном рынке. Однако на стадии самостоятельных зарубежных операций местные предприятия нередко используют методы работы, представителей руководящего персонала и оперативных работников материнской компании. Причина в том, что головному офису легче рассчитывать на правильное ведение международной деятельности, если за нее отвечают проверенные менеджеры. А поскольку на зарубежные рынки направляются менеджеры из страны материнской компании, первые шаги ее предприятий на этих рынках в значительной мере отражают образ действий, принятый в стране происхождения. Следовательно, на стадии самостоятельных зарубежных операций степень логистического контроля фирмы и ее чувствительность рыночным потребностям возрастают, однако операции эти все еще опираются на ценности, процедуры и методы работы, характерные для страны происхождения.
Укоренение бизнеса.
Типичная черта этого уровня — использование местных менеджеров, маркетинговых и торговых организаций, а также местных бизнес-систем. На этой стадии нужно, чтобы руководители из головной компании поддерживали решения местных менеджеров по поводу выбора процедур и работы предприятий. По мере укоренения бизнеса на том или ином рынке в управление им проникает хозяйственная философия страны пребывания, но все же ведущую роль продолжает играть исходная философия страны происхождения. Результаты деятельности отдельных зарубежных предприятий по-прежнему оцениваются по критериям и стандартам, принятым в материнской компании.