Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VII. Король. Исполнительная власть



«Никакое, даже самое совершенное правление не может существовать без хорошей исполнительной вла­сти. Счастье народа зависит от наличия справедливых законов, а действие законов зависит от их исполнения. Опыт показы­вает, что пренебрежение этой частью правления навлекало на Польшу много несчастий. Поэтому, гарантировав свободному польскому народу власть устанавливать для себя законы и силу надзора над всякой исполнительной властью, а также избрания чиновников и магистратур, высшую исполнительную власть мы пере-

даем королю и его совету, который будет называться стражем законов. Исполнитель­ная власть обязана точно соблюдать и исполнять законы. Она будет действовать там, где это разрешают законы, где зако­ны требуют надзора за принудительным взысканием и даже действенной помощи. Ей всегда должны повиноваться все ма­гистратуры, и в ее руки мы вкладываем право принуждения в отношении непо­слушных и халатно относящихся к своим обязанностям магистратур.

Исполнительная власть не имеет права устанавливать или толковать законы, вво­дить под каким бы то ни было названием налоги и поборы, производить государ­ственные займы, изменять произведенное сеймом распределение государственных доходов, объявлять войну, заключать мир, а также не имеет права окончательного заключения договоров или каких-либо дипломатических актов. Она может толь­ко вести временные переговоры с ино­странными государствами, а также ре­шать временные и текущие дела, необхо­димые для спокойствия и безопасности страны, о которых должна сообщить бли­жайшему собранию сейма. Польский трон объявляем выборным и фамильным и хо­тим всегда иметь его таковым.

Каждый король, вступая на трон, при­носит присягу богу и народу хранить на­стоящую конституцию, pacta conventa, ко­торые будут заключены с нынешним- электором Саксонским, как назначенным на трон, и которые будут обязывать его так же, как прежние. Особа короля — священ­на и неприкосновенна. Ничего сам не предпринимающий, он не может ни за что отвечать перед народом. Он должен быть не самодержцем, а отцом и главой наро­да, и таковым его признает и декларирует настоящая Конституция. Доходы в том виде, как они описаны в пактах конвен­та, и прерогативы, присущие трону и на­стоящей Конституцией гарантированные будущему электу, не могут быть наруше­ны. Все общественные акты, трибуналы, суды, магистратуры, монеты, печати должны носить имя короля. Король, которому должна быть оставлена всяче­ская власть делать добро, будет иметь право амнистии в отношении приговорен оных к смерти, кроме лиц, совершивших государственное преступление (in crinibus status). Королю будет принадлежать вер­ховное право распоряжаться вооруженны­ми силами страны во время войны и на­значать командующих войсками, однако с условием возможной смены их по воле народа. Его обязанностью будет также присваивать офицерские звания, назна­чать чиновников в соответствии с текстом закона, назначать епископов и сена­торов в соответствии с текстом закона, а также министров, как первых чи­новников исполнительной власти. Kopoлевская стража, или рада королевская, приданная королю для соблюдения, обеспечения и выполнения законов, будет состоять из: 1) примаса как главы поль­ского духовенства и как председателя эдукационной комиссии[1] могущего быть замененным в королевской раде первым ex ordine (по порядку) епископом; 2) пяти министров, т. е. министра полиции, мини­стра печати, военного министра, министра финансов, министра печати для иностран­ных дел; 3) двух секретарей, из которых один ведает протоколом стражи, а дру­гой — протоколом иностранных дел, оба без решающего votum (голоса). Наслед­ник трона, придя к совершеннолетию и принеся присягу в верности Конституции, может присутствовать на всех заседаниях рады (стражи), но без права голоса. Мар­шал сейма, будучи избран на два года, будет входить в число 'Присутствующих на заседании рады, без участия в ее реше­ниях, единственно для созыва Готового сейма. В том случае, когда он признал бы созыв Готового сейма настоятельно необ­ходимым, а король воспротивился бы его созыву, маршал обязан передать послам и сенаторам циркулярные (окульные) ли­сты, созывая их на Готовый сейм и ука­зывая на причины его созыва. Причины обязательного созыва сейма могут быть только следующие: 1) срочные обстоятель­ства, затрагивающие право народов, в особенности случаи войны с иностран­ным государством; 2) внутренние беспо­рядки, грозящие переворотом в стране или столкновением между магистратура­ми; 3) очевидная опасность повсеместного голода; 4) осиротелость отечества в ре­зультате смерти короля или опасной его болезни. Все резолюции будут рассматри­ваться в раде (страже) вышеперечисленным их составом. После того, как король вы­слушает все мнения, его суждение долж­но быть решающим, чтобы обеспечить единство воли в исполнении закона. Хотя каждая резолюция стражи (рады) будет исходить от имени и за подписью короля, она должна быть подписана одним из министров, входящих в состав стражи, и, будучи так подписана, должна являться обязательной и должна быть исполняема либо комиссиями или какими-либо испол­нительными магистратурами, но только в тех вопросах, которые явно не исключе­ны в настоящем законе. В случае, если ни один из министров, входящих в состав рады, не согласится подписать решения, король откажется от этого решения, а если будет настаивать на нем, маршал сейма в этом случае будет просить о со­зыве Готового сейма, и, если король бу­дет оттягивать созыв, маршал должен его совершить. Король имеет право как на-

значения всех министров, так и выделения одного из них от каждого отдела админи­страции в состав рады или стражи. Выде­ление в состав стражи производится на два года. Министры, выделенные в состав стражи (рады), в работе комиссий не участвуют. В случае если большинство в 2/3 обеих палат сейма при тайном голо­совании на совместном заседании потре­бует смены министра в страже или в пра­вительстве, король должен немедленно назначить на его место другое лицо.

Для лучшего функционирования ис­полнительной власти устанавливаем от­дельные комиссии, зависящие и подчинен­ные страже. Сейм будет выбирать в их состав комиссаров для ведения дел в течение срока, определенного законом. Эти комиссии следующие: 1) эдукационная комиссия, 2) комиссия по вопросам полиции, 3) комиссия по вопросам армии, 4) комиссия по вопросам финансов. Ни­жестоящие воеводские комиссии, установ­ленные на этом сейме и находящиеся в ведении стражи, будут получать прика­зы от вышеупомянутых промежуточных комиссий, каждая из них от соответствую­щей ей, в зависимости от объекта их власти и обязанностей».

VIII. Судебная власть

«Судебная власть не может быть осу­ществляема ни законодательными органа­ми, ни королем. Она должна осущест­вляться магистратурами, установленными и выбираемыми специально для этой цели. Она должна быть приближена к местам с тем, чтобы каждый человек легко мог найти справедливость, а преступник всег­да видел над собой грозную руку госу­дарственного закона. Поэтому устанавли­ваем:

1. Суды первой инстанции для каждо­го воеводства, земли и повета, судьи ко­торых будут выбираться на сеймиках то суды первой инстанции должны быть всегда бдительны и готовы обеспечить справедливость тем, кто в ней нуждается. От до этик судов идут апелляции к главным трибуналам, которые должны быть во всех провинциях и которые должны также со­стоять из лиц, избираемых на сеймиках. Эти суды как первой, так и последней ин­станции будут судами землевладельцев для шляхты и для всех владельцев земли с кем-либо in causi iuri et facti.

2. Обеспечиваем всем городам судебные юрисдикции в соответствии с законом на­стоящего сейма «О свободных королев­ских городах».

3. Для каждой провинции утверждаем отдельные референдарские суды для рас­смотрения дел свободных крестьян, како­вые дела отнесены к этим судам прежни­ми законами.

4. Суды надворные, асессорские, реля­ционные и курляндские сохраняем.

5. Исполнительные комиссии будут иметь суды по вопросам, касающимся их компетенции.

6. Кроме судов по гражданским и уголовным вопросам для всех станов, должен быть еще верховный суд, называемый сеймовым, состав которого будет выби­раться при открытии каждого сейма. В компетенцию этого суда будут входить дела о преступлениях против народа и государства, т. е. crimina status (государ­ственные преступления). Наказываем, что­бы специально выделенные сеймом лица составили новый гражданский и уголовный кодекс».

IX. Регентство

«Стража будет являться одновременно регентским советом во главе с королевой, а в случае ее болезни — примасом. Ре­гентство может иметь место только в сле­дующих трех случаях: 1) во время мало­летства короля; 2) во время болезни, вы­зывающей длительное помешательство; 3) в случае, если король взят в плен на войне...»

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.