Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Подросток. Когда друзья важнее учёбы



 

Ещё вчера он разговаривал с родителями, а сегодня угрюм, молчалив, агрессивен. Ещё вчера он прилежно занимался, а сегодня бросил портфель и умчался по каким-то только ему понятным делам… Родители в панике: ребёнок не слушает, забросил учёбу, главное для него – приятели, подчас сомнительные. Взрослые объясняют поведение разбаловавшегося чада по-разному: «вырастили эгоиста», «это у него временное», «просто хочет обратить на себя внимание»… на самом же деле всё сложнее…

Просто у вашего ребенка начинается очередной возрастной кризис. На протяжении жизни их несколько, и каждый из них это качественно новый период, психического развития который, характеризуется особенностями в поведении и восприятии окружающего мира. Самым сложным из всех считается подростковый, его называют еще переходным. Ни один из последующих или предыдущих кризисов не несет в себе такие значительные изменения в самосознании взрослеющего ребенка. Именно в этот период формируются чувство взрослости и понимания своего места в мире и обществе. Отсюда метания и поиск своего Я.

Одновременно с изменениями психических процессов происходит быстрый рост костной ткани, в организме начинают вырабатываться новые гормоны, которые влекут за собой физиологические изменения. Понять детей в этот период очень сложно с одной стороны, они готовы часами не расставаться с друзьями, а с другой — охвачены страстью к одиночеству. Они слепо подчиняются избранному ими лидеру и тут же бунтуют против любой власти взрослых.

Считая, только себя центром вселенной, они одновременно способны на преданность и самопожертвование, ради идеи, друга, любимого человека. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, а сами при этом неимоверно ранимы. Подростки чувствуют себя, как в сказке «Гадкий утенок» неуклюжими, уродливыми, не соответствующими идеалам. Любая насмешка или неуместно высказанная шутка может стать серьезным комплексом в будущем. Их настроение постоянно колеблется между оптимизмом и пессимизмом. Буквально пять минут назад ваш сын или дочь смеялись, радуясь вместе с вами, и вот дверь в его комнату с хлопком закрылась и ребенок, уткнувшись в подушку, перестает с вами разговаривать. Иногда они действуют с не иссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Наступил возраст других интересов.Дело в том, что в подростковом периоде происходит очередная смена ведущей деятельности. Если для дошкольника важно играть, то младшему школьнику важно хорошо учиться пока не для себя, ведь осознанная мотивация начнет формироваться у него позднее. Для подростка же ведущей деятельностью становится личностное общение со сверстниками. Именно к их мнению он начинает прислушиваться, пренебрегая родительским наказам. Кроме этого подростковый возраст считается возрастом полового созревания. Именно в этот период в организме взрослеющего ребенка начинают вырабатываться стероидные гормоны, образующиеся в половых железах, этим же объясняется и повышенный интерес у подростков к противоположному полу. Если раньше ваш ребенок охотно делился с вами своими секретами о симпатиях, то теперь он тщательно это скрывает. Постарайтесь с уважением отнестись к первой влюбленности вашего уже взрослеющего мальчика. И даже если избранница вас чем-то не устраивает, проявите терпение и мудрость, присмотритесь к ней, ведь что-то такое нашел в ней ваш сын. Из опыта работы знаю, что именно этому возрасту свойственно упрямство и настойчивость в проявлении своего Я, особенно если за это надо бороться.

«Мы были не такими!» — часто говорят родители. Но, увы, и тридцать, и сто лет назад, и сегодня. Подростковый возраст — особый период в жизни человека. Любой возрастной кризис является переходом. Но только этот - назван именно «переходным». Действительно, на протяжении этого возрастного периода происходят качественные изменения, касающиеся физической, эмоциональной, интеллектуальной и нравственной сфер. Именно в этом возрасте идет планирование жизненного пути, создание образа будущего. Эти изменения характерны для любого подростка, и этот период связан с поиском себя и своего места в жизни. Представьте себе, вы неожиданно попадаете в незнакомый лес, вокруг вас деревья, какие-то животные, но вы не знаете их, не знаете, съедобны ли растения, чем питаются окружающие вас звери. Вы пытаетесь выйти, упорно стремясь найти дорогу. Но для поддержания жизни вам надо есть и пить. Если вы съедите ядовитые ягоды, то умрете от отравления. Ничего, не кушая, умрете от голода. Ожидая помощи на пеньке, всё равно умрете от бездействия. Конечно, эта метафора, но именно в таком лесу и находится сейчас ваш ребенок.

Незнание нравственных законов жизни, что такое хорошо и плохо, правильно — неправильно, часто приводит подростка к алкоголю, наркотикам, беспорядочным половым связям. Всё это варианты особого «экспериментирования» с собой и своей жизнью. Либо еще вариант социальная и личностная апатия. Ничего делать не хочу и не буду.

Для того чтобы жизненный путь подростка не превращался в хаотичное блуждание по темному лесу, необходимо развивать у него способности к пониманию себя, осознанию собственных мотивов и способностей. А это возможно только через общение и общение на равных. В этот непростой период подросток ждёт от родителей и учителей, понимания и принятие его как взрослой и вполне сложившейся личности. И если родители продолжают видеть в нём неразумного ребёнка. Это вызывает протест и не подчинение. Для него крайне важно иметь друзей, общаться с ними, проводить много времени вне дома, а родители видят в этом попытку забросить учёбу и отказаться от данных обещаний. И вот он конфликт поколений, извечная проблема «отцов и детей». Но родители забывают, что взрослеющий человек нуждается в собственном психологическом пространстве, и в первую очередь в свободе выбора.

Знания и опыт родителей, не способны уберечь ребенка от его собственных ошибок, каждый проходит этот путь самостоятельно и без посторонней помощи. Чем больше вы будите стараться уберечь дитя от «шишек», тем больнее будет его жизненный путь. Постарайтесь убрать из своего общения с ребенком указы и назидания. Станьте другом своему сыну или дочери. Расспрашивая о проблемах, не давайте советов и рецептов, интересуйтесь, что собирается делать ваш ребенок и предлагайте свою помощь. И если вдруг вы получите отказ, не отчаивайтесь. Ни в коем случае не критикуйте неудачный урок, приобретенный вашим ребенком, просто поддержите его. Он обязательно научится, он из вашего рода, а значит, у него есть все шансы найти правильный путь.

Прогресс или регресс? Когда ребенок послушен и хорошо учится, у родителей, кажется, нет проблем, они рады. Малыш растёт, становится взрослым! Однако период взросления характеризуется расширением интересов. И учёба уже не может удовлетворить все потребности подростка. Сфера его познаний выходит за рамки школы и требует не только научных знаний, но и практических умений. Таких как - отстоять свою точку зрения, легко и быстро устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, конфликтовать, не бояться ошибаться и многие другие. Усваиваются они отнюдь не за школьной партой, а как раз на перемене и после уроков. Иногда эти умения приобретаются в процессе жестокой или длительной борьбы и не обязательно кулаками, но всегда очень болезненно. Именно в этот период, возникающий страх быть не принятым среди своих, порождает комплексы, с которыми потом сложно справиться. Конечно сейчас, есть и более простые способы познакомить ребенка с необходимыми навыками – психологический тренинг, где в безопасных условиях подросток может экспериментировать свое поведение, не бояться ошибиться. Но и здесь обучение идет через общение и принятие себя и других.

Если же родители считают, что потребность в общении ребенка с друзьями - блажь, объясняя ему при этом, что главным для него должна быть учёба, они обрекают его тем самым на подчинение обстоятельствам и потере смысла жизни. Такие дети не умеют сопротивляться и отстаивать свои интересы им проще соглашаться и уступать. Да, ваш ребенок возможно и будет хорошо и прилежно учиться, но друзей и подруг он потеряет.

Как же быть?Подростковый возраст это еще и благодатное время, время для раскрытия возможностей и способностей, заложенных в ребенке. Именно в этом возрасте закладываются основные навыки самовоспитания и самодисциплины. Неустойчивость психики подростка к внешним воздействиям толкает ребят на проявление неадекватных поступков и произношение мата, о которых они потом жалеют. Разочарование, агрессия и тревожность, мир меняется прямо на глазах. Первое свидание, первый поцелуй, первая серьезная драка, первая ненависть, первое испытание - перечислять можно бесконечно. И тогда возникает вопрос: «Как же уберечься от этого и быстро войти в ресурсное состояние, как "включить" другие позитивные механизмы?»

Детям необходима помощь взрослых, профессиональных психологов, учителей, и в первую очередь родителей. Которым я предлагаю набраться терпения. И начать заново знакомиться со своим ребенком. Перед вами другой человек, с новыми интересами и привычками. Не начинайте знакомство с критики, это вызовет обратную реакцию и спровоцирует конфликт. Расскажите о себе, о том, что и кто был интересен вам в вашем возрасте next, узнайте о кумирах ребенка. Расспросите его о том, что нравится ему в его кумире, и чем бы он хотел на него походить. Поверьте, известные люди прошли не простой путь своих достижений. И даже если кумир вашего сына вызывает у вас протест, найдите в себе силы принять точку зрения ребенка, если хотите, чтобы он услышал и понял вас. Очень важно верить и поддерживать подростка в его не легком пути становления своего Я. Говорите чаще: «Ты сможешь, у тебя все получится, я люблю тебя».

Подростковый возраст период общения, но если ребенок будет только общаться и проводить все время с друзьями, его будущее будет сомнительным и туманным. Без учебы и школы не обойтись. Процесс убеждения в необходимости получения школьных знаний довольно сложен, особенно в подростковом возрасте. Если раньше он учился для родителей, получая от них, таким образом, внимание и заботу. То теперь подросший малыш ориентируется на авторитет сверстников. Поэтому и здесь от родителей потребуется терпение и спокойствие. Вам придется снова и снова искать возможности, которые помогут вашему ребенку обратить внимание на учебу. Часто слышишь на консультациях от родителей: «Я ему уже раз десять говорил об этом, а он не слышит». Увы, иногда и сто раз может оказаться мало. Но продолжайте искать возможности. Может оказаться, что в разговоре с вами ваша дочь с упоением расскажет об однокласснике, который ей нравится, или о подруге, которая стала вниманием знакомых мальчишек. И вот у вас появляется шанс предложить дочери выделиться и обратить на себя внимание одноклассника и мальчишек - стать лучшей в учебе. Объясните ей, что часто те, кто хорошо учится, завоёвывает наибольший авторитет в классе, благодаря умению проявлять свои способности.

Стремление выделиться, постоянная смена интересов и настроений. То они хотят быть в толпе, а то стремятся выделиться из нее. Это связано с неустойчивостью психики. И здесь есть тоже дополнительная возможность для родителей в мотивировании ребенка на получение прочных и качественных знаний. Объясняя ему, что стать заметным и значимым для сверстников можно благодаря хорошим оценкам, блеснув ответом на уроке или предложив свою помощь в решении задачи. Здесь главное не переборщить. Если вы будите говорить с ребенком только об учебе, игнорируя его интересы в дружбе и любви, то через какое-то время вы натолкнетесь на стену непонимания со стороны вашего горячо любимого чада. Помните, что если ребенок сам пришел к вам с какой-то проблемой, не переводите разговор на тему школы, выслушайте его терпеливо и спокойно, даже если вы очень заняты. Пожалуйста, не откладывайте разговор на потом, ему нужна ваша поддержка сейчас. Дети не умеют жить завтрашним днем, выделите 5-10 минут, помогите ребенку избавиться от напряжения и возникшего страха. Одному ему может оказаться это не под силу. Интересуясь как у подростка дела, начните с его друзей, кумиров и только потом спрашивайте о том, что нового в школе. У каждого человека есть ведущий мотив – конечная цель, есть она и у вашего ребенка. В дружеских беседах поинтересуйтесь о том, что он сделал или собирается делать для ее достижения. И если вы заметили, что у ребенка вдруг «опустились руки», не «добивайте» его своими нравоучениями: «Я же говорил или я так и знал, что ты не сможешь». Ребенку не нужна ваша оценка, он и сам понимает, что допустил ошибку, ему сейчас нужна ваша поддержка и любовь.

Помните, самой сложной и самой уникальной профессией является профессия родителя, которой, к сожалению нигде не учат. Не устаю повторять: «Ребенок больше всего нуждается в нашей любви именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.