Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие №1. Психологические основы формирования эмоционально положительного (субъектного) отношения дошкольников к природным объектам

Методические рекомендации студентам

По ТиМЭО при подготовке к 3 рейтинг-контролю

 

  1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и пси­хология. Ростов н/Д, 1996.
  2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009.

 

Практическое занятие №1. Психологические основы формирования эмоционально положительного (субъектного) отношения дошкольников к природным объектам

Выполните письменно следующие задания:

1. Заполните таблицу: приведите примеры, характеризующие компоненты интенсивности субъективного отношения к природе (по 4-5 примера)

Название компонента пример высокого уровня пример низкого уровня
Перцептивно-аффективный компонент
· уровень эстетического освоения природных объектов    
· уровень эмоциональной отзывчивости на проявления жизнедеятельности на проявления жизнедеятельности природных объектов    
· уровень этического освоения природных объектов    
Когнитивный компонент    
Практический компонент    
Поступочный компонент    

2. Заполните таблицу: приведите примеры, характеризующие различные типы модальности отношения к природе (по 4-5 примера)

Объектно-прагматический Объектно-непрагматический
Субъектно-прагматический Субъектно-непрагматический

 

 

3. Подумайте и заполните таблицу:

 

Функции «Другого», необходимые для осознания его в качестве субъекта Проявления живого существа (поведение, внешний облик…), которые мы воспринимаем как осуществление им субъектных функций
способность обеспечивать человеку переживание его собственной личностной динамики  
способность быть рефе­рентным (значимым) при построении системы отношений с миром  
способность выступать в качестве субъекта совместной деятельности и общения  

 

4. Для до­школьного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отноше­ния к природе.

 

Объясните сущность данного типа и предложите рекомендации педагогам, учитывающие особенности данного типа субъективного отноше­ния к природе.

 

5. Сформулируйте различия в способах наделения субъектностью природных объектов, подумайте, какое поведение ребенка может стать результатом использования каждого из способов.

 

Антропоморфизм Субъектификация
1. 2. 3. ….   1. 2. 3….

 

6. Назовите три механизма субъектификации природных объектов, приведите примеры использования каждого из этих механизмов в педагогическом процессе для формирования субъектного отношения ребенка к природному объекту.

 

Механизм субъектификации природных объектов Пример использования в педагогическом процессе
1.  
2.  
3.  

 

7. Выберите любое животное и подумайте, как можно сформировать по отношению к нему 1) положительное отношение, 2) отрицательное, используя воздействие природных релизеров:

 

Каналы формирования субъктивного отношения к природному объекту Пример формирования отрицательного отношения при использовании данного канала Пример формирования положительного отношения при использовании данного канала
Перцептивный канал      
Когнитивный канал А) социальные психологические релизеры Б) экологические факты      
Практический канал      

 

8. Сформулируйте рекомендации педагогам детского сада по использованию всех четырех факторов, обеспечивающих субъектификацию природных объектов.

 

9. Дайте характеристику экологичной личности (педагога и дошкольника) с точки зрения экологической психопедагогики.

 

1. Для экологичной личности свойственна психологи­ческая включенность в мир природы, базирующаяся на пред­ставлении о взаимосвязанности мира людей и мира приро­ды, в основе которого лежат следующие положения.

  Действия/поступки педагога Действия/поступки ребенка
а) экологичная личность стремится быть экологически осторожной — любое ее действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме.    
б) эколо­гичная личность стремится быть экологически умеренной, поскольку отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм и окружающую среду.    
в) экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяю­щему реализоваться духовному потенциалу, которым обла­дает взаимодействие с ним.    
г) экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные об­щественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые за­тем будут оказывать негативное влияние на развитие об­щества, иными словами, она стремится быть экологически активной.    

 

2. Для экологичной личности свойственен субъектный
характер восприятия
природных объектов, который про­является в следующем:

 

  Действия/поступки педагога Действия/поступки ребенка
а) природные объекты относятся ею к сфере «человечес­кого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия эти­ческих норм, правил и т. д.    
б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отноше­ния к себе, вещам, природе и другим людям    
в) природные объекты могут выступать для нее в качес­тве полноправных партнеров по общению и совместной де­ятельности    

 

3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:

 

  Действия/поступки педагога Действия/поступки ребенка
а) эстетическом освоении природных объектов и их ком­плексов    
б) познавательней деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процес­са познания    
в) практическом взаимодействии с природными объек­тами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними    
г) участии в природоохранной деятельности, продикто­ванное не соображениями «дальнего прагматизма» (необхо­димостью сохранить природу, чтобы ею могли пользовать­ся будущие поколения), а потребностью заботиться о при­роде ради нее самой    

 


 

Практическая работа № 2.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.