Практическое занятие №1. Психологические основы формирования эмоционально положительного (субъектного) отношения дошкольников к природным объектам
Методические рекомендации студентам
По ТиМЭО при подготовке к 3 рейтинг-контролю
Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д, 1996.
Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Сфера, 2009.
Практическое занятие №1. Психологические основы формирования эмоционально положительного (субъектного) отношения дошкольников к природным объектам
Выполните письменно следующие задания:
1. Заполните таблицу: приведите примеры, характеризующие компоненты интенсивности субъективного отношения к природе (по 4-5 примера)
Название компонента
пример высокого уровня
пример низкого уровня
Перцептивно-аффективный компонент
· уровень эстетического освоения природных объектов
· уровень эмоциональной отзывчивости на проявления жизнедеятельности на проявления жизнедеятельности природных объектов
· уровень этического освоения природных объектов
Когнитивный компонент
Практический компонент
Поступочный компонент
2. Заполните таблицу: приведите примеры, характеризующие различные типы модальности отношения к природе (по 4-5 примера)
Объектно-прагматический
Объектно-непрагматический
Субъектно-прагматический
Субъектно-непрагматический
3. Подумайте и заполните таблицу:
Функции «Другого», необходимые для осознания его в качестве субъекта
Проявления живого существа (поведение, внешний облик…), которые мы воспринимаем как осуществление им субъектных функций
способность обеспечивать человеку переживание его собственной личностной динамики
способность быть референтным (значимым) при построении системы отношений с миром
способность выступать в качестве субъекта совместной деятельности и общения
4. Для дошкольного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Объясните сущность данного типа и предложите рекомендации педагогам, учитывающие особенности данного типа субъективного отношения к природе.
5. Сформулируйте различия в способах наделения субъектностью природных объектов, подумайте, какое поведение ребенка может стать результатом использования каждого из способов.
Антропоморфизм
Субъектификация
1.
2.
3. ….
1.
2.
3….
6. Назовите три механизма субъектификации природных объектов, приведите примеры использования каждого из этих механизмов в педагогическом процессе для формирования субъектного отношения ребенка к природному объекту.
Механизм субъектификации природных объектов
Пример использования в педагогическом процессе
1.
2.
3.
7. Выберите любое животное и подумайте, как можно сформировать по отношению к нему 1) положительное отношение, 2) отрицательное, используя воздействие природных релизеров:
Каналы формирования субъктивного отношения к природному объекту
Пример формирования отрицательного отношения при использовании данного канала
Пример формирования положительного отношения при использовании данного канала
Перцептивный канал
Когнитивный канал
А) социальные психологические релизеры
Б) экологические факты
Практический канал
8. Сформулируйте рекомендации педагогам детского сада по использованию всех четырех факторов, обеспечивающих субъектификацию природных объектов.
9. Дайте характеристику экологичной личности (педагога и дошкольника) с точки зрения экологической психопедагогики.
1. Для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы, в основе которого лежат следующие положения.
Действия/поступки педагога
Действия/поступки ребенка
а) экологичная личность стремится быть экологически осторожной — любое ее действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме.
б) экологичная личность стремится быть экологически умеренной, поскольку отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают там бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм и окружающую среду.
в) экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.
г) экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она стремится быть экологически активной.
2. Для экологичной личности свойственен субъектный характер восприятия природных объектов, который проявляется в следующем:
Действия/поступки педагога
Действия/поступки ребенка
а) природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т. д.
б) природные объекты могут выступать для нее в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе и другим людям
в) природные объекты могут выступать для нее в качестве полноправных партнеров по общению и совместной деятельности
3. Для экологичной личности свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырех основных сферах:
Действия/поступки педагога
Действия/поступки ребенка
а) эстетическом освоении природных объектов и их комплексов
б) познавательней деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания
в) практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними
г) участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой