Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы прямого воздействия



Тема 3 ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ

Цель лекцииусвоение студентами основных понятий о внешней и внутренней среде организации, знакомство с методами анализа внешней и внутреннней среды.

 

План лекции:

1. Характеристика внешней среды организации

2. Факторы прямого воздействия

3. Факторы косвенного воздействия

4. Понятие внутренней среды организации

5. Анализ среды организации

6. Анализ внешней среды

7 Анализ внутренней среды

8 Методы оценки среды

Характеристика внешней среды организации

Термин «внешняя среда» включает институты и факторы, которые находятся вне организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. Если бы окружающая среда никогда не менялась, не возникало бы никаких проблем, но она меняется и скорость таких изме­нений не постоянна.

При анализе внешних факторов выделяют факторы прямого воз­действия, иногда называемые рабочей средой, и факторы косвенного воздействия, называемые общей средой.

К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредст­венно влияют на деятельность организации и испытывают на себе ее обратное влияние.

Факторы косвенного воздействия создают общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев они не носят специфи­ческого характера по отношению к отдельно взятой организации. Од­нако степень влияния состояния общей среды на различные организа­ции разная. Это связано с различиями как в сферах деятельности организаций, так и во внутреннем потенциале организаций.

 

Факторы прямого воздействия

Разные организации действуют в различных специфических условиях. Для большинства организаций внешними факторами, повышающими степень неопределенности среды, выступают поставщики, потребители, конкуренты, законы и правительственные органы, кон­тактные аудитории.

Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят экономических субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими, информационными, финансовыми, трудовыми ресурсами. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поста­вить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить ихдеятельность и потенциал. В первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара, гарантию качества поставляемого товара, временной график поставки товара, пунктуальность и обязательность выполне ния условий поставки товара.

От поставщиков капитала и финансовых ресурсов зависит объем, условия займов и взаиморасчетов, страхование деятельности организации и т.п. В качестве потенциальных инвесторов рассматриваются банки, страховые компании, программы государственных учреждение по предоставлению займов, акционеров и частных лиц. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, уровня образования, возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силы.

Потребители. Организации существуют для того, чтобы удовлетворять потребности клиентов. Последние несут в себе потенциальную неопределенность для организации, поскольку их вкусы со временем меняются и им может разонравиться та или иная услуга или продукция. Одни компании в большей степени испытывают эту неопределенность, другие в меньшей. Изучение покупателей позволяет организации точнее определить, какой продукт в наибольшей степени будет принят покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Важное значение приобретают в современных условиях различные ассоциации и объединения потребителей, оказывающих влияние не только на спрос, но и имидж фирмы.

Учет потребителей как фактора внешней среды предполагает не только прогнозирование, но и формирование вкусов и предпочтений потребителей с целью «создать потребителя». Проблема заключается в идентификации потребителя, т.е. в четком представлении о струк­туре потребностей «своего клиента». Ситуация осложняется тем, что на первый план в сфере реализации как предметов потребления, так и промышленной продукции выходят дилеры (агенты и распростра­нители).

Конкуренты. Во многих случаях не потребители, а конкуренты оп­ределяют, какой товар и по какой цене можно продавать. У любой ор­ганизации, даже монополиста, есть хотя бы один конкурент. Конкурируюцие фирмы стремятся вытеснить друг друга с рынка и считают своей победой достижение такой цели. Даже внутри организаций (чаще многопрофильных, выпускающих широкий ассортимент продукции) может быть конкуренция. Для коммерческой фирмы первой задачей является определение своих конкурентов.

Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Для того чтобы суметь достойно встретить вы­зов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь в себе достаточный потенциал, чтобы перейти к созданию продукта нового типа.

Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкуренция за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических нововведений. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рын­ке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок. Об этом важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных «пришельцев». Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие издержки за счет экономии от большого объема производства, контроль над каналами распределения, использование локальных особенностей, дающих преимущество в кон­куренции, и т.п.

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, определяющий ее права и обязанности перед государством и местными органами управления. В рыночной экономике государство оказывает на организацию косвенное влияние посредством фискальной и денежно-кредитной политики, а также прямое — через законодательные акты. Анализ правового регулирования отношений дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Важное значение имеют такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

Контактные аудитории. Менеджеры организаций должны учитывать существование в обществе определенных групп, которые пытаются влиять на деятельность организаций, например средства массовой информации, общества потребителей, общества защитников природы и окружающей среды и т.п. Данные группы воздействия оказывают существенное влияние на формирование благоприятного или неблагоприятного облика организации. Задача менеджеров состоит в формировании политики взаимодействия с контактными аудиториями для удачного решения этических проблем, не наносящих ущерб самой организации.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.