Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственное регулирование экономики в Республике Беларусь



Становление белорусской модели социально-экономического развития происходило в сложных условиях первого и второго этапов трансформации национальной хозяйственной системы. Но уже к началу 2000-х гг. был накоплен как позитивный, так и негативный опыт управления экономикой страны, который осмысливался и обобщался органами государственного управления и научными структурами.

Впервые системную характеристику белорусской модели развития дал Президент страны А. Г. Лукашенко в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов). Обобщая практический опыт по выходу республики из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, он подчеркнул следующие черты белорусской модели развития:

· сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;

· равенство различных форм собственности, в основу которого положен главный критерий развития экономики – эффективность ведения хозяйства, исходя из чего приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника;

· многовекторность внешнеэкономической политики в качестве важнейшего принципа адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

· активизация интеграционных процессов, прежде всего экономических, со странами СНГ и Россией;

· сильная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресная социальная помощь. [9, c.64]

Данные принципы и направления социально-экономической политики были заложены в Концепцию социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года, а также в Национальную стратегию устойчивого развития до 2020 года. Эти документы определили принципиальные рамки, направления и конкретное содержание развития экономики на ближайшие годы. [9, c.65]

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы – важнейший документ, в котором дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в базисном пятилетии (2006 – 2015 гг.); намечены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны на период до 2015г.; обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и внесены предложения по совершенствованию механизмов их реализации; определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия. [7, c.595]

Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы приоритетные направления развития национальной экономики следующие:

1. Стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

2. Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

3. Развитие импортозамещающих производств;

4. Устойчивое развитие регионов;

5. Строительство качественного и доступного жилья;

6. Повышение эффективности агропромышленного комплекса. [10]

Результатом работы должно было стать обеспечение продовольственной безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выходом предприятий на бездотационнную работу. Однако в ходе реализации Программы не удалось в полной мере решить ряд проблем, препятствующих развитию страны в данных направлениях. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, для которой все еще характерны высокие импорто-, материало- и энергоемкость выпускаемой продукции, относительно низкая производительность труда и, как следствие, недостаточная конкурентоспособность товаров отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Для того чтобы государство успешно реализовало свои функции по эффективному управлению экономикой, особенно при переходе от плановой к рыночной экономике, необходимо формирование соответствующей структуры государственного управления и аппарата, способного профессионально действовать в ново экономической и политической среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст. 13, п. 5).

В соответствии с Основным законом (ст. 107, п. 4) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда. [9, c.496]

Действующая система государственного управления, построенная по функционально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерства, 8 государственных комитетов и 7 государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Важную роль в структуре государственного управления экономикой играют территориальные органы соответствующих министерств и экономические органы облисполкомов и Минского горисполкома, а также рай-, горисполкомов и местных администраций.

Необходимо отметить, что сложившаяся в республике система государственного управления экономикой еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие властных структур, так как нередко одни и те же полномочия закреплены за разными уровнями управления. Поэтому функционирование системы должно основываться на соблюдении требований и принципов, главными их которых являются: наличие четко выбранных приоритетов, целеориентированность, рационализм, экономичность, обеспечение системной интеграции знаний, опыта и информации; взаимодействие и взаимодополнение рыночных и нерыночных отношений, механизмов и регуляторов. В совокупности они выражают принципы эффективного управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики требует повышения эффективности взаимодействия органов отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и региональных проблем, что в конечном итоге обеспечит переход страны к устойчивому развитию. При этом усилия государства будут концентрироваться на потребностях и интересах человека, активизации его социальной роли, развитии инициативы и предприимчивости, усилении гражданской ответственности. [9, c.498]

Как говорилось ранее, система государственного регулирования экономики включает цели и задачи экономической политики государства, субъекты и объекты, методы и инструменты ее реализации.

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. [11]

Исходя из экономической политики, выделяют следующие основные экономические системы, позволяющие осуществлять государственное регулирование экономики в нашей стране:

1. Система антимонопольного регулирования;

2. Система ценообразования;

3. Финансово-бюджетная и налоговая системы;

4. Денежно-кредитная система;

5. Валютная система и валютный контроль;

6. Система прогнозов и программ развития национальной экономики.

 

Система антимонопольного регулирования

Антимонопольное регулирование представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей его нормальному функционированию. [9, c.505]

Целями антимонопольной политики являются:

1. Оптимизация структуры рынка;

2. Воздействие на экономическое поведение субъектов;

3. Корректировка экономических результатов.

Беларусь приступила к реализации антимонопольных мер после принятия в 1992 г. Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», определяющего организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Нормы конкурентного права заложены также в Конституции, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском и Уголовном кодексах Республики Беларусь, а также в антимонопольном законодательстве в области предпринимательства и малого бизнеса, инвестиций, банковской деятельности, стандартизации, защиты прав потребителей, рекламы, внешнеэкономической деятельности. [9, c.506]

В 1993 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, преобразованный в 1995 г. в Министерство по антимонопольной политике, на базе которого в 1996 г. было создано Министерство предпринимательства и инвестиций. В области антимонопольного регулирования перед ним ставились задачи противодействия монополистической деятельности, развития конкуренции, а также регулирования отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности. Министерство было ликвидировано в сентябре 2001 г., а функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции были возложены на Министерство экономики Республики Беларусь. [9, c.507]

Основными направлениями антимонопольной политики в современных условиях являются:

1. Обеспечение контроля за экономической концентрацией;

2. Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции;

3. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференциального подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля;

4. Создание условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующими субъектами, освобожденными от ценового регулирования;

5. Развитие методологической базы по определению порядка ценового регулирования в сферах естественных монополий;

6. Составление и открытое ведение реестра монополистов. [9, c.510]

Применение каких-либо мер в данных направлениях позволит сократить масштабы монополизации и сформировать в республике добросовестную конкурентную среду, повысить конкурентоспособность продукции субъектов хозяйствования на товарных рынках.

Система ценообразования

Основными приоритетами ценовой политики в соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2011 – 2015 являются переход к рыночным механизмам ценообразования, совершенствование государственного ценового регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики.

Разработанные в стране Закон «О ценообразовании» и Концепция государственной ценовой политики определяют ее цели: контроль уровня инфляции, ограничение деятельности предприятий-монополистов и содействие формированию конкурентной рыночной среды, создание социально ориентированной системы цен применительно к товарам (услугам) первой необходимости для категорий населения с низкой покупательной способностью. [9, c.511]

Стратегическим направлением государственной ценовой политики Республики Беларусь должна оставаться либерализация цен в той мере, которая соответствует формированию рыночной среды.

При регулировании цен на макроуровне в целях социальной защиты населения определяется ограниченный перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами. Так, Совет Министров Республики Беларусь регулирует цены на коммунальные услуги, оказываемые населению; Министерство экономики – на товары (работы, услуги) предприятий-монополистов, социально значимые товары (работы, услуги), алкогольную продукцию и табачные изделия.

При регулировании цен на микроуровне местные органы власти могут регулировать цены на отдельные социально значимые товары (свежие овощи, товары для детей), ритуальные и социальные услуги, городские перевозки пассажиров и грузов всеми видами транспорта в регулярном сообщении, а также на товары (услуги), производимые локальными (местными) естественными монополиями и др. [9, c.514]

Деятельность же естественных монополий (электроэнергетика, связь, железнодорожный транспорт, тепло-, газо- и водоснабжение) регулируется в Беларуси и ряде других стран для предупреждения с их стороны монопольного завышения цен и сокращения объемов производства.

Перспективными направлениями государственной ценовой политики Республики Беларусь являются закрепление позитивной динамики макроэкономических показателей, сложившейся в последние годы, создание условий для эффективного использования трудовых, материальных, энергетических ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, стабильного роста жизненного уровня населения. [9, c.517]

Финансово-бюджетная и налоговая системы

Современная инфраструктура финансовой системы страны, включает в себя Министерство финансов и территориальные финансовые органы, органы государственного казначейства, Министерство по налогам и сборам и территориальные налоговые органы, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет, Национальный банк, Комитет государственного контроля, финансовые службы министерств и ведомств, финансовые управления предприятий и др.

Посредством указанных институтов реализуется бюджетно-финансовая политика государства, представляющая собой совокупность принимаемых решений и мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Ее основная цель сегодня заключается в принятии оптимальных решений по улучшению экономической ситуации в стране.

В современном государстве в роли основных инструментов бюджетно-финансовой политики выступают государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды. [9, c.519]

Бюджетная система Республики Беларусь – это регулируемая законодательством совокупность республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны. Как в любом унитарном государстве она имеет два уровня: республиканский и местные бюджеты. [9, c.520]

Функционирование бюджетных отношений и бюджетной системы регламентируется бюджетным законодательством, которое включает в себя следующие законодательные акты:

· Конституция Республики Беларусь (ст. 132);

· Бюджетный кодекс и принятые в соответствии с ним законы;

· декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь;

· постановления Правительства Республики Беларусь, совместные постановления Правительства и Национального банка Республики Беларусь;

· нормативные правовые акты, принимаемые Министерством финансов;

· нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления.

Бюджетный кодекс РБ вступил в силу с 1 января 2009г. и стал основой бюджетного законодательства.

Согласно Бюджетному кодексу РБ, доходы бюджета группируются следующим образом:

· налоговые доходы;

· неналоговые доходы;

· отчисления на государственное социальное страхование;

· безвозмездные поступления. [9, c.521]

По итогам I полугодия 2015 года доходы консолидированного бюджета составили 123,8 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,8% в номинальном выражении (на 11,6% − в реальном выражении). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6% (в I полугодии 2014 года – 28,2%).

Основная доля доходов консолидированного бюджета (84,6%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2015 года в бюджет поступило 104,8 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 26,4% в номинальном выражении (на 9,5% − в реальном выражении).

Основными доходными источниками бюджета остаются налог на добавленную стоимость (НДС), доходы от внешнеэкономической деятельности, подоходный налог, акцизы, налог на прибыль и налоги на собственность. Доля НДС в доходах консолидированного бюджета составила 33,7%, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности 19,0%, подоходного налога 16,9%, акцизов 8,5%, налога на прибыль 6,6%, налогов на собственность 5,7%. [12]

Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями бюджетно-налоговой политики республики на современном этапе.

Формирование стабильной доходной базы бюджета становится решающим условием осуществления преобразований в экономике. Осуществление этой задачи происходит на этапе планирования доходов бюджета.[9, c.524]

Реализация основных направлений бюджетной политики государства осуществляется не только при формировании доходной части бюджета, но и посредством расходов бюджета.

Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2015 г. профинансированы в сумме 105,7 трлн. руб. (на 10,3% выше уровня I полугодия 2014 года в номинальном выражении). Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2% и составили 26,1% ВВП. [12]

Формирование расходов бюджета основывается на: макроэкономических показателях социально-экономического развития Беларуси и приоритетах бюджетной политики; предельных возможностях бюджета, определяемых его доходной частью; государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией прав граждан; действующих финансовых нормах и нормативах.

Объем расходов республиканского бюджета определяется с учетом программ социально-экономического развития страны и устанавливается законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год; местных бюджетов – с учетом программ социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы и устанавливается решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.[9, c.526]

Основы бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь заложены в Конституции.

Право устанавливать республиканские налоговые платежи, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию Республики Беларусь. Введение местных налогов и сборов, утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов.

В Беларуси основным правовым документом, регламентирующим налоговое законодательство, является Налоговый кодекс РБ. Но в тоже время налоговое законодательство включает также и другие нормативные акты, регулирующие налоговые отношения: декреты, указы, распоряжения Президента, постановления Правительства и т.д.[9, c.529]

В развитых государствах мира доля косвенных налогов в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%. В налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой они занимают доминирующее положение – от 50 до 70% доходов бюджета, в Беларуси – около 50% всех налоговых поступлений.

Базовым документом для налоговой системы является Закон «О налогах и сборах взимаемых в бюджет Республики Беларусь», который определяет круг налогоплательщиков, их права, обязанности и меры ответственности, виды общегосударственных налогов и сборов, сроки и порядок их уплаты и зачисления в бюджет, порядок предоставления льгот.[9, c.532]

Денежно-кредитная система

Денежно-кредитная система, являясь составной частью единой государственной экономической политики, представляет собой деятельность, направленную на регулирование денежной массы в обращении, объема кредитов экономике, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и финансового рынка для достижения общеэкономических целей. С ее помощью государство управляет денежным предложением и создает условия для доступа экономических субъектов к кредитам в объемах, соответствующих задачам экономической политики.

Денежно-кредитная политика разрабатывается Национальным банком совместно с Министерством финансов и другими государственными органами Республики Беларусь. Субъектами, реализующими денежно-кредитную политику, являются Национальный банк (ведущий субъект или монетарный регулятор) и другие банки страны.

Целевые параметры денежно-кредитной политики оказывают воздействие на эффективность инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и, соответственно, на процессы воспроизводства, инфляции и занятости. Таким образом, изменяя условия функционирования банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, Национальный банк определяет не только направление их деятельности, но и ход экономического развития Беларуси. [9, c.545]

Поскольку денежно-кредитная политика является одним из ключевых инструментов государства по регулированию экономики, ее конечные цели совпадают с общими целями государственной экономической политики – обеспечение устойчивого экономического роста, высокой занятости, стабильного уровня цен и равновесия платежного баланса.

Стратегия и тактика денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год определяется в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» в соответствии с долгосрочными монетарными целями и задачами, а также их конкретизацией на планируемый период. Разработка и реализация денежно-кредитной политики предполагает этапность процесса и согласованность прогнозов, решений и действий каждого этапа. [9, c.549]

Приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение устойчивости белорусского рубля как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. В то же время «Стратегией развития банковского сектора Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы» определено постепенное смещение акцента ее целевых ориентиров в сторону поддержания финансовой стабильности, что предполагает также устойчивую работу финансовых рынков и институтов. Это будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе и обеспечению стабильности национальной валюты на постоянной основе. [9, c.550]

Валютная система и валютный контроль

Валютная система Беларуси является составной частью национальной денежной системы, представляет собой правовую форму организации валютных отношений в стране и регулируется национальным законодательством в соответствии с требованиями, правилами и нормами международного права.

Важнейшим элементом валютной системы Беларуси является национальная валюта – белорусский рубль.

В условиях открытого типа экономики ключевое значение в процессе достижения финансовой стабилизации и экономического роста принадлежит режиму валютного курса. Его можно определить как цену валюты одной страны, выраженную в валюте другой страны. С 1993 г. официальный курс белорусского рубля устанавливается Национальным банком по отношению к свободно и ограниченно конвертируемым валютам. По отношению к российскому рублю и доллару США он формируется по результатам фиксинга на торгах, проводимых ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; к другим иностранным валютам определяется на основании кросс-курса к ним доллара США. [9, c.552]

Важным элементом валютной системы являются валютные ограничения. Они вводятся в целях выравнивания и оптимизации платежного баланса Республики Беларусь, стабилизации и поддержания курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.

В рамках регулирования внутреннего оборота валютных ценностей применяются количественные ограничения покупки-продажи населением наличной иностранной валюты, запрет валютного кредитования физических лиц, установление перечня реализуемых за иностранную валюту товаров, что способствует сокращению расчетов в иностранной валюте на территории страны и создает механизмы наращивания расчетов в белорусских рублях.

В соответствии с действующим законодательством валютное регулирование – это деятельность государственных органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. [9, c. 553-555]

Президент Республики Беларусь определяет систему валютного регулирования и валютного контроля и принимает меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с действующей Конституцией.

Органами валютного регулирования являются Совет Министров, который принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства Республики Беларусь, и Национальный банк.

Объектами валютного регулирования являются операции с валютными ценностями; субъектами валютных операций – юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

С целью обеспечения экономической безопасности и реализации эффективных мер в сфере валютного регулирования в стране сформирована система валютного контроля, деятельность органов и агентов которого направлена на обеспечение соблюдения резидентами и неризедентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.

Органами валютного контроля являются: 1. Совет Министров Республики Беларусь; 2. Национальный банк; 3. Комитет государственного контроля; 4. Государственный таможенный комитет. Агентами валютного контроля являются: 1. Органы государственного управления, республиканские органы государственного управления и областные (Минский городской) исполнительные комитеты; 2. Банки и НКФО; 3. Таможни [9, c.557]

Валютная система Беларуси является одной из ключевых составляющих экономической политики государства, органично связана с денежно-кредитной и бюджетной (фискальной) системой и призвана обеспечивать стабильность национальной валюты, равновесие платежного баланса, усиление конкурентоспособности отечественного экспорта на международных рынках, создание условий для привлечения иностранных инвестиций, наращивание золотовалютных резервов и повышение международного рейтинга страны. Выбор инструментов и механизмов ее осуществления зависит от степени открытости экономики, темпов роста ВВП, характера проводимой денежно-кредитной политики, уровня развития фондового рынка, структуры банковской системы, темпов инфляции, величины золотовалютных резервов, состояния платежного баланса, условий развития бизнес-среды, конкуренции и других факторов. [9, c.559]

Система прогнозов и программ развития национальной экономики

Распад Советского Союза привел к ликвидации централизованного планирования – одного из главных инструментов государственного регулирования в административно-командной системе управления. С переходом к рыночным отношениям потребовались радикальные изменения в планировании и методах хозяйствования.

Для преодоления возникших негативных тенденций были разработаны Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния (1994 г.), Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996 – 2000 годы.

Опыт кризисных лет показал, что рыночное саморегулирование без регулирующего участия государства приводит к серьезным перекосам и провалам в социально-экономических процессах. Государство, опираясь на возможности планирования и регулирования, призвано устранять возникающие деформации и периодически возвращать эти процессы в состояние динамической сбалансированности. [9, c.558]

Следует отметить, что в современных условиях меняются содержание и организация планирования: жесткое директивное планирование заменяется направляющим, регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночным отношениям.

Весь массив действующих прогнозных и программных разработок классифицируется нормативными правовыми документами по следующим группам:

1. Государственные прогнозы и программы социально-экономического развития Республики Беларусь;

2. Государственные программы;

3. Отраслевые программы;

4. Региональные программы.

Первая группа включает совокупность прогнозов и программ социально-экономического развития, разрабатываемых согласно закону «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (1998 г.).

Вторая группа охватывает государственные и межгосударственные программы. Государственные в свою очередь подразделяются на президентские, национальные и республиканские; народнохозяйственные и социальные; научные и научно-технические.

Третья группа охватывает отраслевые, четвертая – региональные программы. [9, c.590]

Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь представлена:

· на долгосрочную перспективу – Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (на 15 лет) и Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);

· на среднесрочную перспективу – Программой социально-экономического развития Республики Беларусь (на 10 лет);

· на краткосрочную перспективу – годовым прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы составляются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития страны проводится Советом Министров Республики Беларусь. Важнейшие параметры прогноза утверждаются Президентом Республики Беларусь. [9, c.592-593]

Таким образом, можно сказать, что главной целью регулирования экономики в Республике Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики. Регулирование в основном совершается административными методами, к которым относятся регулирование цен, государственное планирование и перераспределение, организация государственного контроля и системы информации. Исходя из экономической политики, выделяют следующие основные экономические системы, позволяющие осуществлять государственное регулирование экономики в нашей стране:

1. Система антимонопольного регулирования;

2. Система ценообразования;

3. Финансово-бюджетная и налоговая системы;

4. Денежно-кредитная система;

5. Валютная система и валютный контроль;

6. Система прогнозов и программ развития национальной экономики.

Особенно актуальным для нашей экономики является антимонопольное регулирование, так как у нас все еще достаточно высокий уровень монополизации производства.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.