Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Противоречия государственного регулирования экономики



Государственное регулирование рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:

−отмеченные десятилетия были периодом почти безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;

−наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;

−на стабильно высоком уровне поддерживалась занятость;

−относительно быстро и устойчиво повышались доходы и уровень жизни населения.

Но уже к концу 60-х гг. стали обнаруживаться серьезные проблемы, корни которых начали усматривать в государственном регулировании экономики. Ученые стали говорить не только о "дефектах" и "провалах" рынка, но и о "провалах" и "дефектах" государства [8, с.301].

Так, причины возникновения инфляции обнаруживались в применении в послевоенный период кейнсианской модели регулирования с ее упором на меры бюджетной политики. В самом деле, в целях стимулирования экономического роста государство нередко тратило средств больше, чем поступало в его бюджет в виде налогов. Дефицит госбюджета во многих странах принял хронический характер и основным средством борьбы с ним стала эмиссия денег и государственных ценных бумаг (государственные заимствования). Все это не могло не способствовать росту инфляции.

Инфляция также связывалась с политикой полной занятости. Эта политика предполагала вовлечение в производство всех факторов производства, в том числе и недостаточно эффективных, но требующих вознаграждения на уровне эффективных. Соответственно, владельцы эффективных факторов производства, прежде всего труда, требовали за них цену более высокую, чем за неэффективные факторы. В результате возникала "инфляционная спираль". К началу 70-х гг. инфляция из ползучей стала переходить в галлопирующую.

Обострение проблемы инфляции во многом способствовало тому, что в 70-е гг. в странах с рыночной экономикой стали происходить изменения в практике регулирования экономики. На смену кейнсианской модели начали использоваться модели политики предложения. Однако не без воздействия этой политики многие страны столкнулись с такими новыми для них проблемами, как слампфляция и стагфляция.

Слампфляция характеризуется сочетанием экономического спада, роста безработицы и высокой инфляции, что явно противоречило "кривой Филиппса". Периоды 1973 - 1975 гг. и 1980 - 1982 гг. характеризовались значительным спадом производства практически во всех странах с рыночной экономикой при сохранении инфляционных процессов.

Стагфляция характеризуется сочетанием экономического застоя, высокой безработицы и инфляции. Одностороннее движение цен вверх, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру и даже спад производства, - то, что получило название "эффекта храповика" - явление, характерное для стагфляции.

В целом, государственное регулирование натолкнулось на ряд противоречий.

1. Противоречие между целями государственного регулирования. Например, нужно одновременно сдерживать инфляционный рост цен и обеспечивать полную занятость, что, как мы видели, не всегда совместимо. Особо выделяется противоречие между социальной справедливостью и экономической эффективностью, которое проявляется в том, что стремление государства добиваться большей социальной справедливости путем более равномерного распределения национального дохода ведут к снижению эффективности производства того же национального дохода.

2. Противоречие между моделями государственного регулирования. В основном это противоречие между моделями, предполагающими активное государственное вмешательство в экономику, и моделями, предполагающими весьма умеренное вмешательство. В результате в политике государства в 70 - 90-е гг. наблюдался своеобразный маятник между дирижизмом и либерализмом, отразившийся в последовательной смене друг друга у государственной власти представителей дирижизма и либерализма.

3. Противоречие между инструментами государственного регулирования.

Например, стимулирование совокупного спроса через налогово-бюджетную политику может вести к повышению ставки процента и сдерживать чистый экспорт.

Сужает возможности экспорта и политика "дорогих денег". Не всегда избыточные банковские резервы, образующиеся под воздействием государственной политики, превращаются в кредиты, так как банки в период спада их ограничивают, заботясь о своей ликвидности.

4. Противоречия, вызываемые наличием временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий. Экономика нередко реагирует на эти меры с запозданием, причем иногда эта реакция уже не соответствует изменившейся за время после принятия решения экономической ситуации [8, с.306].

Все эти противоречия предстают как объективно неизбежные, в связи с чем возникает проблема выбора оптимального варианта государственного регулирования. Большую роль в таком выборе начинает играть экономическая наука. Ее практическая функция все более усиливается.

На основе изученного материала можно сделать следующие выводы:

1. У каждой страны разная степень вмешательства в экономику, так как это связано с различными спецификами и отличиями, присущими только данной стране или группе стран. Поэтому создание какого-либо универсального набора инструментов, подходящего любой стране для государственного регулирования вряд ли представляется возможным.

2. Государство играет немаловажную роль в регулировании экономики, особенно при переходе от плановой к рыночной экономике. И приходит на помощь рынку в тех сферах, где он терпит фиаско.

3. При переходе от плановой к рыночной экономике функции государства в управлении экономикой постепенно сокращаются. И в связи с этим необходимо правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества. Для выполнения своих функций государство применяет административные и экономические методы. Они применяются для достижения поставленных государством целей и погашения различных негативных эффектов.

4. В государственном регулировании возникают противоречия между: целями и моделями регулирования, инструментами регулирования. Также противоречия возникают из-за наличия временного лага между выявлением существующих в экономике проблем, принятием решений и проведением конкретных мероприятий.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.